ОРКСЭ урок "Монастырь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Монастырь.
- Цель урока: Знакомство с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.
- Задачи: Познакомить с жизнью православных монастырей.
- Развивать нравственные качества личности.
- Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.
- Развивать коммуникативные, информационные компетенции.
Технологии: информационно-коммуникативная, сотрудничества, игровая, критического мышления, проблемно-поисковая
Ход урока:
технология информационно-компьютерная(коммуникативная) (презентация) демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине
1). Мотивация, целью которой будет настрой учащихся к восприятию темы урока через зрительно - слуховые ощущения, эмоциональное вовлечение.
Форма - мультимедийная презентация (слайд 3-5) в виде слайдов под звучание песни «Монастырь» на стихи В. Волкова в исполнении Н.Романова
- Определите тему урока
2). Работа по теме
Учитель: (слайд 6) Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто же это? Монахи и монашки.
- Предлагаю вам разбиться на группы по 5 человек. Каждая группа получает свои вопросы, ответы на которые вы должны представить после прочтения и обсуждения в группах.
Читайте текст на стр. 80-82 до слов …в чем смысл жизни монахов.
Вопросы:
технология проблемно-поисковая и сотрудничества(работа в группе, отбор важной информации) прием критического мышления «З(знаю) – Х(очу узнать)-У(узнал)
- Кто живет в монастырях? Кто такие монахи?
(Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники).
Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился жить без семьи
- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?
(Ответы учащихся).
.(слайд 7) - Да, ребята, монахи одеты по-особенному
На голове носят камилавку или клобук (шлем спасения)- головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы( отложение всех печалей) и мантии(одежда нетления и чистоты). В руках неспешно перебирают четки(символ вечности, меч духовный), произнося «про себя» молитву.
- - Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
(Ответы учащихся).
(слайд 8) Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
4.- Монахом стать трудно. Как становятся монахами? Что такое послушание? (Ответы учащихся).
Все насельники монастыря выполняют определенные работы (послушания), участвуют в богослужениях и общей трапезе. Совместное проживание в монастыре дает им возможность совершенствоваться во взаимном смирении, любви и послушании как старшим, так и друг другу.
5. - Какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?
(Ответы учащихся: послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени).
6. - Какие черты характера воспитываются в монастыре?
(Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).
- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе.
7. -Что такое призвание? (Ответы учащихся).
- Призвание – это ваш смысл жизни.
Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, как обязанность.
Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: каждый из нас уникален, но не знать и не понимать этого - значит проигнорировать в этой жизни себя самого и свои возможности.
Вы хотели бы найти свое призвание?
(Ответы учащихся).
Учитель: (слайд 9) Архитектура Монастыря
Комплекс храмов: Собор, церковь ,звонница, трапезная
Хозяйственные помещения (конюшня, коровник, птичий двор, свинарник, квасоварня, ферма)
Мастерские (иконописная, золотошвейная, ковровая и др.)
Богодельня (больница), детский приют, церковная школа, церковная лавка и др.
Жизнь монастырей одновременно проста и крайне сложна. Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания и жизнедеятельности. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу, и никому не позволено его нарушать. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляют суть жизни любого монастыря.
Монастыри являются духовными оплотами православия. Они дают возможность прикоснуться душой к родникам русской святости, дают думающему человеку прилив новых сил для достойной жизни, служения православию и своему Отечеству. Посещение монастырей приносит в душу покой, тихую радость, спокойствие.
Во многих православных монастырях пребывают чудотворные и чтимые иконы Господни, Божией Матери, святых угодников, а также святые мощи и честные останки, различные святыни и реликвии, имеются святые источники. Именно в монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения.
В монастырях есть иконы, мощи, святые источники. Но не проводятся обряды крещения и венчания.
Учитель: (слайд 9) КЛАСТЕР технология критического мышления
- Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь».
(Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме, строят кластер в рабочей карте урока; один ученик прикрепляет кластер на доске).
Учитель:
- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.
технология критического мышления и сотрудничества
(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.)
(Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:
В монастыре запрещается:
- громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;
- говорить по мобильному телефону на территории монастыря;
- носить шорты на территории монастыря;
- лицам женского пола находиться без головного убора.)
- использование косметики, особенно губной помады
Учитель: (слайд 10) технология проблемно-поисковая
: Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:
а) мирянин, послушник, монах, инок;
б) клобук, мантия, пояс, шляпа, четки;
в) трапезная, келья, скит, столовая.
В конце каждого урока идёт размышление о своём внутреннем состоянии, то есть – рефлексия (« Что говорит моё сердечко?»).
Или
Рефлексия «Комплимент».
Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.
За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке?
За что можно похвалить себя?
За что можно похвалить учителя?
Дополн.задания:
технология проблемно - поисковая (развиваем самост.мышление)
Тестовые задания:
- Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) ..у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
4.Закончите предложение:
Послушание в монастыре нужно для того, чтобы
1) узнать, что такое унижение;
2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);
3) просто всех слушаться.
2. Доскажи словечко технология игровая «Словесные игры»
В черном, с четками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится … (монах).
Вторая загадка:
Ряса, клобук, параман
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, как все, ему нельзя!
Инок, мантией одетый,
Давший Господу … (обеты).
3. Подбери синонимы к слову Монастырь технология игровая «Словесные игры»
Лавра пустынь община обитель аббатство храм скит
4. Логическая цепочка технология развития рефлексивного мышления, а на этапах закрепления – технология организации беседы
Упрощенно ее можно изобразить при помощи логической цепочки « Слово – предложение – вопрос – ответ –( оценка, если вопрос был теоретический)». Один ученик называет термин, другой придумывает предложение с этим термином, третий придумывает вопрос, четвертый – отвечает на вопрос, пятый, если вопрос теоретический, оценивает правильность ответа четвертого. Если вопрос личностный или оценочный, то цепочка прерывается на четвертом ученике. Эту технологию можно провести и по типу игры в мяч, когда учитель и дети становятся в круг и ,перебрасывая мяч, переадресовывают друг другу задание.
Монастырь – На берегу реки стоит монастырь – Кто живет в монастыре? –
В монастыре живут монахи, послушники
- Синквейн
1.тема (одно слово существительное)
2.описание темы (два прилагательных)
3. действия в рамках темы (три глагола)
4.фраза, показывающая отношение к теме
5. слово, которое повторяет суть темы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : Знакомство с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа, особенностями монастырской жизни. Задачи : Познакомить с жизнью православных монастырей. Развивать нравственные качества личности. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России. Развивать коммуникативные, информационные компетенции. Технологии : информационно-коммуникативная, игровая, сотрудничества, критического мышления, проблемно-поисковая.
Задание в группе: Прочитайте текст учебника, обсудите и ответьте на вопросы. 1. Кто живет в монастырях? Кто такие монахи? 2. Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини? 3. Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? 4. Монахом стать трудно. Как становятся монахами? Что такое послушание? 5. Какие этапы должен пройти человек прежде, чем станет монахом? 6. Что такое призвание?
Кластер
Кластер
Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор: а) мирянин, послушник, монах, инок; б) клобук, мантия, пояс, шляпа, четки; в) трапезная, келья, скит, столовая.
Закончите предложение: Люди уходят в монастырь, когда у них не ладится в жизни. им хочется, чтобы ими восхищались. чувствуют потребность постоянного общения с Богом. Основным в монашеской жизни является труд и молитва. желание быть лучшим в монастыре. самоистязание и самолюбование. Монашеская жизнь скучна так как нечем заняться. не отличается от обычной. по-своему радостна, так как направлена к Богу.
1. Подбери синонимы к слову Монастырь 2 . Доскажи словечко В черном, с четками в руках, О душе своей в слезах Богу молится … Ряса, клобук, параман Говорят о многом нам: Так одет монах, друзья, Жить, как все, ему нельзя! Инок, мантией одетый, Давший Господу …
Логическая цепочка Упрощенно ее можно изобразить при помощи логической цепочки « Слово – предложение – вопрос – ответ –( оценка, если вопрос был теоретический)». Один ученик называет термин, другой придумывает предложение с этим термином, третий придумывает вопрос, четвертый – отвечает на вопрос, пятый, если вопрос теоретический, оценивает правильность ответа четвертого
Логическая цепочка Монастырь На берегу реки стоит монастырь. Кто живет в монастыре? В монастыре живут монахи – послушники.
Синквейн 1.тема (одно слово существительное) 2.описание темы (два прилагательных) 3. действия в рамках темы (три глагола) 4.фраза , показывающая отношение к теме 5. слово, которое повторяет суть темы
Используемые источники: 1. Учебник основы православной культуры А.В. Кураев. 2. Сайты - http://ppt4web.ru/mkhk/monastyr.html http://www.vidania.ru/slovar/monastyr.html http://days.pravoslavie.ru/Hram/IndexSPB_M.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе
Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....
Урок дружбы по курсу ОРКСЭ
Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе. модуль «Основы светской этики»...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...