Этикет
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по ОРКСЭ ( модуль "светская этика") по теме " Этикет" Учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4-5 классы:учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОРКСЭ по учебному модулю Основы светской этики по теме Этикет в 4-ом классе
Учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4-5 классы:учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012
Автор: Панова Елена Анатольевна, учитель первой категории
Тема:Этикет 4 класс
Цель урока: Раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: Понимание значения этикета в жизни человека, знание правил этикета, понимание значения речи и одежды для этикета.
- Метапредметные:
П. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках
Р Способность к анализу и синтезу информации.
Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.
Способность к прогнозированию и оценке своего поведения и одноклассников с точки зрения норм и правил хорошего тона.
К. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение, используя аргументы. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться. Выступать перед знакомой аудиторией сверстников с сообщениями.
-Личностные: Формирование ценностного отношения к нормам поведения, принятым в обществе. Воспитание чувства терпимости друг к другу, вежливости, аккуратности и самостоятельности, развивать воображение, коммуникативные способности.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Этикет, правила этикета.
Средства ИКТ, используемые на уроке: Компьютер, проектор, экран, электронная презентация
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке: учебник, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари.
Ход урока.
Этапы урока | время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный | 1 мин | Положительный настрой на урок | Проверяют свою готовность к уроку, настрайваются на урок | Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать |
2.Актуализация знаний | 7 мин | Беседа с учащимися. Постановка вопросов по ходу беседы - Давайте вспомним, как называется изучаемый нами курс? - Что такое «этика»? - Сегодня мы будем говорить об этикете. Слышали когда-нибудь такое слово? Что, по-вашему, оно обозначает? Что обозначает это слово? - Ответ можно найти в учебнике на с. 56 и в словаре. (С.И. Ожегов, с. 731) Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет». (презентация на доске) - Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. И хотя это слово появилось не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни». В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести. В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например: «Кодекс рыцарской чести». На Руси тоже были такие книги. Одна из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и, наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам. - Этикет бывает разным: речевой, телефонный, столовый, свадебный и т д. Сегодня мы рассмотрим лишь несколько видов этикета, и некоторые правила вы сможете определить сами. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим. | Отвечают на вопросы, заданные учителем. -Светская этика - Этика – это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Работа с учебником и словарём | Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации. Личностные УУД: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. |
3 Физ. минутка | 1 мин | Выполняют двигательные упражнения | Личностные УУД: осознание важности смены видов деятельности в работе | |
3. Постановка проблемного вопроса. Работа по теме | 20 мин | - Как вы думаете, важно ли знать правила этикета? Почему? - В каких жизненных ситуациях важно помнить о правилах этикета? А теперь поработаем в группах. Каждая группа должна будет составить правила поведения для определенных жизненных ситуаций 1группа. Расскажет об одежде и этикете, чтобы помочь вам давайте все вместе рассмотрим иллюстрации справа на странице 57. -В какой ситуации и по какому случаю надо одеваться так, как одеты герои этих фотографий. 2группа. Расскажет о значении речи для этикета. Для помощи вашей группе Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного. 3 группа. Составляет правила поведения за столом. А сейчас вы увидите еще один отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного. 4 группа. Составляет правила поведения в театре. Мы с вами часто посещаем ТЮЗ. Вспомните, когда нужно приехать в театр, как и когда пройти к своему месту,как вести себя во время спектакля. 5 группа. Составляет правила поведения в транспорте -Когда вы обсудите правила этикета, то запишите их на лист и повесьте на доску | - Общаясь с людьми, воспитанному человеку важно передать им своё уважительное отношение через определённые действиями, слова или жесты - Во всех: при встрече с друзьями, при поездке в транспорте, при посещении театров и музеев, в школе и т.п. Работа с учебником Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна» Учащиеся выполняют задание: на листах записывают правила этикета и прикрепляют на доску | Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УУД: умение работать в группе, слушать и вступать в диалог , строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Регулятивные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование Личностные УУД: развитие познавательных интересов |
4. Закрепление | 10 мин | Учитель предлагает обсудить правила этикета | Рассказывают, какие правила они записали. Остальные учащиеся дополняют их ответ с места. (новые правила можно сразу записать на листах). | Личностные УУД: оценивают усваиваемое содержание , исходя из социальных и личных ценностей Регулятивные УУД: контролируют процесс и результаты своей деятельности Коммуникативные УУД: проявляют активность в деятельности |
5.Подведение итогов. | 2 мин | - Откройте учебник на стр. 57 и прочитайте последний абзац. Какие слова для вас самые главные? | Учащиеся читают и анализируют текст | Личностные УУД: умение организовывают самостоятельную работу, выделяют главное |
6.Рефлексия | 3 мин. | -Продолжи фразу: 1.Сегодня я узнал (а)….. 2.Я понял(а)……. 3.Я научился (лась)….. 4.Было интересно….. 5.Меня удивило….. 6.Мне захотелось… 7.Урок дал моей жизни … | Продумывают и высказывают продолжение предложенных учителем фраз | Коммуникативные УУД: полно и грамотно выражают свои мысли. Регулятивные УУД: осознают важность приобретения новых знаний. Познавательные УУД: оценивают процесс и результаты своей деятельности. Личностные УУД : осознают важность полученных знаний |
7.Домашнее задание | 1 мин. | Подготовить с друзьями мини-инсценировки различных ситуаций по теме урока. Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. | Учащиеся записывают д/з в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"
Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...
Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."
Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи занятия:1. Познакомить детей с правилами этикет...
Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)
Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"
Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...
Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."
Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей орксэ)...