Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс " Паломничества и святыни"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Белова Ольга Валентиновна

Конспект к уроку  по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"  влючает разработку урока и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_palomnichestva_i_svyatyni_gbou_sosh_no684.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы мировых религиозных культур»

Урок 22

«ПАЛОМНИЧЕСТВА

И

СВЯТЫНИ»

Учитель начальных классов

ГБОУ  СОШ № 684 « Берегиня»

Белова Ольга Валентиновна

2014 г

г. Санкт-Петербург

Цель: 

Создать условия для формирования духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам других народов на основе содержания данного урока.        

Задачи: 

-Воспитание интереса и уважения к величайшему культурному наследию разных народов.

- Приобщение учащихся к целостному взгляду на окружающий мир. 
- Развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.  Изучение нового материала.

Слайд 1 Тема нашего урока «Паломничества и святыни». 

Обсуждение с учащимися темы урока

- Как вы понимает тему урока?     

- Какие слова вам непонятны?

Слайд 2  Словарь терминов  Сегодня на уроке нам предстоит узнать:  

- Давайте  вместе попробуем дать определение слову «паломничество».  У каждого народа есть святые места, куда идут и едут  люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему. Во многих религиях мира важную роль играет паломничество.    У каждого народа есть святыня,  которой они поклоняются - реликвия.                                                      

                                                                                                      

Слайд 3  С древних времён люди поклонялись неведомым богам и возводили культовые  сооружения. Одно из подобных сооружений можно встретить в Великобритании в графстве Уилтшир. Это знаменитый Стоунхендж. Учёные до сих пор не нашли точного ответа - что это: древняя обсерватория, культовое сооружение друидов, посадочная площадка инопланетян или даже портал в другое измерение

Слайд 4 Записывают определение в тетрадь.

В христианстве паломничество  возникло на самом раннем этапе его истории.

Слайд 5     Вся территория Иерусалима носит название  Святой земли. 

Слайд6,7 Главным объектом паломничества было место захоронения  Иисуса Христа - Гроб Господень в Иерусалиме, который носит название Храм Гроба Господня

Но понятие святыни распространялось  также и на другие местности, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому для христиан стал священным и сам город Иерусалим, и Вифлеем, где родился Иисус, и другие места, например,

 Слайд 8 Гробница Богородицы

 Слайд 9 Гефсиманский сад.

 Центрами паломничества многих христиан стали и другие места в мире. Обычно это те места, где находится какая – либо  реликвия. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные  с жизнью Иисуса: части креста, на котором он был распят, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти. Кроме того, святыми считаются мощи.

-Что такое мощи?  

Мощи – это останки тел  умерших людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью и поэтому признан Христианской церковью святыми. Обычай поклоняться им стал для христиан традиционным. Паломничества могут совершаться и к иконам.  

Слайд 10.  Паломничество в исламе. Для мусульман чрезвычайно важно паломничество в город Мекку-Хадж (Записывают определение в тетрадь). Он считается  одним из столпов мусульманской веры. В определенное время в священной для всех мусульман  Мекке собираются несколько иллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу  одеваются в  куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества. Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – Храм Кааб.  

Дети читают информацию слайда.

Кааб является начальным и конечным пунктом посещения во время хаджа. Паломники 7 раз обходят вокруг этого храма, имитируя движения ангелов вокруг Всевышнего. После утверждения ислама в Аравии вокруг Каабы выросла огромная мечеть, называемая «Запретной» («Священной»). Большая ее часть находится под открытым небом.

Слайд 11 «Лучезарная Медина» - второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад. Гробница Мухаммад располагается в Мечети пророка в Медине. Эта мечеть была построена около дома Мухаммада, а позднее дом стал частью мечети. Ныне Мечеть пророка - одна из крупнейших в мире, в ней могут одновременно молиться до 700 тысяч человек. Многие паломники посещают ее после выполнения всех обрядов хаджа. 

Слайд 12 Третья по значимости святыня ислама находится  в Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений. Он включает  величественный храм, который называется «Купол Скалы» (Куббаас-Сахра).

Слайд  13,14 Паломничества в иудаизме.    Святынями иудейского народа являются      в городе  Иерусалиме:

14 - Храмовая Гора;

- Западная стена (Стена Плача);

Работа с текстом (стр.61 учебника «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглов, Е.В.Саплина) 

Слайд 15 Паломничества в буддизме (накхор) (Записывают определение в тетрадь) начались с поклонения останкам Будды, которые, как вы помните, были разделены  на 8 частей и помещены в специальные ступы.    Они могут  совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской  скверны, накопить «заслуги» на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного предмета или святого места. Наиболее  священными в буддизме являются 5 мест, где произошли основные события жизни Будды: место, где он родился; где к нему пришло  просветление;  где он произнес первую проповедь; и, наконец,  место, где он умер. 

 - в г. Бодх-Гая; -место просветления

- в г. Кушинагара;- место  смерти

- в Лумбини;- место рождения Будды

- в Сарнатх;-место первой проповеди

- храм Зуба Будды. 

3. Закрепление пройденного материала.

 Самостоятельная работа.

Сейчас я попрошу заполнить таблицу названиями святых  мест паломничества различных религий, опираясь на текст учебника.


Православная культура

Исламская культура

Буддийская культура

Иудейская культура

 

 

 

 

4.Подведение итогов урока.

Ответьте, пожалуйста,  на вопросы: 

  1. Почему Иерусалим называют городом трех религий?
  2. Какие святыни показались вам наиболее интересными? Необычными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"

Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ. Надеемся, что вам разработка поможет!...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...