Дружбой дорожить умейте
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
Методическая разработка внеклассного занятия в 4 классе по ОРКСЭ (модуль светская этика). Презентация к занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 25.67 КБ |
pril.ppt | 872 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: «Методическая разработка»
Тема: «Дружбой дорожить умейте»
Автор: Загороднова Светлана Викторовна
Описание работы: материал для учителя. Может использоваться в организации внеклассной работы по ОРКСЭ (модуль светская этика).
Форма: внеклассное мероприятие духовно – нравственного направления.
Возраст учащихся: учащиеся 4 класса.
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель:
Расширение знаний детей о дружбе.
Задачи:
1.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
2. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
3. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Подготовительная работа:
чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок.
Оборудование:
Скотч, ножницы, клей, листы бумаги формат А 4, цветные карандаши, цветная бумага. Рисунки человечков, карточки с номерами команд и сигнальными картами.
Предполагаемые результаты:
Познавательные УУД
- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
Коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Регулятивные УУД
- удерживать цель деятельности до получения её результата
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности
- оценивать результаты деятельности
Личностные УУД
- проявлять понимание и уважение к ценностям
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность , доверие, внимательность, помощь
Ход занятия.
1. Сообщение темы и цели внеклассного занятия (слайды № 1 , 2 указаны тема и цели)
– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе.
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редкой истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Ребята, прочитайте слова, записанные на доске: ДРУГ, ДРУЖБА, ДРУЖИТЬ
- Что вы можете о них сказать? (ответы детей)
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- Кто такой «друг»?
- Кто может быть другом?
- У кого есть «настоящий» друг, друзья?
- Что значит «дружить»?
- Как вы думаете, есть ли определённые правила, законы дружбы? (слайд № 3? Записаны эти вопросы)
Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги» (слайд № 4, дана эта пословица)
2. Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба
- На ощупь?
- На вкус?
- Как пахнет?
- Какого она цвета?
- С какой погодой ее можно сравнить?
( Учитель записывает выводы детей на доске).
Дружба подарила нам приятные ощущения.
3. Какое прекрасное слово – “дружба”! (слайд № 5,Дружба – прекрасное слово)Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
- В толковом словаре С.И. Ожегова :ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
- Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:«Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
4. Стихи читают дети.
1)Что такое дружба?
Это совесть чистая
И душа открытая
Так считают исстари
2)Что такое дружба?
Дружба – это равенство
А дружить без равенства
Никому не нравится
3)Что такое дружба?
Если станет туго
То во всём, как на себя,
Положись на друга.
4)Что такое дружба?
Крепкая опора
Вместе верные друзья
Могут сдвинуть горы
5)Что такое дружба?
Это счастье ,дети
Это небо чистое
Мир на всей планете!
5. Народ сложил много пословиц о дружбе и друзьях. И сегодня пословицы помогут нам рассказать о дружбе, узнать, что ценится в дружбе.
«Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь»
« Дружбой дорожи, забывать её не спеши»
А сейчас мы с вами вспомним пословицы. На слайде написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половицу (слайд № 6,даны части пословиц, которые нужно соединить)
- Делу - время, в лесу не найдёшь.
- Был бы друг, потехе – час.
- Дружба не гриб, а время найдётся.
6. Работа в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
После обсуждения в группах. Заслушиваются варианты ответов. Обсуждаются другие решения проблемы.Ребята, работали вы дружно. И, как мне кажется строки стихотворения вам очень подойдут.
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
7. Что значит дружить?
Ребята, мы с вами уже четвёртый год учимся в одном классе. Вместе считаем, читаем, вместе спорим, иногда договариваемся. Все это время мы учимся многим наукам. Но самая важная из них – это наука дружить. Много лет назад древний философ Сократ сказал: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».Ребята, а как вы думаете, какие поступки способствуют укреплению дружеских отношений в классе?
( ответы детей).
Дружба - это
- взаимовыручка
- взаимопонимание
- сочувствие (слайд № 7,записан этот вывод)
8. Моделирование дружбы в классе. Участникам предлагается смоделировать дружный коллектив класса. Ход выполнения интерактивного упражнения: Каждой группе дается свое собственное задание, и работать они будут в группе различными способами.
- На перемене
- На уроке физкультуры.
- На прогулке.
- На уроке.
Критерии оценки:
- участники смоделировали дружбу в классе;
- участники придерживались правила, работать дружно.
- коллектив дружный;
- участники использовали всех человечков.
Каждой группе раздаются по 10 человечков, вырезанных из цветной бумаги; ножницы; скотч.
По истечении времени каждая группа должна:
А) изложить логику дружбы в их коллективе;
Б) объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей.
Смотр проектов.
Командам задаются следующие вопросы.
- Понравилось ли вам работать в данной команде?
- У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?
- Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему?
- Какая группа не справилась с заданием? Почему?
- Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом?
Можно задать и дополнительные вопросы:
- В какой группе был лидер?
- Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера?
- Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?
9. Давайте с вами познакомимся с законами дружбы и ПОСТАРАЕМСЯ их СОБЛЮДАТЬ
- Один за всех, и все за одного.
- С хорошим другом веселей , легче в беде.
- Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
- Не ябедничай, лучше сам поправь.
- Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.
- Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
- Помоги друзьям в беде.
- В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи (слайд № 8,записаны эти законы дружбы)
10. Подведение итогов занятия (слайд № 9, дружба – дороже всего)
Учитель вместе с детьми подводит итог:
- Что вы сегодня делали на уроке?
- Каковы результаты работы?
- Как вы чувствовали себя во время работы?
- Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?
- Что нового о дружбе узнали в процессе работы?
- Можно ли назвать наш класс дружным?
11.Рефлексия.
У вас на парте лежат ладошки из цветной бумаги. Напишите на них важное качество, которым должен обладать хороший друг и прикрепите на доску.
12. Песня (слайды №10 – 13, слова этой песни) «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В.Шаинский)
Используемая литература:
1.Арсенина Е. Н. Развитие со знанием: внеклассные мероприятия для младших школьников. «Учитель» 2007 г.
2.Внеклассные мероприятия. 4 класс. М. «ВАКО» 2008 г.
3.Новые родительские собрания.1-4 класс. «ВАКО» 2006 г.
4. Работа с родителями младших школьников. М. «Просвещение» 1986 г.
5.Толковый словарь. С. И. Ожегов.
6. Толковый словарь. В. И. Даль.
7.nsc. 1 september. ru
8. ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели : 1. Расширение знаний детей о дружбе . 2.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу. 3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. 4. Развитие умения аргументировать свою точку зрения. 5. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
ВОПРОСЫ Как вы понимаете слово «дружба»? Кто такой «друг»? Кто может быть другом? У кого есть «настоящий» друг, друзья? Что значит «дружить»? Как вы думаете, есть ли определённые правила, законы дружбы?
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Дружба – прекрасное слово.
СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦУ Делу - время, в лесу не найдёшь. Был бы друг, потехе – час. Дружба не гриб, а время найдётся.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ Один за всех, и все за одного. С хорошим другом веселей, легче в беде. Не спорь с другом по пустякам и не ссорься. Не ябедничай, лучше сам поправь. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось. Помоги друзьям в беде. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
ДРУЖБА ДОРОЖЕ ВСЕГО!
ПЕСНЯ О ДРУЖБЕ Если с другом вышел в путь Если с другом вышел в путь Веселей дорога Без друзей меня чуть чуть Без друзей меня чуть чуть А с друзьями много ПРИПЕВ: Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной
Там где трудно одному Там где трудно одному Справлюсь вместе с вами Где чего то не пойму Где чего то не пойму Разберем с друзьями ПРИПЕВ: Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной
На медведя я друзья На медведя я друзья Выйду без испуга Если с другом буду я Если с другом буду я А медведь без друга ПРИПЕВ: Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной
Если с другом вышел в путь Если с другом вышел в путь Веселей дорога Без друзей меня чуть чуть Без друзей меня чуть чуть А с друзьями много ПРИПЕВ: Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская ценностных ориентаций "Дружбой дорожить умейте"
Целью данной работы является формирование условий для создания сплоченного коллектива....
Презентация для классного часа "Дружбой дорожить умейте"
В презентации используются фото класса, песенка "Ты, да я, да мы с тобой"....
урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»
Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....
Разработка классного часа (КТД) "Дружбой дорожить умейте" для 4 класса
Конспект классного часа в форме КТД "Дружбой дорожить умейте" для 4 класса...
ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!
Познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, научить разделять радости и печа...
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе....
Дружбой дорожить умейте! Игра-урок о товариществе и дружбе.
Даную методическую разработку могут использовать педагоги начальных классов, и воспитатели дошкольных образовательных учреждений....