Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс, 3 модуля: ОМРК, ОПК, ОСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 86.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «Охинский»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи
РЕКОМЕНДОВАНА кафедрой учителей начальной школы Протокол № ____ от « » сентября 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ ___________________Т.В.Гордеева директор МБОУ СОШ № 5 г. Охи Приказ № _____ от «___»____________20__ г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(наименование учебного предмета/курса)
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: основы религиозных культур и светской этики, автор А.Я.Данилюк
Магдашаускене Еленой Анатольевной
(ФИО полностью)
Оха
2015 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладениями знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. В ФГОС начального общего образования введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет» Основы религиозных культур и светской этики», знакомящей учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур.
Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светских культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным.
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована обучающимся 4 классов МБОУ СОШ № 5, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по основам религиозных культур и светской этики А.Я.Данилюка с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу А.Я.Данилюка нет.
В связи с особенностями климата в рабочей программе по ОРКСЭ предусмотрено сокращение на 3 часа - модуль «Основы мировых религиозных культур», на 3 часа - модуль «Основы православной культуры», на 4 часа - модуль «Основы светской этики» (они оставлены как резерв на случай отмены занятий по метеоусловиям и иным непредусмотренным потерям рабочего времени).
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Информационные
Учебно-поисковые
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
- Устный ответ.
- Тест.
- Терминологический диктант.
- Самостоятельная работа с учебником (выполнение работ по новому материалу или по пройденной теме).
- Письменный ответ на вопрос домашнего задания.
- Устное сообщение или презентация по новой теме.
- Работа с иллюстрациями учебника.
- Работа с документами (анализ, ответы на вопросы).
- Ответ по проблемному заданию (выводы).
- Творческие задания (сочинения, презентации, описание).
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности , осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения.
Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также между ними и другими учебными предметами ( окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.);
- единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10— 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса— «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: общая историческая судьба народов России; единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства. Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ
«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
1.1 | Россия – наша Родина | 1 |
2 | Основы мировых религиозных культур | 27 |
2.1 | Культура и религия | 2 |
2.2 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 2 |
2.3 | Священные книги религий мира | 2 |
2.4 | Хранители предания в религиях мира | 1 |
2.5 | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния | 2 |
2.6 | Человек в религиозных традициях мира | 1 |
2.7 | Священные сооружения | 2 |
2.8 | Искусство в религиозной культуре | 2 |
2.9 | Творческие работы учащихся | 1 |
2.10 | История религий в России | 2 |
2.11 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 2 |
2.12 | Паломничества и святыни | 1 |
2.13 | Праздники календари | 2 |
2.14 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 2 |
2.15 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | 1 |
2.16 | Семья | 1 |
2.17 | Долг, свобода, ответственность, труд | 1 |
3 | Любовь и уважение к Отечеству | 3 |
3.1 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
3.2 | Презентация творческих проектов Резерв | 2 3 |
Итого | 34 ч |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
1.1 | Россия – наша Родина | 1 |
2 | Особенности православной культуры | 27 |
2.1 | Культура и религия | 1 |
2.2 | Человек и Бог в православии | 1 |
2.3 | Православная молитва | 1 |
2.4 | Библия и Евангелие | 1 |
2.5 | Проповедь Христа | 1 |
2.6 | Христос и Его крест | 1 |
2.7 | Пасха | 1 |
2.8 | Православное учение о человеке | 1 |
2.9 | Совесть и раскаяние | 1 |
2.10 | Заповеди | 1 |
2.11 | Милосердие и сострадание | 1 |
2.12 | Золотое правило этики | 1 |
2.13 | Храм | 1 |
2.14 | Икона | 1 |
2.15 | Творческие работы учащихся | 1 |
2.16 | Подведение итогов праздничного проекта | 1 |
2.17 | Как христианство пришло на Русь | 1 |
2.18 | Подвиг | 1 |
2.19 | Заповеди блаженств | 1 |
2.20 | Зачем творить добро? | 1 |
2.21 | Чудо в жизни христианина | 1 |
2.22 | Православие о Божьем суде | 1 |
2.23 | Таинство Причастия | 1 |
2.24 | Монастырь | 1 |
2.25 | Отношение христианина к природе | 1 |
2.26 | Христианская семья | 1 |
2.27 | Защита Отечества | 1 |
2.28 | Христианин в труде | 1 |
3 | Любовь и уважение к Отечеству | 3 |
3.1 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
3.2 | Презентация творческих проектов | 2 |
Резерв | 3 | |
Итого | 34 ч |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
1.1 | Этика-наука о нравственной жизни человека | 1 |
2 | Этика общения | 3 |
2.1 | Добрым жить на белом свете веселей | 1 |
2.2 | Правила общения для всех | 1 |
2.3 | От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен | 1 |
3 | Этикет | 4 |
3.1 | Премудрости этикета | 1 |
3.2 | Красота этикета | 1 |
3.3 | Простые школьные и домашние правила этикета | 1 |
3.4 | Чистый ручеёк нашей речи | 1 |
4 | Этика человеческих отношений | 3 |
4.1 | В развитии добрых чувств – творение души | 1 |
4.2 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины | 1 |
4.3 | Жизнь протекает среди людей | 1 |
5 | Этика отношений в коллективе | 3 |
5.1 | Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня | 1 |
5.2 | Мой класс – мои друзья | 1 |
5.3 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. Скажи себе сам. Творческая работа | 1 |
6 | Простые и нравственные истины | 4 |
6.1 | Жизнь священна | 1 |
6.2 | Человек рождён для добра | 1 |
6.3 | Милосердие – закон жизни | 1 |
6.4 | Жить во благо себе и другим | 1 |
7 | Душа обязана трудиться | 4 |
7.1 | Следовать нравственной установке | 1 |
7.2 | Достойно жить среди людей | 1 |
7.3 | Умей понять и простить | 1 |
7.4 | Простая этика поступков | 1 |
8 | Посеешь поступок – пожнёшь характер | 4 |
8.1 | Общение и источники преодоления обид | 1 |
8.2 | Ростки нравственного опыта поведения | 1 |
8.3 | Доброте сопутствует терпение | 1 |
8.4 | Действия с приставкой «со» | 1 |
9 | Судьба и Родина едины | 4 |
9.1 | С чего начинается Родина | 1 |
9.2 | В тебе рождается патриот и гражданин | 1 |
9.3 | Человек – чело века | 1 |
9.4 | Слово, обращённое к себе. Итоговая творческая работа | 1 |
Резерв | 4 | |
Итого | 34 ч |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий и России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни.
Праздники календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов праздничного проекта. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божьем суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь уважение к Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» - вместе. С чего начинается Родина… В тебе рождается патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развитие этнических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многокофессионального народа России;
- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
- формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этнических ценностей;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
- формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.
Недочеты:
- преобладание при описание объекта несущественных признаков;
- неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточность при нахождении объекта на карте.
«5» - отсутствие ошибок, не более одного недочета, логичность и полнота изложения
«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала
«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов; отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса
«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов; более 5 ошибок или 8 недочетов; нарушение логики, неполнота раскрытия материала, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений.
Тест.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
«5» - верно выполнено более ¾ заданий
«4» - верно выполнено ¾ заданий
«3» - верно выполнено ½ заданий
«2» - верно выполнено менее ½ заданий
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.
Критерии оценивания | Параметры | Оценка |
Дизайн презентации | - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; | |
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; | ||
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; | ||
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; | ||
- ссылки – все ссылки работают | ||
Средняя оценка по дизайну | ||
Содержание | - раскрыты все аспекты темы; | |
- материал изложен в доступной форме; | ||
- систематизированный набор оригинальных рисунков; | ||
- слайды расположены в логической последовательности; | ||
- заключительный слайд с выводами; | ||
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | ||
Средняя оценка по содержанию | ||
Защита проекта | - речь учащегося чёткая и логичная; | |
- ученик владеет материалом своей темы; | ||
Средняя оценка по защите проекта | ||
Итоговая оценка |
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО МОДУЛЮ
«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Для учащихся:
1. А.Л.Беглов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / [А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.
Для учителя:
1. А.Л.Беглов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / [А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.
2. Е.В.Мацыяка. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е.В.Мацыяка. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО МОДУЛЮ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНЫХ КУЛЬТУР»
Для учащихся:
1. А.В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.В.Кураев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с. : ил.
Для учителя:
1. А.В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.В.Кураев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с. : ил.
2. Г.А.Обернихина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г.А.Обернихина. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО МОДУЛЮ
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Для учащихся:
1. А.И.Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с. : ил.
Для учителя:
1. . А.И.Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с. : ил.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЮ
«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п | Содержание (раздел, тема урока) | Кол-во часов | Сроки проведения | Наглядно-техническое оснащение урока | Примечание | ||
план | факт | ||||||
4 а | 4 б | ||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||
1 | Россия – наша Родина | 1 | |||||
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР (27 часов) | |||||||
2 3 | Культура и религия | 2 | |||||
4 | Возникновение религий | 1 | |||||
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 1 | |||||
6 7 | Священные книги религий мира | 2 | |||||
8 | Хранители предания в религиях мира | 1 | |||||
9 10 | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния | 2 | |||||
11 | Человек в религиозных традициях мира | 1 | |||||
12 13 | Священные сооружения | 2 | |||||
14 15 | Искусство в религиозной культуре | 2 | |||||
16 | Творческие работы учащихся | 1 | |||||
17 18 | История религий в России | 2 | |||||
19 20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 2 | |||||
21 | Паломничества и святыни | 1 | |||||
22 23 | Праздники календари | 2 | |||||
24 25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 2 | |||||
26 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | 1 | |||||
27 | Семья | 1 | |||||
28 | Долг, свобода, ответственность, труд | 1 | |||||
ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ (3 часа) | |||||||
29 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | |||||
30 31 | Презентация творческих проектов | 2 | |||||
РЕЗЕРВ (3 часа) | |||||||
32 33 34 | 3 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЮ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п | Содержание (раздел, тема урока) | Кол-во часов | Сроки проведения | Наглядно-техническое оснащение урока | Примечание | ||
план | факт | ||||||
4 а | 4 б | ||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||
1 | Россия – наша Родина | 1 | |||||
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ (27 часов) | |||||||
2 | Культура и религия | 1 | |||||
3 | Человек и Бог в православии | 1 | |||||
4 | Православная молитва | 1 | |||||
5 | Библия и Евангелие | 1 | |||||
6 | Проповедь Христа | 1 | |||||
7 | Христос и Его крест | 1 | |||||
8 | Пасха | 1 | |||||
9 | Православное учение о человеке | 1 | |||||
10 | Совесть и раскаяние | 1 | |||||
11 | Заповеди | 1 | |||||
12 | Милосердие и сострадание | 1 | |||||
13 | Золотое правило этики | 1 | |||||
14 | Храм | 1 | |||||
15 | Икона | 1 | |||||
16 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов | 1 | |||||
17 | Как христианство пришло на Русь | 1 | |||||
18 | Подвиг | 1 | |||||
19 | Заповеди блаженств | 1 | |||||
20 | Зачем творить добро? | 1 | |||||
21 | Чудо в жизни христианина | 1 | |||||
22 | Православие о Божием суде | 1 | |||||
23 | Таинство причастия | 1 | |||||
24 | Монастырь | 1 | |||||
25 | Отношение христианина к природе | 1 | |||||
26 | Христианская семья | 1 | |||||
27 | Защита Отечества | 1 | |||||
28 | Христианин в труде | 1 | |||||
ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ (3 часа) | |||||||
29 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | |||||
30 31 | Презентация творческих проектов | 2 | |||||
РЕЗЕРВ (3 часа) | |||||||
32 33 34 | 3 |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЮ
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п | Содержание (раздел, тема урока) | Кол-во часов | Сроки проведения | Наглядно-техническое оснащение урока | Примечание | ||
план | факт | ||||||
4 а | 4 б | ||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||
1 | Этика-наука о нравственной жизни человека | 1 | |||||
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ (3 часа) | |||||||
2 | Добрым жить на белом свете веселей | 1 | |||||
3 | Правила общения для всех | 1 | |||||
4 | От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен | 1 | |||||
ЭТИКЕТ (4 часа) | |||||||
5 | Премудрости этикета | 1 | |||||
6 | Красота этикета | 1 | |||||
7 | Простые школьные и домашние правила этикета | 1 | |||||
8 | Чистый ручеёк нашей речи | 1 | |||||
ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (3 часа) | |||||||
9 | В развитии добрых чувств – творение души | 1 | |||||
10 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины | 1 | |||||
11 | Жизнь протекает среди людей | 1 | |||||
ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ (3 часа) | |||||||
12 | Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня | 1 | |||||
13 | Мой класс – мои друзья | 1 | |||||
14 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. Скажи себе сам. Творческая работа | 1 | |||||
ПРОСТЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИСТИНЫ (4 часа) | |||||||
15 | Жизнь священна | 1 | |||||
16 | Человек рождён для добра | 1 | |||||
17 | Милосердие – закон жизни | 1 | |||||
18 | Жить во благо себе и другим | 1 | |||||
ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ (4 часа) | |||||||
19 | Следовать нравственной установке | 1 | |||||
20 | Достойно жить среди людей | 1 | |||||
21 | Уметь понять и простить | 1 | |||||
22 | Простая этика поступков | 1 | |||||
ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК – ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР (4 часа) | |||||||
23 | Общение и источники преодоления обид | 1 | |||||
24 | Ростки нравственного опыта поведения | 1 | |||||
25 | Доброте сопутствует терпение | 1 | |||||
26 | Действия с приставкой «со» | 1 | |||||
СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ (4 часа) | |||||||
27 | С чего начинается Родина… | 1 | |||||
28 | В тебе рождается патриот и гражданин | 1 | |||||
29 | Человек – чело века | 1 | |||||
30 | Слово, обращённое к себе. Итоговая творческая работа | 1 | |||||
РЕЗЕРВ (4 часа) | |||||||
31 32 33 34 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...