ОРКСЭ, 4 класс. Храм.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШНО № 196
План - конспект урока
по теме:
«Храм»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Рачкова Мария Владимировна
Москва 2015
Тема урока: «Храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с понятием «православный храм», его внешним видом, устройством и назначением;
- сформировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей;
развивающие:
- развивать и активизировать навык анализа понятий, активного слушания;
- развивать и обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умение работать с учебной литературой и иллюстрациями;
воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Основные понятия и термины: храм, икона, иконостас, алтарь, Богоматерь
Оборудование: презентационный материал, фрагменты записи колокольного звона
Ход урока:
Эпат урока | Ход урока | Деятельность учащихся | Оснащение этапа урока |
Самоопределение к действию | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. | Самоорганизация, проверка готовности к уроку | - |
Актуализация знаний. Формулирование темы урока | Предлагаю вам послушать запись и сказать, где можно услышать эти звуки? - Кто из вас был в храме? - Что запомнилось больше всего? - Что такое храм? - Кто из вас знает как устроен храм? - Предположите, какова же будет тема урока. Что бы вы хотели узнать? Чему научиться? | Слушание, ответы учащихся Формулирование темы урока | Аудиозапись фрагмента церковного богослужения Слайд 1 презентации |
Изучение нового материала | Выясним, что же такое храм. Попробуйте сформулировать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. | Работа в парах. | Слайд 2 презентации |
Сравнение определений понятия храма с толкованием слова в словаре | Осмысленное чтение, сравнение, понимание | Слайд 3 презентации | |
Беседа: - Зачем люди посещают храм? - Где строились храмы на Руси? | Ответы учащихся, дополнения учителя | Слайд 4 презентации | |
- Чем храм отличается от других строений? Внешнее устройство храма. Храм Божий по внешнему виду отличается от других зданий. Храмы бывают различной формы: в виде креста - храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Дьявола; в виде продолговатого корабля - Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном; в виде круга - вечность Церкви Христовой; в виде восьмиугольника или звезды - Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. - Чем завершается здание храма сверху? (куполом) - На что похож купол? (пламя свечи, шлем богатыря, луковица) - Что он символизирует? (небо) - Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест. - Что символизирует крест? (Крест – это распростертые руки Бога, зовущие нас к Себе.) - Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (Дополнительные сведения о том, что означает количество куполов: 1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа; 2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое); 3 купола — Святая Троица; 5 куполов — Христос и четыре евангелиста; 7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских; 9 куполов — девять чинов ангельских; 13 куполов — Христос и 12 апостолов. 24 купола - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете; 25 куполов - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос; 33 купола - возраст Христа, в котором его распяли.) - Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. - Почему колокольня такая высокая? (Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность.) - Для чего звонят в колокола? (Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, возвещать тем, кто находится вне храма о важных моментах службы. Раньше колокольным звоном созывался народ на вече (собрание), или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях.) Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым». На праздник Пасхи есть традиция - любой желающий может звонить в колокола (апрель нынешнего года – пасхальные дни и есть возможность позвонить в колокола). - Какие чувства вызывают у вас звон колоколов? | Рассматривание иллюстраций, сравнение Активное слушание, работа с иллюстрациями, ответ на вопросы | Слайд 5 - 8 презентации Слайд 9 презентации Слайд 10 презентации Слушание в аудиозаписи колокольные звоны | |
Физминутка | |||
Виртуальная экскурсия по храму. Представим, что мы вошли в храм. Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Кто из вас знает, из каких частей состоит храм внутри? Внутри православный храм разделяется на три части: 1. Притвор (В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.) 2. Храм (Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.) 3. Алтарь. (Главнейшая часть храма, где служат священники) | Ответы детей | Слайд 11 презентации | |
Исследовательская работа с опорой на материал учебника: 1 группа 1. Выяснить значения понятий: икона, иконостас, Царские врата. 2. Почему никто не имеет права входить в алтарь без благословения? 2 группа 1. Выяснить, что такое благословение. 2. Кто и в каких случаях может благословлять? 3 группа 1. Выяснить значение понятий кадило, канун, молитвенная память. 2. Что означают слова «чадить» и «кадить». Что значит «покадить кому-то»? 4 группа 1. Рассказать о Богоматери. 2. Какие иконы Богоматери знаете? | Работа в группах | Слайд 12 - 13 презентации Слайд 14 презентации Слайд 15 презентации | |
Составление правил поведения в храме: 1. Вести себя в храме тихо и скромно. 2. Мальчикам и мужчинам быть в церкви без головного убора, а девочкам и женщинам быть с покрытой головой (платок, шапка и т.д.) 3. Не разговаривать во время службы | Работа в парах | ||
Рефлексия | Сегодня на уроке я узнал … Мне было интересно... Хочу узнать … | Ответы детей | |
Итог урока | Подведение итога урока. Оценка деятельности учащихся | ||
Домашнее задание | Материал учебника с. 48-51, подготовить рассказ об одной иконе Богоматери |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
конспект урока ИЗО 3 класс "ХРАМ"
Конспект урока по изобразительному уроку 3 класс...
Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". 4 класс. "Храм".
Урок ОРКСЭ, Программа "Школа России". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема: Храм. С применением технологии деятельностного метода....
Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс "Храм"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о храме.Задачи урокаДидактические:1 Ознакомление учеников с понятиями: «храм», «икона», ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...