рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кутемелинская ООШ»
Рассмотрено: Руководитель ШМО __________Ахметбаев Р.М. протокол №_______ от “_____”________2013 г. | Согласовано: Зам. директора по УР МБОУ “Кутемелинская ООШ” _________Арсланова Н.А. протокол №_____ “____”__________2013 г. | Утверждаю: Директор МБОУ “Кутемелинская ООШ” _________Марданшин Р.М. приказ№_______ “____”__________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Марданшиной Алсу Тимерхановны
учителя начальных классов,
по учебному курсу “Основы религиозных культур и светской этики”
4 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
“_____”_______2013.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд.,
перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 .
3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии
наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р.
5. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской
Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования , утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 мата 2004 г. № 1312».
6. Учебного плана МБОУ «Кутемелинская ООШ» на 2013-2014 учебный год.
Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки РФ «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2012 год, М.Т.Студеники
Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю.
В связи с праздничными днями уроки объединены и сохранены. Основание: приказ № 90, от 27 08.2013г.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
2. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
3. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы светской этики», должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
-формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
-осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу
В результате изучения Основ светской этики ученик должен уметь :
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Календарный план.
№ | Название темы урока | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Россия - наша Родина. | 2 |
3 | Этика и этикет. | 2 |
4 | Вежливость. | 2 |
5 | Добро и зло. | 2 |
6 | Дружба и порядочность. | 2 |
7 | Честность и искренность | 2 |
8 | Гордость и гордыня. | 2 |
9 | Обычия и наряды. | 2 |
10 | Терпение и труд. | 2 |
11 | Семья . | 2 |
12 | Семейные традиции. | 2 |
13 | Сердце матери. | 2 |
14 | Правила твоей жизни. | 2 |
15 | Праздники народов России. | 2 |
16 | Защитники отечества | 2 |
17 | Подготовка творческих проектов. | 1 |
18 | Выступление учащихся со своими творческими работами | 2 |
Всего: | 34 |
Содержание программы
Введение. Россия - наша Родина. Этика и этикет. Вежливость. Добро и зло. Дружба и порядочность. Честность и искренность. Гордость и гордыня. Обычия и наряды. Терпение и труд. Семья . Семейные традиции. Сердце матери. Правила твоей жизни. Праздники народов России.
Защитники отечества. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами.
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы светской этики».
№ | Название темы урока | Тип урока | Кол-во часов | Планируемый результат | Основные понятия | Дата | |
план | факт | ||||||
1. | Введение. Кереш дәрес | Изучение нового материала | 1 | Анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать, осуществлять словарную и графическую работу. Знать правила коллективной работы; читать по ролям и обсуждать сказку «Вежливый кролик» | Этикет, этика | ||
2-3 | Россия - наша Родина. Россия- минем туган илем | Изучение нового материала | 2 | Работа с физической картой «Россия в 21 веке», атласом для 3-5 классов, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, с загадками. Взаимопомощь и доброжелательность общения в коллективе | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. | ||
4-5 | Этика и этикет. Этика һәм этикет. | Комбинированный | 2 | Компетентность в разрешении элементов практических ситуаций этикета в обыденной жизни. Пробуждение стремления совершать добрые дела. Культурное и вежливое общение в коллективе. | Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает. | ||
6-7 | Вежливость. Әдәплелек. | Комбинированный | Компетентность осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях, соблюдение правил вежливости и этикета на улице, в школе и дома. Неформальное общение, соблюденин правил вежливости и этикета. | Что означает слово «вежливость». Для чего нужна вежливость. Вежливые слова | |||
8-9 | Добро и зло. Яхшылык һәм явызлык. | Комбинированный | 2 | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей. Работа с табличками, выполнение заданий по закреплению материала, отработка терминов и понятий, практическая работа с предметами. Художественное чтение и обсуждение стихов,работа впарах, применение правил разговорной речи. | Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. | ||
10-11 | Дружба и порядочность. Дуслык һәм әдәплелек | Изучение нового материала | 2 | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей, соблюдать правила дружбы,дружески общаться в коллективе, проявлять дображелательность в классном коллективе, уважение друг к другу. | Добродетельные отношения. Дружба. Порядочность. Бескорыстие.Приятель. Товарищ. | ||
12-13 | Честность и искренность. Намуслылык һәм эчкерсезлек | Комбинированный | 2 | Критически осмысливать свои поступки, оценивать позитивные качества, проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдение законов. | Честные отношения. Честность, искренность, добросовестность, безупречность | ||
14-15 | Гордость и гордыня. Горурлык һәм тәкәбберлек | Комбинированный | 2 | Компетенции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки героев России, умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем понятия гордость и гордыня. | Понятия : гордость, самоуважение, гордыня, высокомерие | ||
16-17 | Обычия и наряды. Йолалар һәм гореф-гадәтләр | Комбинорованный | 2 | Подобрать нужные пословицы и поговорки, соотносить рисунок с текстом, пользоваться словарем в конце учебника, составлять план для сообщения . | Обычай, обряд. | ||
18-19 | Терпение и труд. Сабырлык һәм хезмәт | Комбинированный | 2 | Знать основы само- обслуживающего труда, выполнять порученное дело, практические задания, давать определения понятий, отгадывать ребусы, решать кроссворды | Терпение, способность терпеть,труд,лентяй, свободный труд, привычка к труду, посильный труд. | ||
20-21 | Семья . Гаилә. | Комбинированный | 2 | Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела, соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. | Род. Семья. Фамилия. Родословная | ||
22-23 | Семейные традиции. Гаилә традицияләре | Комбинированный | 2 | Поддерживать дружеские взаимоотношения в семье, подготовить мини сочинение, соотнести части пословиц. | Традиция,уважение, | ||
24-25 | Сердце матери. Ана йөрәге | Комбинированный | 2 | Проявлять компетентность во внимательном и уважительном отношении к своим близким, к маме, анализировать рассказы для детей. | Родственники, ролҗ матери в семье, уважение к матери, любовь матери к ребенку, счастье, ласка | ||
26-27 | Правила твоей жизни. Синең тормыш кагыйдәләре | Комбинорованный | 2 | Компетенции по соблюдению требований дисциплины, выполнению правил самообслуживания, умение и желание поддерживать чистоту в школе и дома, соблюдать распорядок дня, выполнять правила личной безопасности | Дисциплина, аккуратность, внимание к окружающим. Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. | ||
28-29 | Праздники народов России. Россия халыкларының бәйрәмнәре | Комбинрованный | 2 | Выполнять правила поведения на праздниках, проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии, соблюдать праздничный застольный этикет | Праздник, Масленица, Пасха,Ураза- байрам, Курбан- байрам, Сабантуй | ||
30-31 | Защитники отечества. Ватанны саклаучылар | Комбинорованный | 2 | Проявление уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Умение подготовить сообщение о патриотах России, определять значение красных дат календаря, находить в тексте детских произведений значения этического характера. | Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Отечество | ||
32 | Подготовка творческих проектов. Иҗади проектка әзерләнү | Комбинированный | 1 | Владение основами этики и этикета: знаний понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами, выполнение тестовых заданий. | |||
33-34 | Выступление учащихся со своими творческими работами. Проект яклау | Комбинированный | 2 | Владение основами этики и этикета: знаний понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами, выполнение тестовых заданий. |
Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Для учеников:
- Учебник для учащихся «Основы светской этики» 4 класс. Русское слово. Москва. 2012г, Казань «Хәтер», 2012г.
Для учителя:
- “Основы религиозных культур и светской этики”. Программа общеоьразовательных учреждений. 4-5 классы. 2010
- «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
- Энциклопедическая и справочная литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...