Милосердие
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данный урок направлен на формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народа России и уважении к ним. А также на освоение комплекса предметных знаний о значении нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей; универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokpoleshchuk_v.v.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «Основы православной культуры»
4 класс, УМК «Гармония»
Полещук Виктория Викторовна,
Учитель начальных классов
МБОУШР «Гимназия»,
Высшая квалификационная категория
Данный урок направлен на формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народа России и уважении к ним. А также на освоение комплекса предметных знаний о значении нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей; универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.
Актуальность данной разработки в том, что происходит комплексное знакомство обучающихся с основами православной культуры, происходит процесс формирования у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. Обучающиеся проверяют свои знания и умения; учатся открывать новые знания и умения, применять их на практике; работать в группах; демонстрировать умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать. В ходе этого урока обучающиеся овладевают практическими умениями и навыками, благодаря работе с разными источниками информации. В итоге, дети выполняют творческое задание, в формате Pecha Kucha – составляют четыре кадра по изученной теме c комментированием каждого в течение 20 секунд. Таким образом, ученики, используя разнообразные методы деятельности, демонстрируют получившийся опыт. Этот вид деятельности позволяет увидеть продукт своего труда. Урок, построенный на деятельностной основе, нравится детям. В ходе урока применяются приемы технологии критического мышления, технология проблемного диалога.
Такие уроки, являются для ребят помощниками в овладении, закреплении и обобщении полученных знаний, умений и навыков.
Данная методическая разработка может быть полезна родителям обучающихся, обучающимся и учителям.
Тема: Милосердие и сострадание
Цели:
1. Познавательный аспект.
Познакомить со словами милосердие, милостыня, сострадание, ближний.
Формируемые УУД: уметь проанализировать заповедь «Люби ближнего, как самого себя»; уметь организовать учебную деятельность посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.
2. Развивающий аспект:
Развитие речи: обогатить словарный запас, уметь выделять в тексте смысловые линии, развивать монологическую и диалогическую речь.
Формируемые УУД: общеучебные, логические действия, а также постановка и решение проблемы. Ориентироваться в потоке учебной информации, ее переработка и усвоение; осуществлять поиск недостающей информации, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы. Способствовать осознанию, почему милосердие и сострадание воспринимается выше всех других радостей в жизни.
3. Воспитательный аспект:
Создать условия для формирования интереса и воспитания уважения к русским народным традициям, русской духовной культуре.
Формируемые УУД: Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.
Основные понятия: Милосердие, сострадание, умиление, ближний.
Оборудование: мультимедийное оборудование, маршрутные листы, учебник А.В.Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России и основы религиозных культур и светской этики», М., «Просвещение»,2012; толковый словарь, карточки с заданиями для групповой работы; для творческой деятельности по 4 альбомных листа, фломастеры.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная и групповая работа с источниками информации.
Ход урока
Этап 1.Организационный момент
Учитель: Я рада вновь встретиться с вами! Здравствуйте!
«Глаза - зеркало души». Так ли это?
Ответы учеников.
Этап 2. Определение темы. Мотивация
2.1.Учитель: Приятно разговаривать, когда глаза собеседника озаряются радостью, счастьем. Мы видим счастливого человека. А счастье-это когда человек радуется каждому мгновению в жизни и щедро одаривает окружающих теплом души, любовью.
2.2. Что же такое Любовь?
Любовь – понятие многогранное. Почему? Отвечу. Когда рождается ребенок, он, не умея говорить, первым своим взглядом говорит нам: Я родился! Мама - ты мне нужна! А мама, глядя на своего малыша, с огромным чувством любви берет его на руки и как лебедь прячет его в мягких, нежных объятиях, произнося тихим, ласковым голосом: «Ты мой, ты - мое солнышко!» Это и есть слова любви, слова счастья. И если вы посмотрите в ее глаза, то увидите в них радость, почувствуете нежность, заботу.
2.3. На протяжении всей жизни происходят разные моменты в жизни, когда тебе плохо или случается беда, прибегаешь к помощи семьи, друзей и просишь у них совета, а они в свою очередь страдают вместе с тобой, помогают тебе! Тяжело смотреть в глаза, в которых много боли, печали. Мы понимаем, что этот человек нуждается в помощи. И, чтобы твои глаза засверкали от счастья, нужно пройти много испытаний!
2.4. Вспомните русские народные сказки, в которых главный герой, пройдя все испытания, все-таки становился счастливым.
Ответы детей: Иван-царевич, Василиса-Премудрая, Машенька, звери из «Теремка»…… .
2.5.Учитель: Слова любовь, сострадание, милосердие – это слова жизни настоящего человека! Какой вопрос возник у вас?
Ученики: Почему слова любовь, сострадание, милосердие – это слова жизни настоящего человека?
Учитель: Назовите тему урока.
Ученики: Любовь, сострадание, милосердие.
Учитель: Эти три слова взаимодополняют друг друга. Два слова включает в себя значение одного слова. Догадались? Это слова….
Ученики: Милосердие и сострадание.
Учитель: Молодцы, тема урока – Милосердие и сострадание.
2.6. Организация целеполагания
Чтобы достичь главной вершины, понять, что такое милосердие, нам предстоит сделать открытия в мире чувств, мыслей, жизненных целей и установок, а для этого нужно выбрать правильный маршрут. С чего начнем?
Ученики: С карты открытий.
Учитель: А чтобы не сбиться с правильного пути, нам нужно ответить на вопрос: « Почему любовь, сострадание, милосердие – это слова жизни настоящего человека?». Догадались, какие открытия нам предстоит сделать?
Ответы учеников:
- Мы должны понять, что обозначают слова милосердие, сострадание, любовь.
- Узнать, в каких ситуациях нужно применять их.
- Я хочу узнать, почему слова - любовь, сострадание, милосердие – это слова жизни настоящего человека?
- Как можно применять заповеди Иисуса Христа в жизни.
2.7. Учитель: Обозначим маршрут: Главная вершина – милосердие; первая ступень – слово милосердие; вторая ступень – слово сострадание; третья ступень – практическая; четвертая ступень - подведение итогов, рефлексия.
Оцените степень своего знания по этой теме, используя линеечки:
Знаю; (+,-)
Не знаю; (+,-)
Хочу узнать. (+,-)
Этап 3.Открытие новых знаний
3.1.Учитель: Начинаем наше интересное путешествие в страну заповедей Иисуса Христа. Послушайте притчу о добром Самарянине. Стр. 42-44 « Притча о добром Самарянине»
Работаем с текстом, при чтении используйте знаки:
! интересно, ? возник вопрос, + все понятно, - ничего не понятно.
Оцените свою работу, по следующим критериям:
1.Мне все понятно.2.Много интересного. 3. Ничего не понял. 4. Хочу знать больше.
3.2.Анализ прочитанной притчи
Учитель: Какая среди множества заповедей самая главная?.
Ученик: « Люби ближнего, как самого себя».
Учитель: « А кто мой ближний?».
Ученик: Ответ людей: « Я люблю тех, кто меня любит, то есть мою семью и моих друзей, т.е. близких людей»
Ученик: «Ближний –это тот, кто нуждается в твоей помощи»
Учитель: Почему приезжий человек протянул руку помощи человеку, который недавно подшучивал над ним? Ведь можно было подумать: « Как ты ко мне, так и я к тебе»; « Получай по заслугам», « Так тебе и надо»
Ученики: Нужно протянуть руку помощи человеку, которому хуже, чем тебе.
Учитель: Это и есть милосердие, милосердное прощение. Оно выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
Учитель: Сделаем вывод: « Что такое милосердие?»
Ответы детей
Учитель: Откройте толковый словарь, найдите объяснение лексического значения слова – милосердие.
Ученики: Милосе́рдие – милое сердце, милующее сердце.
Учитель: Друзья, в жизни бывают разные неприятности. Вы согласны? Но вы должны понимать, что когда после несчастного случая или болезни человек становится ИНВАЛИДОМ – это горе, настоящее несчастье! И здоровому человеку нужно проявлять ноты душевной теплоты к горю этого человека. Как мы будем называть человека, который помогает больным, несчастным, т.е. протягивает руку помощи?
Ученики: Милосердным
Этап - Динамическая пауза: «Вышли мышки как- то раз, посмотреть, который час! Раз, два, три, четыре! Мыши дернули за гири, тут раздался страшный гром, побежали мышки вон!».
Учитель: Как вы считаете, почему Кот Леопольд всегда прощал мышатам их шалости?
Ученики: ответы
Учитель: А что такое сострадание?
Работа по толковому словарю. Сострадание – сочувствие другому страданию.
Учитель: А вот бывает, что у вас сломалась ручка, и вы начинаете ссориться со всеми, кто вас окружает. Возникает вопрос: Зачем? Ведь это мелкая неприятность, и ее можно исправить.
Идет дискуссия.
Этап 4. Подведение промежуточного итога
Учитель: Так можно ли радоваться беде ближнего? А вот сострадать вместе с этим человеком – это благородный поступок! Так вот почему, Иисус Христос говорил: «Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, это тот, кто нуждается в твоей помощи».
Учитель: Подведем итоги. Достигли мы первой вершины?
Ответы учеников.
Учитель: Подведем итоги. Достигли мы второй вершины?
Ответы учеников.
Учитель: Обозначьте красным цветом вершины №1,№2, если вы не поняли, о чем говорится; Синим цветом, если вам все понятно; Зеленым цветом, если вам все понятно и вы хотите изучать эту тему дальше.
Этап 5. Закрепление материала через практическое действие
5.1.Учитель: Мы продолжаем путешествие и приближаемся к вершине №3. Практика.
Основная цель: Преодолеть препятствия вы сможете, если будете слушать, слышать друг друга, найдете наиболее правильный путь в решении задачи.
5.2. Учитель: Согласно выбору цветовых линеечек (красные, желтые, синие), вы организуетесь в группы. Выбираете командира, помощника командира, лучшего чтеца, лучшего пересказчика, лучшего мыслящего.
Обязанности: командир отвечает за организацию работы; помощник организует работу так, чтобы каждый участвовал в решении общей задачи; пересказчик - пересказывает текст; мыслитель - может проанализировать текст и помочь всем сделать вывод.
Представлять итоги деятельности могут либо вся команда, либо каждый член команды.
На работу отводится 5 минут.
Далее группа представляет свой продукт.
В обсуждении данных проблем могут участвовать все ученики класса.
5.3. Работа в группах (из 15 человек -3 группы по 5 человек)
1 группа. Задание: Прочитайте текст. Проанализируйте поступок героя рассказа и сделайте вывод.
Наступила перемена. Все ребята вышли в коридор, отдохнуть. Мальчики стояли возле окна и разговаривали. Девочки играли со скакалкой. Вдруг из коридора выбежал какой-то мальчик и толкнул играющую девочку. Она заплакала и тихо сказала, что сильно болит нога и встать на нее она не может. Кто-то из ребят побежал ,сообщил учительнице, а остальные помогали своей однокласснице пережить этот несчастный случай.
Вопрос: Как бы вы поступили на месте мальчика, который своим баловством принес девочке беду.
2 группа. Задание: Прочитайте текст. Проанализируйте поступок героя рассказа и сделайте вывод.
Однажды кто-то подставил тебе подножку – ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Это неприятно. Но прошло время, и этот кто-то сам смешно растянулся на полу. Да так сильно, что сломал ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда.
Вопрос: Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь помочь ему?
3 группа. Задание: Прочитайте текст. Проанализируйте поступок героя рассказа и сделайте вывод.
Антон, долгое время копил деньги на новенький велосипед. Наконец, копилка стала полной. Радость переполняла его душу. Наступил день, когда Антон и родители пошли покупать велосипед. Во дворе, на скамейке сидел Юра, из соседней квартиры. Еще недавно Антон и Юра поссорились, и какое-то время не виделись. Антон, радостно сообщил другу о велосипеде и предложил ему вечером покататься. Но Юра, опустил голову и сообщил, что он получил травму и не сможет больше ходить, а коляски пока еще нет. Антон отнес накопленные деньги родителям Юры, на покупку коляски. Сердце Антона осветила радость……………
Вопрос: Отчего радость осветила сердце этого мальчика?
Этап 5. Обобщение и закрепление изученного материала
(Коллективная самостоятельная работа групп)
Этап 6. Этап подведения итогов и рефлексия
(Проверь, что узнал сам и твой друг)
6.1.Вернемся к началу нашего диалога. Почему Иисус Христос выделил из всех заповедей одну: « Люби ближнего, как самого себя». «Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, это тот, кто нуждается в твоей помощи»
Ученики: Потому что нужно уметь прощать - это и есть милосердие и сострадание.
6.2. Учитель: Мы достигли вершины, достойно прошли все испытания!
В заключении вам предстоит на четырех альбомных листах, нарисовать свои знания, эмоции и впечатления, которые появились у вас в процессе маршрута. Можете использовать предметы, рисунок, слова, высказывания, предложения. На эту работу отводится 7 минут. А представлять будете в течение 20 секунд.
6.3. Каждая группа представляет свой проект.
6.4.Учитель: У каждого из вас всегда будет выбор в поступке: Как поступить? Право остается за вами. Но в жизни нет абсолютно правильных людей, и каждый имеет право на ошибку. Я думаю, каждый из вас готов быть милосердным и сострадающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»
Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...
Воспитание милосердия и чуткости
Выступление на городских этических чтениях ....
Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"
Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по . . . теме: "Милосердие и сострадание"....
Классный час "Доброта и милосердие"
Классный час по теме "Доброта и милосердие" для учащихся 2 класса,Цель: воспитывать внимательность, доброту к людям, умение сочувствовать товарищу...
Родительское собрание. "Милосердие".
Педагогическая мастерская для родителей.О милосердии....
Урок по основам православной культуры "Поговорим о милосердии"
Урок по основам православной культуры в 4 классе, учебник В.Дорофеева "Основы православной культуры"...
Урок милосердия на тему "Проявляй милосердие"
Цель: формировать чувство милосердия Оформление: плакат «Учи свое сердце доброте»....