ОРКСЭ занятие "Церковь в с.Фоминки. Прошлое и настоящее"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) по теме
Представлен краеведческий материал. Занятие проводится в рамках курса "Основы религиозной культуры и светской этики" (блок "Основы православной культуры")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_zanyatie_geyer.docx | 17.78 КБ |
orkse_zanyatie_geyer.pptx | 449.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия. Церковь в селе Фоминки
Цель занятия: формирование представлений о ценностях православной культуры.
Задачи: объяснить значение храма в жизни православных людей, что делают люди в храме, какие иконы находятся в храме;
продолжать развивать навыки самостоятельной работы;
воспитывать любовь к своей малой родине.
Формы и виды деятельности: беседа, работа с иллюстрациями, самостоятельная работа, рисование по представлению.
Основные термины: храм, икона, алтарь.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на занятии здоровыми и жизнерадостными. Желаю вам успешной работы!
2. Сообщение темы.
На нашем занятии мы познакомимся с историей храма села Фоминки и с устройством церкви.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле.
Но душа опять стремится
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться
Та любовь, что спит еще во мне.
3.Беседа.
Селение Фоминки возникло в то время, когда на Руси, освободившейся от татаро-монгольского ига, происходил подъем во всех областях жизни. Из дошедших до нас документов, можно предполагать, что село возникло около 1550 года.
-Сколько сейчас лет селу? (461 год)
В 1750-53 гг вдовая княгиня Марфа Петровна Долгорукая построила в деревне Фоминки деревянную церковь в честь Казанской Иконы Пресвятой Богородицы.
Храму была подарена князьями Одоевскими икона Святого Николая Чудотворца. При церкви был образован приход, в состав которого вошли несколько деревень. Всего насчитывалось 220 дворов. Первым священником был Глеб Петров. С этого момента Фоминки стали именоваться селом.
-Почему после построения храма деревня становится селом?
В 1797 году имение переходит Ольге Александровне Жеребцовой, урожденной Зубовой. (Слайд №5)
К этому времени относится закладка в Фоминках большого парка (Слайд№6,7), начало строительства в 1801 году каменного храма. Строительство было закончено в 1806 году.
-Сколько лет строился храм?
Престолов в нем было два: главный – в честь Казанской Иконы Божьей Матери (Слайд №8), а в при деле – во имя великомученика Никиты.
По клировым ведомостям за 1897 год в приходе числилось 2696 душ мужского пола и 3119 – женского. Имелись две школы: земская и церковно-приходская.
Храм закрыли в 1935 году. Почитаемая икона Николая Чудотворца оказалась в руках одной жительницы села Фоминки, а уже она переправила эту икону в г.Дзержинск. Остальные иконы разошлись по домам жителей Фоминок.
Фоминский каменный храм в наше время ликвидирован. По словам очевидцев, его взорвали в конце 1960-х начале 1970-х и дословно «…человек из села, который этим делом занимался, вскоре помер молодым неизвестно от чего…»
На его месте построены ресторан и два магазина.
4. Практическая работа.
-Ребята, мы с вами посмотрим фотографии сельских храмов, построенных в одно время с храмом в селе Фоминки. (просмотр слайдов).
-Как вы думайте, каким был храм в нашем селе? (Ответы детей)
-Нарисуйте, пожалуйста, храм, каким вы его себе представляете.
Самостоятельная работа учащихся 10 минут.
Просмотр рисунков.
Показ слайдов с изображением храма.
-Нравится ли вам старый храм?
-Похож ли храм на вашем рисунке и храм на фотографии?
5. Фоторепортаж (рассказывают и показывают фотографии подготовленные ученики)
29 октября 2011 года в с.Фоминки прошло освящение вновь построенного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Свято-Казанский храм построили в парке за барским озером.(Слайд).
Освящение храма совершил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Слайд).
Перед освящением храма архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий поблагодарил всех, кто внес посильный вклад в дело созидания храма: «Сегодня мы находимся в Сионе, в Новом Иерусалиме. Положим начало святой Божественной благодатной жизни. Без стен невозможно собраться. Стены – это жилище земное, но они напоминают нам о вечном. Нам необходимо перейти к внутреннему храму, чтобы ожить и почувствовать силу правды». (Слайд).
6.Знакомство с правилами поведения в храме.
-Ребята, а как нужно вести себя в храме?
Чтение стихов.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
7. Рефлексия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Село с высоты птичьего полёта
В 1797 году имение переходит Ольге Александровне Жеребцовой урождённой Зубовой.
Аллея парка. 1962 год.
Парк осенью. 2011 год.
Икона Казанской Божьей Матери
Каменный храм в селе Фоминки. 1968 год.
1968 год
Свято-Казанский храм построили в парке за Барским озером
Освящение храма совершил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий
Перед освящением храма архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий поблагодарил всех, кто внес посильный вклад в дело созидания храма: «Сегодня мы находимся в Сионе, в Новом Иерусалиме. Положим начало святой Божественной благодатной жизни. Без стен невозможно собраться. Стены – это жилище земное, но они напоминают нам о вечном. Нам необходимо перейти к внутреннему храму, чтобы ожить и почувствовать силу правды».
Спасибо за работу !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего »
Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого....
План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"
Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...
Классный час:"Герои Отечества: прошлое и настоящее"
Классный час "Герои Отечества: прошлее и настоящее" содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к истор...
Тест по окружающему миру по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога"
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога". Программа "Школа России" 4 класс....
ИЗ ПРОШЛОГО – В НАСТОЯЩЕЕ
Урок русского языка по УМК «Гармония» 3класс, наблюдение за окончаниями глаголов настоящего времени, за их способностью передавать значения числа и лица; развивать речь учащихся....
Связь прошлого с настоящим
Презентация для 2 класса на урок окружающего мира....
Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»
Урок обобщения и систематизации знаний.Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»...