Мониторинг духовно-нравственного развития младших школьников.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:
- уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный
- уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Тест «Что такое хорошо, что такое плохо»),
- уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, (анкета «Я и моя семья»);
- уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя, предложенная М.И. Шиловой («Учитель о воспитанности школьников», М., 1990).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_mladshih_shkolnikov.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Процедура мониторинга
Мониторинг проводится педагогом-психологом и классным руководителем (после специального обучения) дважды в год сентябре, апреле.
Педагог-психолог проводит диагностику всех трех сфер по трем, представленным ниже методикам.
Классный руководитель выполняет диагностику нравственного уровня развития и воспитания младших школьников (субъективный тест).
Далее все измерения заносятся в сводную таблицу. Анализ результатов, представленных в сводной таблице, позволяет провести экспертизу и выявить эффективность деятельности по формированию духовно-нравственной сферы младших школьников.
Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:
- уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный
- уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Тест «Что такое хорошо, что такое плохо»),
- уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, (анкета «Я и моя семья»);
- уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя, предложенная М.И. Шиловой («Учитель о воспитанности школьников», М., 1990).
Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах, представленных ниже.
Тесты и методики, используемые для выявления показателей духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников имеют три уровня выраженности:
- ниже среднего (1 балл);
- средний (2 балла);
- выше среднего (3 балла).
Основанием для осуществления коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками служит наличие низкого уровня сформированности:
- всех показателей духовно-нравственного развития и воспитания школьников (личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры);
- одного или двух показателей (в любом сочетании) духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
.
Диагностическая таблица
Таблица 1. Уровень духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников
Бланковый материал:
Таким образом, полученный уровень духовно нравственного развития и воспитания каждого младшего школьника (значение суммарного балла) можно соотнести с ключами:
0-3 – низкий,
4-6 – средний, выше 7 – высокий
Таблица 2. Диагностическая таблица классного руководителя
№ | Показатель | Критерии | Ф.И. ученика | |||||||
Социальная культура | Долг, товарищество ответственность | |||||||||
Трудолюбие | ||||||||||
Дисциплинированность, отношение к учебе | ||||||||||
Показатель (средний арифметический) | ||||||||||
Семейная культура | Следование семейным ценностям | |||||||||
Уважение, забота о родителях | ||||||||||
Авторитет семьи | ||||||||||
Показатель (средний арифметический) | ||||||||||
Личностная культура | Доброта, отзывчивость | |||||||||
Честность | ||||||||||
Милосердие | ||||||||||
Показатель (средний арифметический) | ||||||||||
Суммарный показатель |
Таким образом, полученный уровень духовно- нравственного развития и воспитания каждого младшего школьника (значение суммарного балла) можно соотнести с ключами:
0-3 – низкий,
4-6 – средний,
Выше 7 – высокий
Далее по результатам диагностики классного руководителя составляется сводная таблица, которая позволяет сделать анализ эффективности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников в ОУ.
Таблица 3.
№ | Ф.И. участника программы | Суммарный балл | Экспертное заключение | |
Диагностика психолога | Диагностика классного руководителя | |||
Диагностическая карта показателей
Показатель | Критерии | Признаки проявляются | ||
Ярко 3 балла | Средне 2 балла | Слабо проявляются или отсутствуют 1 балл | ||
Социальная культура | Долг, товарищество ответственность | Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других | Без особого желания выполняет поручения, необходим контроль учителя | Уклоняется от выполнения поручений, безответственный |
Трудолюбие | Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, умеет организовать труд других | Трудится при наличии соревнования или конкуренции | Уклоняется от труда даже при наличии требований | |
Дисциплинированность, отношение к учебе | Примерно ведет себя в школе, дома, в общественных местах, призывает к этому других | Соблюдает правила поведения при контроле со стоны старших | Нарушает дисциплин, слабо реагирует на внешнее воздействие | |
Семейная культура | Следование семейным ценностям | Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре | Знает и частично следует ценностям семьи | Ценности семьи не интересуют |
Уважение, забота о родителях | Почитает родителей, проявляет о них заботу | Проявляет уважение к родителям, иногда проявляет заботу них | Считает что родители должны заботится о нем | |
Авторитет семьи | Воспринимает семейную иерархию, уважает старших. Побуждает других поступать также | Ситуативно воспринимает семейную иерархию, не всегда проявляет уважает старших. | Не признает авторитет старших членов семьи, склонен к бродяжничеству | |
Личностная культура | Доброта, отзывчивость | Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи | Помогает другим если поручит учитель | Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими |
Честность | Верен слову, правдив. Добровольно признается в своих поступках | Не требует честности от других, не всегда выполняет поручения, в поступках признается лишь после замечаний старших | Часто не искренен, обманывает старших и сверстников | |
Милосердие | Внимателен к проблемам других, имеет высокий уровень эмпатии, готов прийти на помощь и других призывает к действию | Может иногда помогать другим, инициативу не проявляет | Держится высокомерно, безразличен чужому горю |
Выделяется три уровня нравственного воспитания:
- Высокий- характеризуется наличием устойчивого положительного опыта и нравственного поведения, с хорошей саморегуляцией и стремлением детей положительно влиять на других.
- Средний – активная позиция не проявляется, частичное проявление нравственных качеств и использование положительного опыта, поведение регулируется взрослыми.
- Низкий – слабое проявление положительного поведения, неразвитость саморегуляции и самоорганизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Духовно-нравственное становление личности младших школьников
формирование патриотизма через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе эле...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника на краеведческом материале
Из опыта работы учителя начальных классов...
Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....
"Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий"
«Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз».А.И.Солженицын...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....