Урок «Обычаи и обряды русского народа»
план-конспект по орксэ на тему
У каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями устного народного творчества, которые создавались для того, чтобы воспитывать любовь к семье, родной земле, чувство национальной гордости, умение дружить и жить в гармонии с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obychai_i_obryady_russkogo_narodya_orkse.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Обычаи и обряды русского народа»
Цель: определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.
задачи:
- ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;
- получить представление об основных обычаях
- исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;
- осмыслить роль и значение обычаев в жизни в наше время.
- Предварительная организация класса (Оргмомент) - 1 минута
- Проверка домашнего задания: творческое задание - 10 минут
- Актуализация опорных знаний - 3 минуты
- Изучение нового материала - 20 минуты
- Физкультминутка -1 минута
- Закрепление - 5 минут
- Анализ деятельности учащихся, выставление оценок - 3 минуты
- Домашнее задание - 2 минуты
- Ход урока
- Предварительная организация класса (Оргмомент)
- Проверка домашнего задания: творческое задание
- Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с традициями и обрядами нашего народа. Данный урок будет проходить по следующему плану:
1. Традиции приема гостей.
2. Календарные праздники и обряды, фольклор.
3. Традиции русского застолья.
4. Семейные традиции и обряды, свадебные обряды.
5. Традиции русского православного праздничного застолья.
- Изучение нового материала
Учитель: Ребята, у каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями устного народного творчества, которые создавались для того, чтобы воспитывать любовь к семье, родной земле, чувство национальной гордости, умение дружить и жить в гармонии с окружающим миром.
Учитель: Первое свое путешествие мы совершаем в русскую семью. На пороге дома нас встречала вся большая семья. Бабушка по такому случаю нарядилась в настоящий русский сарафан, в ярко расписной кофте, на плечах был накинут большой русский платок. Встречали нас хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» мы прошли в избу.
Ученик 1: Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас,
Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься,
Пирогов отведать вкусных,
и чайку напиться всласть,
Все мы рады видеть вас!
Учитель: В центре комнаты стоит большой стол, накрытый скатертью, на столе возвышается русский самовар, стоят блины, пирожки. Хлеб поставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».
Ученик 2:Ходить в гости, пить чай с бубликами, ватрушками, пирогами – это старинный русский обычай. Не забыт этот обычай. Зайди в любой дом, к молодым ли старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу.
Ученик 3:На Руси обычай древний-
Дорог гость – так привечай
Наливай ему целебный
Ароматный, крепкий чай.
Учитель: Долог зимний вечер. В такие вечера загадки служили подспорьем хорошему настроению. Любят в этом доме и загадки:
Ученик 4: «Что на сковороду наливают, да в четверо сгибают?»
- «В небе – дыра, в землю – дыра, а в середине огонь, да вода».
Учитель: Вдруг заиграл баян. Это хозяин взял гармонь в свои умелые руки. Следом зазвучали песни. Какие же посиделки без задорной частушки!
Ученик 5: Хорошо пропели песни
Милые подружки.
Только что за посиделки
Без нашей частушки?
Баяниста Петю я
Давно заприметила,
Играет он старательно,
Моргает завлекательно.
Учитель: Узнали мы и чем раньше угощали хозяева дорогих гостей. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел за столом на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. Традиционной пищей были колобки – небольшие круглые хлебцы.
Учитель: Ребята, в основе какой русской сказке лежат хлебцы. (Сказка Колобок)
Учитель: Ребята, на столах лежат конверты. Ваша задача прочитать, обсудить в группах и рассказать классу о данных обрядах и традициях.
1 группа-
Баня
В семье ценили и ценят опрятность. Женщины по субботам до блеска выскабливали полы в избе, столы. Не было случаев, чтобы раз в неделю, перед баней не сменялось постельное и нательное белье. Русские любят баню и очень часто топят ее.
2 группа-
Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались - рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных.
3 группа-
Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без и сключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.
Святочные гадания. В сем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий - и люди гадали. Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, музыка скорую свадьбу, топот коня - дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д.
4 группа-
Не менее интересно встречают и старый Новый год с 13 на 14 января. В каждый дом заходят ряженные и колядками желают хозяевам изобилия, здоровья, счастья. За это хозяева одаривают их подарками.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой,
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок,
Либо гривенничек.
Уж я сяду на порог –
Дай лепешку и пирог,
Чтобы курочки водились,
Чтобы свиньи поросились,
Чтоб коровушка телилась,
Чтоб кобылки жеребились, чтобы счастье и веселье
Было в доме круглый год,
Чтоб гостей невпроворот!
С новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
5 группа-
Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей.
Широко празднуется русская масленица. Масленица всегда превращалась в народное гулянье. Это катание с гор на салазках, на лошадях. На Масленицу обязательным угощением являются блины. В последний день Масленицы мастерили из соломы куклу – чучело. Одевали куклу во все старое, негодное. Лицо ее расписывали красками. А затем куклу сжигали. Это были символические проводы зимы. Пепел разбрасывали по полю, чтобы был хороший урожай.
Как отмечается Масленица
Понедельник – Встреча. На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.
Вторник – Заигрыши. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах.
Среда – Лакомка. На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен.
Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»
Четверг – Разгул. С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.
Пятница - Тещины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Суббота - Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Воскресение - (Последний день Масленицы) — прощёное воскресенье
Праздник памятный издалека,
Открывающий путь к урожаю,
Праздник мира и поля, и трав,
Праздник душ человечьих свободных,
Праздник масленичных забав,
Детских игр, да игрищ народных.
Эта речь моя – не напрасленница,
Будет зиму провожать Масленица!
Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа.
6 группа-
Рождение младенца.
Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило в сороковой день. Имя сейчас новорожденному стараются давать в честь Святого, именины которого приходятся на день рождения младенца. (обряд припекания)
Свадьба в России - это не просто церемония заключения брака, это обычай. Свадьбы всегда несут в себе очень много национального. Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Сегодня свадьбы проводят круглый год.
Однако Обряд церковного венчания становится все более частым. Венчание - очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости.
- Физкультминутка.
- Закрепление.
Учитель: Какие современные традиции мы поддерживаем с давних времен?
Тест.
1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?
2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие
3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?
4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды? Если да, то какие именно?
5.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе?
Без обрядов_________
Современный гражданский обряд_______________
Гражданский обряд с элементами народной свадьбы_______
6.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением ребенка?________________
7. Какие народные обычаи ты чтишь?
8. Какие современные обычаи тебе известны?
Учитель: Объясните смысл данных пословиц.
От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
- Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.
Ответьте на вопросы:
- С каким настроением вы изучали новый материал на уроке?
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
- Домашнее задание.
Учитель: подготовить сообщение на тему по выбору:
- «Традиции твоей семьи»;
- «Обычаи русского народа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: " Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение)".
В разработке представлен материал для проведения урока или внеклассного мероприятия к зимним христианским праздникам....
Конспект урока по основам светской этики в 4 классе "Обычаи и обряды русского народа"
Урок по основам светской этики в 4 классе " Обычаи и обряды русского народа". Автор учебника М.Т.Студеникин. Урок познакомит учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обы...
Методическая разработка урока "Обычаи и обряды русского народа" (ОРКСЭ)
Знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол обеспечивает преемственность традиций, сохранение и преумножение...
Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) "Обычаи и обряды русского народа"!
На уроке ребята знакомятся с понятиями обычаев и обрядов.Узнают какие обычаи и обряды играют важную роль в жизни русского народа. Учащиеся знакомятся с историей обряда бракосочетания на Руси...
Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Обычаи и обряды русского народа" (УМК "Начальная инновационная школа", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений об обрядах бракосочетания на Руси, формирование представлений об обычаях русского народа, знакомство с понятиями «обычай» и «обр...
Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"
Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...
Конспект урока по ОРКСЭ (4 класс). Тема: «Обычаи и обряды русского народа». УМК «Начальная инновационная школа»
Цели деятельности учителя: формирование представления об обычаях и обрядах русского народа, об их характеристике, об основных понятиях.Планируемые результаты:Предметные: знать основные понятия: обычай...