Мониторинг духовно-нравственного развития младших школьников.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Ершова Алла Вячеславовна

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:

- уровень сформированности  личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников  с использованием методики «Я разный

- уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Тест «Что такое хорошо, что такое плохо»),

- уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, (анкета «Я и моя семья»);

- уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя, предложенная М.И. Шиловой («Учитель о воспитанности школьников», М., 1990).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процедура мониторинга

Мониторинг проводится педагогом-психологом и классным руководителем (после специального обучения) дважды в год сентябре, апреле.

Педагог-психолог проводит диагностику всех трех сфер по трем, представленным ниже  методикам.

Классный руководитель выполняет диагностику нравственного уровня развития и воспитания младших школьников (субъективный тест).

Далее все измерения заносятся в сводную таблицу. Анализ результатов, представленных в сводной таблице, позволяет провести экспертизу и выявить эффективность деятельности по формированию духовно-нравственной сферы младших школьников.

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:

- уровень сформированности  личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников  с использованием методики «Я разный

- уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Тест «Что такое хорошо, что такое плохо»),

- уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, (анкета «Я и моя семья»);

- уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя, предложенная М.И. Шиловой («Учитель о воспитанности школьников», М., 1990).

Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах, представленных ниже.

Тесты и методики, используемые для выявления показателей духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников имеют три уровня выраженности:

- ниже среднего (1 балл);

- средний (2 балла);

- выше среднего (3 балла).

Основанием для осуществления коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками служит наличие низкого уровня сформированности:

- всех  показателей духовно-нравственного развития и воспитания школьников (личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры);

- одного или двух показателей (в любом сочетании) духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

           .

Диагностическая таблица

Таблица 1. Уровень духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников

Бланковый материал:

Таким образом, полученный уровень духовно нравственного развития и воспитания каждого младшего школьника (значение суммарного балла) можно соотнести с ключами:

0-3 – низкий,

4-6 – средний,         выше 7 – высокий

Таблица 2. Диагностическая таблица классного руководителя

Показатель

Критерии

Ф.И. ученика

Социальная культура

Долг,  товарищество ответственность

Трудолюбие

Дисциплинированность, отношение к учебе

Показатель (средний арифметический)

Семейная культура

Следование семейным  ценностям

Уважение, забота о родителях

Авторитет семьи

Показатель (средний арифметический)

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

Честность

Милосердие

Показатель (средний арифметический)

Суммарный показатель

Таким образом, полученный уровень духовно- нравственного развития и воспитания каждого младшего школьника (значение суммарного балла) можно соотнести с ключами:

0-3 – низкий,

4-6 – средний,

Выше 7 – высокий

Далее по результатам диагностики классного руководителя составляется сводная таблица, которая позволяет сделать анализ эффективности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников в ОУ.

Таблица 3.

Ф.И. участника программы

Суммарный балл

Экспертное заключение

Диагностика психолога

Диагностика классного руководителя

Диагностическая карта показателей

Показатель

Критерии

Признаки проявляются

Ярко

3 балла

Средне

2 балла

Слабо проявляются или отсутствуют

1 балл

Социальная культура

Долг,  товарищество

ответственность

Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других

Без особого желания выполняет поручения, необходим контроль учителя

Уклоняется  от выполнения поручений, безответственный

Трудолюбие

Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, умеет организовать труд других

Трудится при наличии соревнования или конкуренции

Уклоняется от труда даже при наличии требований

Дисциплинированность,

отношение к учебе

Примерно ведет себя в школе, дома, в общественных местах, призывает к этому других

Соблюдает правила поведения при контроле со стоны старших

Нарушает дисциплин, слабо реагирует на внешнее воздействие

Семейная культура

Следование семейным

 ценностям

Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре

  Знает и  частично следует ценностям семьи

Ценности семьи не интересуют

Уважение, забота о родителях

Почитает родителей, проявляет о них заботу

Проявляет уважение к родителям, иногда проявляет заботу  них

Считает что родители должны заботится о нем

Авторитет семьи

Воспринимает семейную иерархию, уважает старших. Побуждает других поступать также

Ситуативно воспринимает семейную иерархию, не всегда проявляет уважает старших.

Не признает авторитет старших членов семьи, склонен к бродяжничеству

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается  в его помощи

Помогает другим если поручит учитель

Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими

Честность

Верен слову, правдив. Добровольно признается в своих поступках

Не требует честности от других, не всегда выполняет поручения, в поступках признается лишь после замечаний старших

Часто не искренен,  обманывает старших и сверстников

Милосердие

Внимателен к проблемам других, имеет высокий уровень эмпатии, готов прийти на помощь и   других призывает к действию

Может иногда помогать другим,  инициативу не проявляет

Держится высокомерно, безразличен  чужому горю

Выделяется три уровня нравственного воспитания:

  1. Высокий- характеризуется наличием устойчивого положительного опыта и нравственного поведения, с хорошей  саморегуляцией и стремлением детей положительно влиять на других.
  2. Средний – активная позиция не проявляется, частичное проявление нравственных качеств и использование  положительного опыта, поведение регулируется взрослыми.
  3. Низкий – слабое проявление положительного поведения, неразвитость саморегуляции и самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Духовно-нравственное становление личности младших школьников

формирование патриотизма через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе эле...

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....