ОРКСЭ урок "Монастырь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Боровская Елена Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_monastyr.doc130.5 КБ
Файл urok_opk_monastyr.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Монастырь.

  • Цель урока: Знакомство с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.
  • Задачи: Познакомить с жизнью православных монастырей.
  • Развивать нравственные качества личности.
  • Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.
  • Развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Технологии:  информационно-коммуникативная, сотрудничества,  игровая, критического мышления, проблемно-поисковая

Ход урока:

                 технология информационно-компьютерная(коммуникативная)  (презентация) демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине

1). Мотивация, целью которой будет настрой учащихся к восприятию  темы урока через зрительно - слуховые ощущения, эмоциональное вовлечение.

Форма - мультимедийная презентация (слайд 3-5) в виде слайдов под звучание  песни «Монастырь» на стихи В. Волкова в исполнении Н.Романова

- Определите тему урока          

2). Работа по теме

Учитель: (слайд 6) Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди,  чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за  советом  в трудной жизненной ситуации, за  исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто же это? Монахи и монашки.

- Предлагаю вам разбиться на группы по 5 человек. Каждая группа получает свои вопросы, ответы на которые вы должны представить после прочтения и обсуждения в группах.

Читайте текст на стр. 80-82 до слов …в чем смысл жизни монахов.

Вопросы:              

                  технология проблемно-поисковая и сотрудничества(работа в      группе, отбор важной информации) прием  критического мышления «З(знаю) – Х(очу узнать)-У(узнал)

  1. Кто живет в монастырях? Кто такие монахи?    

                                       (Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники).

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился  жить без семьи

  1. Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?

                                                       (Ответы учащихся).

.(слайд 7)   - Да, ребята, монахи одеты по-особенному

 На голове носят камилавку или клобук (шлем спасения)- головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы( отложение всех печалей) и мантии(одежда нетления и чистоты).  В руках неспешно  перебирают четки(символ вечности, меч духовный), произнося «про себя» молитву.

  1. - Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

                                                (Ответы учащихся).

(слайд 8)    Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, работают на полях, в монастырской кухне  или ремонтируют здания монастыря. 

     4.- Монахом стать трудно. Как становятся монахами? Что такое послушание?                    (Ответы учащихся).

Все насельники монастыря выполняют определенные работы (послушания), участвуют в богослужениях и общей трапезе.  Совместное проживание в монастыре дает им возможность совершенствоваться во взаимном смирении, любви и послушании как старшим, так и друг другу.

        5. -  Какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?

                    (Ответы учащихся: послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени).

         6. - Какие черты характера воспитываются в монастыре?

                                (Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе.

     7. -Что такое призвание?                                       (Ответы учащихся).

- Призвание – это ваш смысл жизни.

Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, как обязанность.

Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: каждый из нас уникален, но не знать и не понимать этого - значит проигнорировать в этой жизни себя самого и свои возможности.

Вы хотели бы найти свое призвание?                                      

                                                               (Ответы учащихся).

Учитель:                (слайд 9)  Архитектура Монастыря

Комплекс храмов: Собор, церковь ,звонница, трапезная

Хозяйственные помещения (конюшня, коровник, птичий двор, свинарник, квасоварня, ферма)

Мастерские (иконописная, золотошвейная, ковровая и др.)

Богодельня (больница), детский приют, церковная школа, церковная лавка и др.

Жизнь монастырей одновременно проста и крайне сложна. Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания и жизнедеятельности. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу, и никому не позволено его нарушать. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляют суть жизни любого монастыря.

Монастыри являются духовными оплотами православия. Они дают возможность прикоснуться душой к родникам русской святости, дают думающему человеку прилив новых сил для достойной жизни, служения православию и своему Отечеству. Посещение монастырей приносит в душу покой, тихую радость, спокойствие.

Во многих православных монастырях пребывают чудотворные и чтимые иконы Господни, Божией Матери, святых угодников, а также святые мощи и честные останки, различные святыни и реликвии, имеются святые источники. Именно в монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения.

В монастырях есть иконы, мощи, святые источники. Но не проводятся обряды крещения и венчания.

Учитель:         (слайд 9)  КЛАСТЕР        технология критического мышления

- Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь».

(Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме, строят кластер в рабочей карте урока; один ученик прикрепляет кластер на доске).

Учитель:

- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.

    технология критического мышления и сотрудничества

(Учащиеся делятся на группы, в диалогах  обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.)

(Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:

В монастыре запрещается:

  • громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;
  • говорить по мобильному телефону на территории монастыря;
  • носить шорты на территории монастыря;
  • лицам женского пола находиться без головного убора.)
  • использование косметики, особенно губной помады

Учитель:    (слайд 10)                    технология проблемно-поисковая

: Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:

а) мирянин, послушник, монах, инок;

б) клобук, мантия, пояс, шляпа, четки;

в) трапезная, келья, скит, столовая.

        В конце каждого урока  идёт размышление о своём внутреннем состоянии,   то есть – рефлексия (« Что говорит моё сердечко?»).

Или

Рефлексия «Комплимент».

Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке?

За что можно похвалить себя?

За что можно похвалить учителя?

                           

   Дополн.задания:

                                           технология проблемно - поисковая   (развиваем самост.мышление)

                         

Тестовые задания:                  

  1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1)  труд и молитва;

2)  желание быть лучшим в монастыре;

3)  самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1)  так как нечем заняться;

2)  не отличается от обычной;

3)  по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1)  узнать, что такое унижение;

2)  победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3)  просто всех слушаться.

2.   Доскажи словечко                                   технология игровая «Словесные игры»

В черном, с четками в руках, 
О душе своей в слезах 
Богу молится … (монах).

Вторая загадка:

Ряса, клобук, параман 
Говорят о многом нам: 
Так одет монах, друзья, 
Жить, как все, ему нельзя! 
Инок, мантией одетый, 
Давший Господу … (обеты). 

3. Подбери синонимы к слову Монастырь        технология  игровая «Словесные игры»

Лавра    пустынь    община   обитель   аббатство   храм   скит

   4.  Логическая цепочка      технология развития рефлексивного мышления,   а на этапах закрепления – технология организации беседы

Упрощенно ее можно изобразить при помощи логической цепочки « Слово – предложение – вопрос – ответ –( оценка, если вопрос был теоретический)». Один ученик называет термин, другой придумывает предложение с этим термином, третий придумывает вопрос, четвертый – отвечает на вопрос, пятый, если вопрос теоретический, оценивает правильность ответа четвертого. Если вопрос личностный или оценочный, то цепочка прерывается на четвертом ученике. Эту технологию можно провести и по типу игры в мяч, когда учитель и дети становятся в круг и ,перебрасывая мяч, переадресовывают друг другу задание.

Монастырь – На берегу реки стоит монастырь – Кто живет в монастыре? –

В монастыре живут монахи, послушники

  1. Синквейн

1.тема (одно слово существительное)

2.описание темы (два прилагательных)

3. действия в рамках темы (три глагола)

4.фраза, показывающая отношение к теме

5. слово, которое повторяет суть темы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

модуль: Основы Православной Культуры тема: Монастырь Боровская Елена Валерьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ№ 297 Пушкинского района г. СПб Курсы ОРКСЭ «Духовно-нравственная культура в контексте ФГОС», Павловск, 16.06-02.07.2014 .

Слайд 2

Цель урока : Знакомство с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа, особенностями монастырской жизни. Задачи : Познакомить с жизнью православных монастырей. Развивать нравственные качества личности. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России. Развивать коммуникативные, информационные компетенции. Технологии : информационно-коммуникативная, игровая, сотрудничества, критического мышления, проблемно-поисковая.

Слайд 4

Задание в группе: Прочитайте текст учебника, обсудите и ответьте на вопросы. 1. Кто живет в монастырях? Кто такие монахи? 2. Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини? 3. Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? 4. Монахом стать трудно. Как становятся монахами? Что такое послушание? 5. Какие этапы должен пройти человек прежде, чем станет монахом? 6. Что такое призвание?

Слайд 9

Кластер

Слайд 10

Кластер

Слайд 11

Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор: а) мирянин, послушник, монах, инок; б) клобук, мантия, пояс, шляпа, четки; в) трапезная, келья, скит, столовая.

Слайд 12

Закончите предложение: Люди уходят в монастырь, когда у них не ладится в жизни. им хочется, чтобы ими восхищались. чувствуют потребность постоянного общения с Богом. Основным в монашеской жизни является труд и молитва. желание быть лучшим в монастыре. самоистязание и самолюбование. Монашеская жизнь скучна так как нечем заняться. не отличается от обычной. по-своему радостна, так как направлена к Богу.

Слайд 13

1. Подбери синонимы к слову Монастырь 2 . Доскажи словечко В черном, с четками в руках, О душе своей в слезах Богу молится … Ряса, клобук, параман Говорят о многом нам: Так одет монах, друзья, Жить, как все, ему нельзя! Инок, мантией одетый, Давший Господу …

Слайд 14

Логическая цепочка Упрощенно ее можно изобразить при помощи логической цепочки « Слово – предложение – вопрос – ответ –( оценка, если вопрос был теоретический)». Один ученик называет термин, другой придумывает предложение с этим термином, третий придумывает вопрос, четвертый – отвечает на вопрос, пятый, если вопрос теоретический, оценивает правильность ответа четвертого

Слайд 15

Логическая цепочка Монастырь На берегу реки стоит монастырь. Кто живет в монастыре? В монастыре живут монахи – послушники.

Слайд 16

Синквейн 1.тема (одно слово существительное) 2.описание темы (два прилагательных) 3. действия в рамках темы (три глагола) 4.фраза , показывающая отношение к теме 5. слово, которое повторяет суть темы

Слайд 17

Используемые источники: 1. Учебник основы православной культуры А.В. Кураев. 2. Сайты - http://ppt4web.ru/mkhk/monastyr.html http://www.vidania.ru/slovar/monastyr.html http://days.pravoslavie.ru/Hram/IndexSPB_M.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...