ОРКСЭ, 4 класс. Храм.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Рачкова Мария Владимировна

Технологическая карта урока по теме "Храм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Храм.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШНО №  196

План - конспект урока

по теме:

«Храм»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Рачкова Мария Владимировна

Москва 2015

Тема урока: «Храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с понятием «православный храм», его  внешним видом, устройством и назначением;
  • сформировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей;

развивающие:

  • развивать и активизировать навык анализа понятий, активного слушания;
  • развивать и обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать умение работать с учебной литературой и иллюстрациями;

воспитательные:

  • воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Основные понятия и термины: храм, икона, иконостас, алтарь, Богоматерь

Оборудование: презентационный материал, фрагменты записи колокольного звона

Ход урока:

Эпат урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Оснащение этапа урока

Самоопределение к действию

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Самоорганизация, проверка готовности  к уроку

-

Актуализация знаний. Формулирование темы урока

Предлагаю вам послушать запись и сказать, где можно услышать эти звуки?

- Кто из вас был в храме?

- Что запомнилось больше всего?

- Что такое храм?

- Кто из вас знает как устроен храм?

- Предположите, какова же будет тема урока. Что бы вы хотели узнать? Чему научиться?

Слушание, ответы учащихся

Формулирование темы урока

Аудиозапись фрагмента церковного богослужения

Слайд 1 презентации

Изучение нового материала

Выясним, что же такое храм. Попробуйте сформулировать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

Работа в парах.

Слайд 2 презентации

Сравнение определений понятия храма с толкованием слова в словаре

Осмысленное чтение, сравнение, понимание

Слайд 3 презентации

Беседа:

- Зачем люди посещают храм?

- Где строились храмы на Руси?

Ответы учащихся, дополнения учителя

Слайд 4 презентации

- Чем храм отличается от других строений?

Внешнее устройство храма.

     Храм Божий по внешнему виду отличается от других зданий. Храмы бывают различной формы: в виде креста - храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Дьявола;

в виде продолговатого корабля - Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном;

в виде круга - вечность Церкви Христовой;

в виде восьмиугольника или звезды - Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

- Чем завершается здание храма сверху? (куполом)

- На что похож купол? (пламя свечи, шлем богатыря, луковица)

- Что он символизирует? (небо)

- Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест.

-  Что символизирует крест?

(Крест – это распростертые руки Бога, зовущие нас к Себе.)

- Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

(Дополнительные сведения о том, что означает количество куполов:

1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа;

2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);

3 купола — Святая Троица;

5 куполов — Христос и четыре евангелиста;

7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;

9 куполов — девять чинов ангельских;

13 куполов — Христос и 12 апостолов.

24 купола - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;

25 куполов - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;

33 купола - возраст Христа, в котором его распяли.)

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

- Почему колокольня такая высокая? (Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность.)

- Для чего звонят в колокола? (Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, возвещать тем, кто находится вне храма о важных моментах службы. Раньше колокольным звоном созывался народ на вече (собрание), или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях.) 

     Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым».

На праздник Пасхи есть традиция - любой желающий может звонить в колокола (апрель нынешнего года – пасхальные дни и есть возможность позвонить в колокола).

- Какие чувства вызывают у вас звон колоколов?

Рассматривание иллюстраций, сравнение

Активное слушание, работа с иллюстрациями, ответ на вопросы

Слайд 5 - 8 презентации

Слайд 9 презентации

Слайд 10 презентации

Слушание в аудиозаписи колокольные звоны

Физминутка

Виртуальная экскурсия по храму.

Представим, что мы вошли в храм.

Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

Кто из вас знает, из каких частей состоит храм внутри?

Внутри православный храм разделяется на три части:

1. Притвор (В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.)

2. Храм (Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.)

3. Алтарь. (Главнейшая часть храма, где служат священники)

Ответы детей

Слайд 11 презентации

Исследовательская работа с опорой на материал учебника:

1 группа

1. Выяснить значения понятий: икона, иконостас, Царские врата.

2. Почему никто не имеет права входить в алтарь без благословения?

2 группа

1. Выяснить, что такое благословение.

2. Кто и в каких случаях может благословлять?

3 группа

1. Выяснить значение понятий кадило, канун, молитвенная память.

2. Что означают слова «чадить» и «кадить». Что значит «покадить кому-то»?

4 группа

1. Рассказать о Богоматери.

2. Какие иконы Богоматери знаете?

Работа в группах

Слайд 12 - 13 презентации

Слайд 14 презентации

Слайд 15 презентации

Составление правил поведения в храме:

1. Вести себя в храме тихо и скромно.

2. Мальчикам и мужчинам быть в церкви без головного убора, а девочкам и женщинам быть с покрытой головой (платок, шапка и т.д.)

3. Не разговаривать во время службы

Работа в парах

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал …

Мне было интересно...

Хочу узнать …

Ответы детей

Итог урока

Подведение итога урока. Оценка деятельности учащихся

Домашнее задание

Материал учебника с. 48-51, подготовить рассказ об одной иконе Богоматери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

конспект урока ИЗО 3 класс "ХРАМ"

Конспект урока по изобразительному уроку 3 класс...

Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". 4 класс. "Храм".

Урок ОРКСЭ, Программа  "Школа России". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема: Храм. С применением технологии деятельностного метода....

Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс "Храм"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о храме.Задачи урокаДидактические:1 Ознакомление учеников с понятиями: «храм», «икона», ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...