Разработка урока по ОРКСЭ.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
План-конспект урока ОРКСЭ ( модуль "Основы мировых религиозный культур") Тема урока "Религиозные материалы. Обычаи и обряды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур» Учитель: Редька Т.И., МАОУ СОШ №7 г. Когалыма.
Тема: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Тип урока: урок – сообщение новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети, пагоде.
Задачи урока:
предметные – раскрыть сущность понятий «религиозные обычаи и обряды», формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Оборудование: учебник, словарь, презентация к уроку, мультимедийное оборудование, карточки с названием обрядов, фишки-символы разных религий..
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня у нас немного необычный урок, у нас гости. Я желаю вам хорошего настроения и очень надеюсь, что мы с удовольствием проведем сегодняшнюю встречу.
2. Актуализация опорных знаний.
Все из вас бывали в храме или мечети. Вы знаете, что туда приходят помолиться. Что еще там может происходить? Рассмотрите иллюстрации. Слайд 1.Что здесь изображено? Как называются такие действия? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей)
- Объявление темы урока. Слайд 2.
Так вот цель нашего сегодняшнего урока – узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в религиозных культурах.
Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? (ответы детей) Нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.
Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру? (Чувства верующих людей нужно уважать!).
- Сообщение нового материала
До наших дней дошло множество рисунков первобытных людей, на которых изображены животные. Слайд 3. Как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Зачем он тратил на это свои силы, время?
Древние люди жили тем, что они добывали на охоте. Но охота не всегда бывала удачной. И люди рисовали изображения животных, на которых охотились, а потом поражали эти изображения копьями или стрелами. Они верили в то, что выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. Также первобытные люди верили в загробную жизнь. Захоронения, которые делали древние люди, тоже обычно совершались ими по определенным правилам. Как именно?? (ответы детей) Слайд 4 Они клали в могилу предметы, которыми пользовались в жизни, оружие, иногда цветы. Так, уже в древности начали складываться религиозные обряды.
Давайте воспользуемся словарем, узнаем толкование слова ритуал.
Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой-либо церемонии. Слайд №5
Обряд, ритуал, церемониал – синонимы.
В древних племенах существовали особые люди, которые знали лучше других, какие обряды и как нужно выполнять. Это были колдуны или маги. Это знание они передавали другим таким же людям. Это были самые уважаемые люди в племени, они выполняли роль посредника между миром людей и миром духов. Слайд №6
В нашей стране на территории Сибири жили племена, у которых эту роль выполняли шаманы. Считалось, что шамана (или шаманку) выбирали сами духи. Согласно шаманским мифам, духи уводили своего избранника в другой мир, где его пересотворяли: расчленяли на части, варили в котле, перебирали кости и т.п. Лишь после долгой и мучительной процедуры он превращался в особого человека – умеющего «ходить между мирами». Шаманы обеспечивали хорошую погоду, исцеляли людей. Они делали это при помощи специальных обрядов, которые назывались камлания. Эти обряды обязательно выполнялись с помощью музыкального инструмента - бубна. Слайд №7
В древнем мире обряды становились все более и более сложными.
В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Обряды могут быть коллективными (совместными) или индивидуальными (т.е. каждый верующий выполняет их в одиночку). Они могут быть ежедневными, еженедельными, календарными (праздничными) или такими, которые человек выполняет лишь единожды в своей жизни. Они связаны с основными событиями жизни человека, такими как рождение, вступление в брак или смерть. Слайд №8-9
Конечно, у разных народов и в разных религиях существуют свои обычаи, обряды и ритуалы. Каждому народу дороги его обряды и обычаи. Греческий философ Геродот: «Если бы представить всем народам выбирать обычаи и нравы, то каждый бы выбрал свои, т.к. каждый народ убежден, что его обычаи и образ жизни самые лучшие». С этим можно согласиться, но никогда нельзя забывать об уважительном отношении к чужим обычаям и обрядам.
- Самостоятельная работа в группах.
Сейчас вы в группах поработаете с текстами учебника. Каждая группа должна прочитать и обсудить, какие важные религиозные обряды есть в одной из религиозных культур, выбрать соответствующие карточки, закрепить их на магнитной доске в вашей ячйке.
На доске появляется следующая таблица (сначала пустая, затем участники групп заполняют ее соответствующими карточками).
Христианство | Ислам | Иудаизм | Буддизм |
Молитва | Молитва | Молитва | Молитва (мантра) |
Евхаристия (причастие) | |||
Крещение | Приобщение новорожденных к религии | ||
Брак (венчание) | Брак (никах) | Брак (хупа) | Брак |
Особый день (воскресенье) | Особый день (пятница) | Особый день (суббота-шабат) |
Рассмотрите табличку, что интересного вы заметили? Почему получилось так, что во многих строчках мы видим одинаковые понятия, хотя каждая группа работала с материалами по одной из религий?. Потому что все ритуалы связаны с важнейшими жизненными явлениями. А ценности у всех людей одинаковы. Это – семья, брак, рождение детей, обращение к богу с просьбами о мире во всем мире.
Рассмотрим теперь каждый обряд в отдельности.
- Молитва.
Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (или мечети, синагоге). Слайд 10
В Христианстве существует 3 типа молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Православный христианин может молиться в беде и в радости, в одиночестве и вместе с другими людьми, про себя и вслух, на любом языке. В любом месте. Слайд №11
Ислам. У мусульман молитва (которую в России называют намаз) считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама. Мусульмане должны читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва, совершенная в мечети имеет наибольшую ценность. Мусульманин обязан молиться пять раз в день в определенное время суток – утром, после обеда, перед вечером, после захода солнца и ночью. Слайд №12. Поскольку молитва считается приближением к Богу, то мусульманин обязан приготовить себя к этому священнодействию, совершив ритуальное омовение и очистившись от дурных мыслей.
Иудаизм Слайд №13
Наиболее распространенным обрядом в иудаизме так же является молитва. У иудеев с древности существовали специальные часы для совершения молитв: утренней, дневной и вечерней. Раввины предписывают верующим ежедневно во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тефиллин, или филактерии. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы с прикрепленными к их основаниям ремнями. Кубики заполнены пергаментом, исписанным ветхозаветным текстом. Обряд ношения тефиллин связан с древним обычаем ношения амулетов, играющих якобы роль сверхъестественных защитников человека.
Буддизм. В буддизме верующие произносят ежедневно молитвы (мантры). Но чтение молитв в буддизме можно и заменить поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты. Считается, что молитва прочитана столько раз, сколько текстов было в барабане. Слайд №14
2.Евхаристия (причастие)
В христианских церквах священнодействия называются таинствами. Таинства сопровождаются определенными символическими действиями, которые помогают почувствовать невидимую силу Бога. В православии принято семь таинств, практически все они связаны с главным из них – Евхаристией. Слайд №15
Выступление ученика. Евхаристия или благодарение – центральное таинство Православной Церкви установленное Самим Христом перед Его распятием. В этом таинстве, по вере Церкви, хлеб и вино, принесенные верующими, во время их молитвы претворяются в Тело и Кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения. Освященные в ходе Евхаристии хлеб и вино называются Святыми Дарами. Таинство Евхаристии совершается в христианской церкви ежедневно.
3. Крещение – таинство вхождения в христианскую общину, известное с новозаветных времен. В христианской церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми. Это одно из наиболее древних Таинств, символизирующих духовное перерождение человека, рождение его в новую жизнь. Слайд 16.
Ислам Мусульмане уделяют большое внимание новорожденным и подрастающему поколению. Они верят, что каждый ребенок рождается верующим в Единого бога, в дальнейшем его вера либо укрепляется, либо утрачивается. Новорожденному читаются слова свидетельства веры и призыва к молитве в оба уха, чтобы он укрепился в вере. Слайд 17.
Иудаизм. Сообщение ученика. Бар-мицва — «сын заповеди»), бат-мицва́ - «дочь заповеди». Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки. Слайд 18
4. Брак У христиан – это таинство благословения супружеской жизни. Называется также венчанием - в котором жених и невеста перед священником и Церковью дают свободное обещание взаимной супружеской верности и союз их благословляется. Венчание - т.е. возложение венцов на головы будущих супругов. Слайд №19
Ислам. НИКАХ (ОБРЯД БРАКА) Слайд №19 Выступление ученика
По мусульманским традициям, брак действителен только в том случае, если были проведены соответствующие обряды. Обряд может проводиться как в мечети, так и дома, и даже в отсутствие жениха с невестой – просто посылают двух свидетелей в знак согласия на проведение церемонии бракосочетания. Никах заключается в чтении Корана и молитвы, и завершается клятвами. Чтобы провести свадебный обряд не требуется приглашение духовенства, но в подавляющем большинстве случаев приглашается имам местной мечети.
Иудаизм. ХУПА Слайд №20 Выступление ученика.
Хупа - обряд бракосочетания, названный по одноименному навесу, под которым происходит сам обряд. Навес, символизирующий будущий дом, в который жених вводит невесту, представляет собой ткань, накинутую на 4 столба.
Буддизм. Выступление учеников. Ламаизм сохраняет основные положения буддизма. Специфика ламаизма заключается главным образом в усложнении обрядности, дающей возможность общения верующих с богами. Жизнь буддиста – ламаниста тесно связана с астрологом, ламой – зурхачином. Все его гадания связаны с древним восточным календарём, в котором годы названы по именам 12 животных. Так при рождении ребенка зурхачин составляет гороскоп, советует, чего надо опасаться, с кем он может связать себя узами брака.
5.Особый день.
Христианство – воскресенье.
Ислам – пятница.
Иудаизм – шабат.
- Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы должны были узнать, какие важные ритуалы, обряды существуют в разных религиях. Как вы думаете, справились ли мы с поставленными задачами?
С какими понятиями познакомились?
Что же такое ритуал? (Религиозный обряд, церемония)
Есть ли ритуалы, схожие по своей сути, в разных религиях?
Как нужно относиться к религиозным традициям людей разных религиозных культур?
Да, мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур.
Слова Экзюпери.
- Рефлексия.
На доске изображение двух человечков. Те из вас, кто чувствовал себя комфортно, кому было все понятно, интересно, складывают свои фишки коробочку веселого человечка, остальные – в коробочку к грустному.
Рефлексия
Вернёмся к учебной проблеме, которую мы с вами определили вначале урока. Мы хотели узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах, какие важные религиозные обряды и традиции, кроме молитв, проходят в церквях?
Слайд №21
Рефлексия
Учитель подводит итог урока.
Хочу закончить наш урок словами из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«Самого главного глазами не увидишь, »-сказал Маленький принц. Истинная суть религии невидима, как невидимы мысль, любовь, страх… Религии искали истину в отношениях между людьми и в отношениях с высшей силой. Религии указывают на существование высшего мира, непостижимого рациональными способами. Мы попытались рассмотреть лишь самую малую часть обрядов и праздников различных религий, которые помогают людям общаться с незримым высшим миром.
«Все религии собираются вместе на верху божественной пирамиды».
Тайар де Шарден
4. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"
Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....
Разработка урока по ОРКСЭ 4класс
Основы духовно-нравственной культуры народов России....
Разработка урока по ОРКСЭ
Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы буддийской культуры. Тема урока: "Путь духовного совершенствования"...
Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс
Урок по новому предмету в рамках ФГОС....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....
Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".
Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...