рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочие программы разработаны в соответствии ФГОС второго поколения. Программы содержат пояснительную записку с описанием УУД, КТП с описанием видов учебной деятельности, форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_opk_4kkl.2012g.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») создана на основе:
-Поручения Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
-Письма Министерства образования и науки РФ № МД-883 от 8 июля 2011 года «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011года № 22540), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде)
- Авторской программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») А. Я. Данилюка. М.: Просвещение, 2012
- Материалов ФГОС НОО по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (перечень дан в разделе программы «Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения учебного процесса по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе»
- Письма департамента образования и науки по Брянской области от 26 марта 2015 года № 1905-04-0 « О примерном учебном плане 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год»
- Учебного плана МБОУ Каменскохуторской СОШ на 2015-2016 учебный год (протокол № 1 от
29.08.2015года)
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса является приложением к Основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ Каменскохуторской СОШ на 2015-2016 учебный год, соответствует учебному плану, годовому календарному учебному графику и расписанию уроков МБОУ Каменскохуторской СОШ на 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и в соответствии с расписанием (на 01.09.2015г) изучить содержание Рабочей программы планируется за_________ часа, т.к. __ урок совпадает с праздничной датой ____________________________________________________
Содержание учебного материала
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов | |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 4 | |
4 | Духовные традиции многонационального народа России | ||
2. | Основы православной культуры и светской этики. Часть 1. | 8 | |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 5 | |
Итого | 17 |
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и
межконфессионального диалога - фактора общественного согласия.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:
- взаимные вопросы и задания групп,
- взаимообъяснение,
- беседа,
- интервью,
- драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
- составление словаря терминов и понятий,
- составление галереи образов,
- использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Выпускник научится:
- раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
- на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Тематическое планирование «Основы православной культуры»
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Способы деятельности обучающихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала | |
по плану | Фактически | |||
1 | 1.Введение. 1час Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | Знать, что такое человеческие ценности Уметь определять, что для человека является ценностью, приводить примеры из жизни, сказок | ||
2 | Россия – наша Родина | Знать и уметь объяснить понятия традиции, духовные традиции, ценность; особенности единства многонационального российского народа, многообразия его духовных традиций. Уметь находить, называть общие для всех признаки и ценности. Рисунки на тему «Наша Родина» | ||
2.Основы православной культуры и светской этики (1часть). 16часов | ||||
3 | Культура и религия | Знать: что такое культура и религия? Какова связь между ними? Уметь: отвечать на вопросы по тексту Побеседовать с родителями, что значит быть православным человеком? | ||
4 | Человек и Бог в православии | Знать, что значит Бог для православного человека? Уметь объяснять свойства божьи Заполнить рабочий лист | ||
5 | Православная молитва | Знать, что такое православие, что значит слово благодать, кто такие святые Уметь рассказывать о молитве Отче наш Молитва в произведениях русских поэтов, подобрать и по желанию выучить. | ||
6. | Библия и Евангелие | Знать: что означают слова Библия, Ветхий завет, Новый завет Уметь беседовать по прочитанному рассказу на библейскую тему. Запомнить новые слова, заполнить рабочие листы | ||
7. | Проповедь Христа | Знать и понимать значение Нагорной проповеди Христа. Уметь высказывать своё мнение о мести, хорошо это или плохо. Раскрасить рабочий лист | ||
8. | Христос и его крест | Знать, что означает для православного человека крест, почему православные люди носят нательные крестики. Уметь рассказывать о символике креста Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей. | ||
9. | Пасха | Знать: Пасха – главный праздник христианина. Уметь объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? Пасхальные рисунки, стихи. | ||
10. | Православное учение о человеке | Знать, понимать выражение «внутренний мир человека», как Библия рассказывает о происхождении души. Уметь вести беседы на православную тематику. Прочитать рассказ «Подумай о душе», ответить на вопрос: Как вы относитесь к радости, добытой стыдным путем? | ||
11. | Совесть и раскаяние | Знать понятия зло, добро, грех, раскаяние, совесть; Уметь в моделированной ситуации находить правильные решения. Объясни выражения бессовестный человек и мертвая душа. | ||
12. | Заповеди | Знать и понимать 10 Заповедей Христа Уметь объяснить слово заповедь. Поговорить с родителями о важности соблюдения заповедей, заполнить рабочий лист | ||
13. | Милосердие и сострадание | Знать сущность понятий милосердие и сострадание. Уметь приводить примеры из художественной литературы, где встречаются эти понятия, сравнивать с понятием дружба Подобрать синонимы к понятию Добросердечный человек | ||
14. | Золотое правило этики | Знать: главное правило человеческих отношений, уметь приводить доводы в защиту этого правила. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину? | ||
15. | Храм | Знать: как устроен православный храм, чем он отличается от других строений, понимать, что в храме всё символично. Экскурсия в православный храм Задание, как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах? Рисунки по желанию | ||
16. | Икона | Знать, что такое икона, кого и как изображают на иконах; Уметь различать по символам, кто изображен на иконах. Рассмотреть иконы, которые есть дома, и назвать, кто на них изображен. Для чего иконы хранятся дома? Как родители к ним относятся? | ||
17. | Творческие работы учащихся | Знать: значение православной культуры в жизни людей, общества. Уметь излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Сочинение на тему «Как я понимаю «золотое правило этики»? Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам. | ||
18. | Подведение итогов за 1 полугодие | Уметь использовать полученные знания при решении творческих задач | ||
3.Основы православной культуры и светской этики (2часть). 10часов | ||||
19. | Как христианство пришло на Русь | Знать истоки христианства на Руси, запомнить имя князя, Владимир, при котором произошло Крещение Руси; Уметь составлять связный рассказ по теме, используя разные источники информации. Читать текст учебника и дополнительную литературу по теме, ответить на вопрос, почему Владимир выбрал христианство | ||
20. | Подвиг | Знать, что значит подвиг с православной точки зрения и светской, сравнить две точки зрения. Уметь приводить примеры из истории нашей страны и жизни святых Заполнить рабочий лист, побеседовать с родителями, подготовить небольшой рассказ о подвиге. | ||
21. | Заповеди блаженства | Знать и понимать понятие блаженства, зачем эти заповеди дал Христос людям, что они означают. Уметь высказывать свою точку зрения по теме, объяснять новые слова. Заполнить рабочий лист | ||
22. | Зачем творить добро? | Знать смысл и сущность понятия добра, причины, по которым люди творят добро. Уметь сопоставьте слова поэта с легендой о Петре. Есть слова Христа: «Даром приняли – даром давайте». Как вы их понимаете? Попробуйте написать, какие добродетели вы видите в ваших одноклассниках. | ||
23. | Чудо в жизни христианина | Знать понятие чудо, какие чудеса творил Христос и для чего, какие чудеса происходят в современном мире; развивать воображение, рисовать по представлению по теме «Чудеса в современном мире» | ||
24. | Православие о Божием суде | Знать, как православные понимают Божий суд, как надо жить, чтобы достичь Царства Небесного. Уметь слушать и получать информацию из притч. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека? Перечисли четыре мотивы, поощряющих христиан к творению добра. Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками | ||
25. | Таинство причастия | Знать, что такое таинства, в чем сила таинств по представлениям православных; знать, что главное богослужение называется литургия, уметь называть основные части литургии. Как главная надежда христианина связана с Литургией? Что происходит во время Литургии? Что значат слова причастие и Тайная Вечеря? В чем главное назначение Церкви? | ||
26. | Монастырь | Понимать значения слов инок и монах. Уметь объяснить, почему уходят в монахи, сравнивать образ жизни мирян и монахов. Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу? Почему св. Лука считал, что и став монахом, он должен остаться врачом? | ||
27. | Отношение христианина к природе | Знать, что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы Уметь объяснять, в чем проявляется милосердие к животным? Чувствуют ли животные доброе сердце человека? Встречались ли вам такие случаи? Вам знакомо слово «экологический кризис»? Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу? Есть ли у тебя домашние питомцы, и какие у тебя обязанности перед ними? | ||
28. | Христианская семья | Знать, что такое христианская семья, чем она отличается от не православной, Уметь объяснять понятие таинство венчание, что означает венец над молодоженами. Какие традиции есть в твоей семье? | ||
4.Духовные традиции многонационального народа -7 часов | ||||
29. | Защита Отечества | Знать, когда война бывает «справедливой», о святых защитниках Родины, знать, что защита Отечества есть священный долг каждого. Есть поступки, которые недопустимы даже на войне? Уметь приводить примеры из литературы, из жизни своих близких. Прочерти правильные ответы из этих слов Я: Мог простить обиду сестренку Не должен защитить мою должен вступиться за себя отомстить за Родину Знаете ли вы войны, где против общих недругов России вместе сражались христиане, мусульмане, буддисты (татары, калмыки, русские и другие народы)? | ||
30. | Христианин в труде | Знать, понимать, какой «труд» напрасен, какие трудовые усилия вредны для человека? Уметь рассказывать о своих трудовых поручениях. Представь, что ты в будущем будешь владельцем предприятия. Как ты будешь относиться к своим работникам? Что значит «работать на совесть»? | ||
31. | Любовь и уважение к Отечеству | Понимать, в чём проявляется любовь и уважение к Отечеству, почему нужно заботиться о своей Родине. Уметь подбирать нужную литературу для сообщений. Небольшие сообщения о выдающихся людях нашей страны. | ||
32. | Подготовка творческих проектов | Уметь готовить творческие проекты, обоснованно выбирать тему, подбирать литературу | ||
33. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д. | Уметь представлять, защищать свой творческий проект, использовать полученные знания при ответах на вопросы | ||
34. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. | Уметь представлять, защищать свой творческий проект, использовать полученные знания при ответах на вопросы | ||
Внеклассное мероприятие | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) | Понимать, что нельзя делить людей по религиозному признаку, терпимо и с уважением относиться к людям, исповедующих другие религии. Проявлять инициативу при подготовке праздничного урока. |
Списки литературы
Методическая литература:
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2010.
- Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.
- Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева
Литература для учащихся:
1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004
3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005
4. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002
5. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
6. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997
7. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003
8. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003
9. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993
10. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005
11. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998
12. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
13. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006
14. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006
Литература для педагога:
1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005
2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002
3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996
4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005
5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004
6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003
7. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
8. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007
9.Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
10. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАМЕНСКОХУТОРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании ШМО 28.08.2015 г., протокол №1 ______________________ ______________________ | Согласовано Зам. по УВР ___________/Л.С. Ковалева/ _________________2015г. ________________________ ________________________ | Утверждено приказом по МБОУ Каменскохуторской СОШ от _______2015 г. №____ ____________________________ ____________________________ |
Рабочая программа
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль « Основы православной культуры»
для обучающихся 4 класса
на 2015/2016 учебный год
Учитель: Поправко Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья. Семейные ценности. ОРКСЭ 5 класс
Конспект урока по теме "Семья. Семейные ценности" по основам мировых религиозных культур в 5 классе...
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
КТП 1 класс "Школа России" и ОРКСЭ 4 класс
папка содержит КТП и рабочие программы...
Рабочие программы по ОРКСЭ 4 класс и ОДНКНР 5-8 класс
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)»ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы духовно...
Оценочные материалы по предметам ОРКСЭ 4 класс, по ОДНРК 5-8 класс
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. В рамках данного учебного предмета по выбору родителей (законных представителей) изучаются модули: основы православной ку...