Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме
Рабочая программа предусматривает реализацию комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики". Рабочая программа содержит следующие разделы: "Пояснительная записка", "Общая характеристика курса", "Место предмета в учебном плане", "Планируемые результаты", "Содержание учебного предмета", "КТП", "Оценка уровня достижений обучающихся", "Материально-техническое обеспечение", "Список рекомендуемой литературы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse_modul_osnovy_svetskoy_etiki.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ООП НОО МБОУ «СОШ № 10», учебным планом МБОУ «СОШ № 10», на основе примерной программы: Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: «Просвещение», 2010. – 25 с.
Преподавание ведется по учебному пособию для общеобразовательных учреждений Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс / А. А. Шемшурин и др. – М.: «Дрофа», 2012. - 174 с. Авторская рабочая программа предполагает проведение 30 уроков в соответствии с учебным пособием и 5 часов на подготовку и презентацию итоговой проектной работы, либо заполнение портфолио (в соответствии с выбором обучающихся).
УМК:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс / А. А. Шемшурин и др. – М.: «Дрофа», 2012. - 174 с.
- Шапошникова Т. Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс (4–5 классы). Рабочая программа / Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко. – М.: Дрофа, 2013. – 192с.
- Катышева И. Б. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. Методическое пособие / И. Б. Катышева, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова. – М.: Дрофа, 2013. – 240 с.
- Савченко К. В. Основы светской этики. 4 класс (4—5 классы). Рабочая тетрадь к учебнику А. А. Шемшурина, Н. М. Брунчуковой, Р. Н. Демина и др. «Основы светской этики» / К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова. – М.: Дрофа, 2014. – 112 с.
Цель курса: создание условий для формирования у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций всех народов нашей страны, готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- знакомство обучающихся с основами светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для семьи, для общества, для развития полноценной личности гражданина России;
- обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе и формирование в них ценностно-мировоззренческих основ, обеспечивающих восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей к обобщению в полиэтнической и религиозной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Формы и виды контроля. Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Формы: работа в тетради, беседа, проектная работа, портфолио.
Общая характеристика учебного курса
Проблема воспитания толерантности и осознанного нравственного поведения детей приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, психологических, дидактических воспитательных задач.
В связи с этим преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») становится актуальным. Курс имеет комплексный культурологический характер, знакомит школьников с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, ее значением для жизни человека.
Данная программа опирается на особую философию образования в которой форма организации учебного процесса, содержание обучения учитывает интересы детей при изучении комплексного учебного курса ОРКСЭ и положения психологии о том, что ребенок с удовольствием изучает только ту тему, которую выбрал сам на основе «точек удивления», которые ему удалось рассмотреть при знакомстве с новой для него темой. Формулируя темы уроков обучающиеся расставляют нравственные приоритеты для себя и для других через познание самого себя, усвоение культурных ценностей человечества и понимание важности самовоспитания и самосовершенствование, т.е. темы, сформулированные обучающимися уже несут в себе позитивный нравственный и воспитывающий элемент. Они выявляют проблемы с которыми сталкиваются дети при изучении курса ОРКСЭ, поэтому темы интересны, увлекательны, легко втягивают обучающихся в учебный процесс, наилучшим образом стимулируют их активную познавательную деятельность, являются надежным фактором мотивации. В ходе изучения курса предусматривается тесное межпредметное взаимодействие с учителями ИЗО, информатики, окружающего мира и др.
Особенности методики преподавания основ светской этики
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся с использованием технологии рефлексивного портфолио и прочее.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
Технология рефлексивного портфолио (Приложение 2.) обеспечивает устойчивую основу самовоспитания гражданской ответственности, терпимости, уважения к людям различных культур.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой обучающиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В 4 классе наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Во втором полугодии к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности обучающихся.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4 классов, а именно: эвристические беседы; различные виды дискуссий; учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы; различные викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 10» на изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в 4 классе выделен 1 час в неделю, итого 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного курса
1. Личностные результаты (Л).
Л-1. Формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину.
Л-2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Л-3. Формирование образа мира как единого, целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
Л-4. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Л-5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Л-6. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Л-7. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Л-8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Л-9. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2.Метапредметные результаты (регулятивные (Р), познавательные (П) и коммуникативные (К).
Р-1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
Р-2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Р-3. Понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности.
П-1. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
П-2. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
К-1. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
К-2. Развитие умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, правильно распределять роли в совместной деятельности.
3.Предметные результаты (Пр).
Пр-1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Пр-2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
Пр-3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Пр-4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Пр-5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
Пр-6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Пр-7. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Пр-8. Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного модуля «Основы светской этики»
Раздел 1. Введение. Знакомство с новым предметом (3 ч.)
Россия – наша Родина. Россия, наша родина – часть огромной планеты Земля. Образ мироздания. Земля оттич и дедич (рассказ). Древо рода.
Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Понятия «культура», «духовные ценности», «обычаи», «традиции». Земля – наш общий дом. Духовная жизнь древнейших людей. Понятия «религия», «религиозная культура», «религиозные тексты», «религиозные обряды». Элементы религиозной культуры. Предмет изучения философии и этики. Съезд лидеров мировых и традиционных религий.
Раздел 2. Знакомство с основами этики (2 ч.)
Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. Что такое философия и место этики в философии. Какие рассказы называются философскими. Ответы на какие вечные вопросы искали люди на протяжении всей истории человечества.
Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность. Этимология слова «этика». Добродетели – лучшие человеческие качества. Мораль – моральный, нравственный. Определение понятия «этика». Философские вопросы. Аристотель. Цицерон. Ораторское искусство.
Раздел 3. Этические учения о добродетелях (4 ч.)
Что такое добродетель. Оратор. Добродетель. Обыкновенный человек (рассказ). Порок. Буддийское учение о добродетелях (шесть совершенств).
Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетель. Добродетель ума. Добродетель характера (нравственные добродетели). Воспитание добродетели. Клод Адриан Гельвецкий. Буддийская притча.
Нравственные качества. Лучшие нравственные качества. Отзывчивость (рассказ). Паралимпийские игры. Софокл. Честность. Любовь к человеку и ценность жизни.
Терпение и терпимость. Определение понятий «терпение», «терпимость». Прости людей (древнеиндийская притча). О гвоздях (восточная притча). Тактичность. Бестактность.
Раздел 4. Этика о нравственном выборе (6 ч.)
Не совсем обычный урок. Суд над Сократом. Жизнь в Афинах. Сократ. Суд над Сократом.
Убеждения. Убеждения человека. Цели, достойные человека. Д. С. Лихачев.
Нравственный выбор. Определение «нравственный выбор». Трудно быть человеком (рассказ). Выбор. Что значит «быть человеком».
Совесть. Долг. Определение понятия «совесть». Стыдно перед соловушкой (рассказ). Совесть сильнее написанных законов. Бабушка – медведица и внучка (сказка).
Ответственность. Понятие «ответственность». Настоящий человек (басня). Басня. Философская сказка «Маленький принц».
Этика о воспитании самого себя. Эпиктет. Самосовершенствование. Основа философии Эпиктета.
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 ч.)
Справедливость. Мо Ди (Мо-цзы). Идеи Мо Ди. Самое ценное – справедливость. «Почитание талантов». Учение о «всеобщей любви». Жизнь последователей Мо Ди.
Государство, основанное на справедливости. Конфуций. Учение Конфуция. Специальные правила и ритуалы управления государством. Понятие «благородство». Руководство для благородного человека. «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Самообразование. Ценность и польза образования в мусульманском мире.
Государство. Светская этика. Россия – государство в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Основной закон государства – Конституция. Права и обязанности гражданина. Нравственные законы. «Светский», т.е. «мирской». Государственные праздники. День народного единства. Понятие «патриот».
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (4 ч.)
Нравственный закон. Десять заповедей Моисей. Великая миссия Моисея. Понятие «заповедь». Основные заповеди. Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия. Скрижали завета. Тора.
Заповеди любви. Добро и зло у христиан, иудеев, буддистов, мусульман. Первые заповеди христианства об отношении к Богу. Заповеди об отношении людей между собой. Десятая заповедь. Главная христианская ценность. Любовь в понимании христиан. Священные книги христиан, иудеев, мусульман, буддистов. Иисус Христос – сын Божий.
Любовь – основа жизни. Шерстяное тепло (сказка). Любовь в семье. Пословицы о любви. Ладная семья (китайская притча).
Прощение. Любить – значит совершать выбор. Притча о прощении. Объяснение слова «грех». Роль и место обиды в нашей жизни.
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (5 ч.)
Древнегреческие мыслители о дружбе. Дружба – основа человеческих отношений. Солон и Анахарсис. Пифагор и его ученики. Мнение пифагорейцев о дружбе.
Этика об отношении к другим людям и самому себе. Мухаммед. Ислам. Мнение Мухаммеда об отношениях людей друг к другу. Отношение мусульман к соседям. Основы общества по мнению светской этики и традиционных российских религий. Чувства разрушающие взаимоотношения людей. Раби Акива о любви к человеку. Отношение человека к себе и к другим согласно этике буддизма.
Мысли и поступки. Слова и речь. Речь как средство общения и выражения собственных мыслей. Сократ о требованиях к мыслям и высказываниям. Понятия «красноречие» и «красноречивый человек». Хорошие слова и красивая речь в христианской культуре Древней Руси. Сила мысли и поступка в религии буддистов. Поступок – результат мысли. Мальчик и Колокольчики Ландышей (текст).
Милосердие. Понятие «милосердие». Нищий (рассказ). Этимология и понятие слова «благотворительность». Ислам, иудаизм, христианство и светская этика о благотворительности.
«Золотое правило нравственности». Этические правила. «Золотое правило нравственности» – неписанный нравственный закон. Нравственные заповеди в религиях мира: моральный закон Конфуция; Гилель о сути иудаизма; Иисус Христос; нравственное учение ислама; учение о поведении человека в буддизме. Притча о пахаре. В. А. Сухомлинский.
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (8 ч.)
Нравственные законы о современном мире. Нравственные законы и правила древности. Современные нравственные законы. «Бескорыстие» и его примеры. Милосердие. Л. М. Рошаль. Благотворительные организации: Красный Крест. Орден милосердия. Мать Тереза. Нобелевская премия. «Сестра, брат милосердия» - устаревшие понятия?
Альберт Швейцер. Милосердие – сострадание – человеколюбие. Жизнь А. Швейцера: детство. 30 лет – начало служения отечеству: медицинская практика, благотворительная деятельность, деятельность по борьбе за прекращение производства ядерного оружия. Сострадание и милосердие в буддийской культуре.
Этическое учение Л. Н. Толстого. Душа. Любовь. Чувства, отравляющие человеку жизнь. Человек – существо свободное. «Взращивать свою душу». Муравей и голубка (басня). Принцип ненасилия в буддийской культуре.
Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра». «Взрослые» темы. Добро и зло. Добро и зло в буддийской культуре. Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Служение проявляется в делах на благо нашей Родины. Из малых дел рождается большая любовь к России.
Календарно-тематический план
№ урока | Дата | Тема | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучающихся | Д/з | |||
план | факт | |||||||
4а | 4б | 4а | 4б | |||||
Раздел 1. Введение. Знакомство с новым предметом (3 ч.) | ||||||||
Вводный урок. Основы религиозных культур и светской этики | Пр-4 | Знакомство с курсом ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики». Заполнение портфолио (С.1-2) | Портфолио (П) | |||||
Россия – наша Родина | Л-1,4,9, Р-2, П-1, К-1, Пр-5 | Работа с текстом, ответы на вопросы, работа в тетради (С). Заполнение портфолио (С. 3-7) | § 1, П | |||||
Духовные ценности человечества. Культура. Религия | Л-3,4,5, Р-2, П-2, К-1, Пр-3,5 | Повторение предыдущей темы. Работа с учебным пособием «Основы мировых религиозных культур» (С. 8-10). Ответы на вопросы. Экскурсия в храм, мечеть. | § 2, П | |||||
Раздел 2. Знакомство с основами этики (2 ч.) | ||||||||
Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. | Л-2,6, Р-1, П-1, К-1,2, Пр-1,6 | Работа с текстом, словарем и дополнительной информацией. Ответы на вопросы. Составление рассказа(С). Работа с учебными пособиями «Основы буддийской культуры» (С.32-33), «Основы православной культуры» (20-23), «Основы исламской культуры» (С. 8-11) | § 3 | |||||
Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность | Л-3,5, Р-1,2, П-1, К-2, Пр-1,2,6 | Повторение предыдущей темы. Работа со словарем и учебным пособием «Основы буддийской культуры» (С. 44-47). Ответы на вопросы. Подготовка сообщений об Аристотеле и Цицероне (С). | § 4 | |||||
Раздел 3. Этические учения о добродетелях (4 ч.) | ||||||||
Что такое добродетель | Л-2,9, Р-2, П-2, К-1,2, Пр-1,2 | Повторение предыдущей темы. Работа с высказываниями, учебным пособием «Основы буддийской культуры» (С. 47). Ответы на вопросы. | § 5 | |||||
Учение Аристотеля о добродетелях | Л-2,6, Р-2, П-2, К-1, Пр-1,2,3,6 | Повторение предыдущей темы. Проектная деятельность (составление плаката-коллажа с использованием ИКТ). Работа с высказываниями, словарем (С) и учебным пособием «Основы православной культуры» (С. 46-47). Ответы на вопросы. Заполнение портфолио (С. 8) | § 6, П | |||||
Нравственные качества | Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6 | Повторение предыдущей темы. Работа с текстом (С), словарем и учебным пособием «Основы мировых религиозных культур» (С. 68-71). Ответы на вопросы. | § 7 | |||||
Терпение и терпимость | Л-5,6, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,7 | Повторение предыдущей темы (С). Работа со словарем и учебным пособием «Основы мировых религиозных культур» (С. 72-73). Заполнение портфолио (С. 9-10) | § 8, П | |||||
Раздел 4. Этика о нравственном выборе (6 ч.) | ||||||||
Не совсем обычный урок. Суд над Сократом | Л-6,7, Р-1,2, П-1,2, К-1, Пр-6,7 | Повторение предыдущих тем. Работа с текстом, словарем и дополнительной информацией (С). Ответы – рассуждения на вопросы. | § 9 | |||||
Убеждения | Л-5, Р-1, П-1, К-2, Пр-1,2,6 | Повторение предыдущей темы. Работа с высказываниями, текстом (притча), словарем и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | §10 | |||||
Нравственный выбор | Л-2,5,9, Р-2, П-2, К-2, Пр-1,6 | Повторение предыдущей темы. Работа с иллюстрациями, текстом (С), словарем и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | §11 | |||||
Совесть. Долг | Л-2,5, Р-2, П-1, К-1, Пр-1,2,6 | Повторение предыдущей темы. Работа с текстом (С), сказкой, словарем и учебным пособием «Основы мировых религиозных культур» (С. 76-77). Ответы – рассуждения на вопросы. Работа в тетради (рисунок). | §12 | |||||
Ответственность | Л-5,8,9, Р-3, П-1, К-2, Пр-6 | Повторение предыдущей темы. Работа с высказыванием (С), басней, сказкой, словарем и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. Подготовка сообщения об А. де Сент-Экзюпери. Заполнение портфолио (С. 11-13) | §13, П | |||||
Этика о воспитании самого себя | Л-2,5,6,8, Р-3, П-2, К-1, Пр-1 | Повторение предыдущей темы. Работа с высказываниями, словарем (С) и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | §14 | |||||
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 ч.) | ||||||||
Справедливость | Л-7, Р-1, П-2, К-2, Пр-1,2,6,7 | Повторение предыдущих тем. Работа с текстом, высказываниями (С), дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | §15 | |||||
Государство основанное на справедливости | Л-1,3, Р-2, П-2, К-1, Пр-7 | Повторение предыдущей темы. Работа со словарем (С), высказываниями и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. Заполнение портфолио (С. 14, 15) | §16, П | |||||
Государство. Светская этика | Л-1,4, Р-2, П-1, К-2, Пр-2,5 | Повторение предыдущей темы. Работа со словарем, высказываниями, иллюстрациями к уроку (С) и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | §17 | |||||
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (4 ч.) | ||||||||
Нравственный закон. Десять заповедей | Л-3,4, Р-1, П-1, К-1, Пр-2,3,4,6 | Повторение предыдущей темы. Работа с текстом, словарем, иллюстрациями к уроку и дополнительной информацией (С). Ответы – рассуждения на вопросы. | §18 | |||||
Заповеди любви | Л-2, Р-3, П-2, К-1, Пр-1,7 | Повторение предыдущей темы. Проектная деятельность Работа с текстом (С), иллюстрацией к уроку и учебными пособиями «Основы буддийской культуры» (С. 20-23), «Основы православной культуры» (С. 68-69), «Основы мировых религиозных культур» (С. 24-27), «Основы иудейской культуры» (С. 40-43), «Основы исламской культуры» (С. 56-57) | §19 | |||||
Любовь – основа жизни | Л-2,5,6,7, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,6,7 | Повторение предыдущей темы. Работа со словарем, сказкой (С), притчей, иллюстрациями к уроку и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | §20 | |||||
Прощение | Л-6,7,8, Р-1,2, П-2, К-1, Пр-1,2,3,6 | Повторение предыдущей темы. Работа со словарем, притчей (С), высказываниями, иллюстрацией к уроку и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | §21 | |||||
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (5 ч.) | ||||||||
Древнегреческие мыслители о дружбе | Л-5,6,7,8, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,6,7 | Повторение предыдущей темы. Работа с текстом (С), иллюстрациями к уроку и дополнительной информацией. Работа с учебным пособием «Основы исламской культуры» (С. 58-59). Ответы – рассуждения на вопросы. Заполнение портфолио (С. 16-19) | §22, П | |||||
Этика об отношении к другим людям и самому себе | Л-3,8, Р-1, П-2, К-1, Пр-2,3,4,6 | Повторение предыдущей темы. Работа со словарем (С), иллюстрациями к уроку и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. Заполнение портфолио (С. 20) | §23, П | |||||
Мысли и поступки. Слова и речь | Л-4,6,7, Р-2, П-2, К-2, Пр-1,3,6,7 | Повторение предыдущей темы. Работа с текстом, словарем (С), высказываниями и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. Заполнение портфолио (С. 14) | §24, П | |||||
Милосердие | Л-5,8, Р-2, П-2, К-1, Пр-6,7 | Повторение предыдущей темы. Работа с рассказом (С), словарем, иллюстрациями к уроку и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. Работа в тетради. Участие детей в благотворительной акции помощи детям-инвалидам (обучающимся школы-интерната Шовгеновского района) | §25 | |||||
«Золотое правило нравственности» | Л-6,7, Р-3, П-1, К-1, Пр-1,6,7 | Повторение предыдущей темы. Работа с текстом, притчей, словарем и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. Работа в тетради (составление рассказа) (С). | §26 | |||||
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (7 ч.) | ||||||||
Нравственные законы в современном мире | Л-3, Р-2, П-1, К-1, Пр-2 | Повторение предыдущей темы. Работа с текстом, словарем, иллюстрациями к уроку и учебными пособиями «Основы православной культуры» (С.42-45), «Основы иудейской культуры» (С. 58-59), «Основы исламской культуры» (58-59), «Основы буддийской культуры» (С. 28-29) (С). Ответы – рассуждения на вопросы. | §27 | |||||
Альберт Швейцер | Л-2,7,9, Р-1, П-2, К-1, Пр-1 | Работа со словарем, иллюстрациями к уроку, высказываниями (С) и учебным пособием «Основы буддийской культуры» (24-25). Ответы – рассуждения на вопросы. | §28 | |||||
Этическое учение Л. Н. Толстого | Л-2, Р-1, П-1, К-1, Пр-6,7 | Работа с иллюстрациями к уроку, со словарем (С), учебным пособием «Основы мировых религиозных культур» (С. 24-27), басней. | §29 | |||||
Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра» | Л-6, Р-2, П-2, К-2, Пр-2 | Подведение итогов изучения учебника. Работа с текстом – диалог героев, письмо Д.С. Лихачева, высказываниями и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | §30 | |||||
Подготовка творческих проектов | Л-1,3,5 Р-1,2,3, П-1,2, К-1,2, Пр-3,6,7 | Поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участие в диспутах: учатся слушать собеседников и высказывать собственное мнение. Подготовка сообщения по выбранным темам (С). Подготовка и презентация творческих проектов. | ||||||
Выступление обучающихся со своими творческими работами | ||||||||
Презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» |
Оценка уровня достижений обучающихся
Система оценки результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ исключает систему балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе обучающегося запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
Оцениванию не подлежат: темп работы обучающегося, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).
Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Поощряется любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.
По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.
По ОРКСЭ домашние задания носят творческий характер (обсуди высказывание с родителями, составь рассказ, составь ребусы, сочини частушку о родине, напиши эссе и т.п.).
По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. При оценивании достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ используется качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Для оперативного контроля и оценивания компетенций обучающихся сформированных в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ учитель использует технологию рефлексивного портфолио.
В течение года индивидуально или в группах обучающиеся выполняют проектные работы. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса. Защита работ осуществляется на общеклассных мероприятиях. Независимо от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами.
По окончании обучения ребята проводят презентацию творческих проектов, представляют учителю портфолио по ОРКСЭ с творческими работа и достижениями. По итогам анализа учебной деятельности и достижений, содержащихся в портфолио, обучающиеся получают «зачет/незачет».
Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник.
Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.
Примерные темы итоговых проектов:
«Мое отношение к миру»;
«Мое отношение к людям»;
«Мое отношение к России»;
«С чего начинается Родина»;
«Герои России»;
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»;
«Мой дедушка – защитник Родины»;
«Мой друг» и т.д.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование: ученические столы, стулья по количеству обучающихся, учительский стол, стул, шкафы для хранения учебных пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Технические средства обучения: классная доска, компьютер, проектор, экспозиционный экран.
Экранно-звуковые пособия: электронное пособие к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»- «Основы светской этики».
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): учебно-методические комплекты обеспечивающие изучение, преподавание учебного курса «Основы светской этики».
Список рекомендуемой литературы
Для учителя:
- Гуревич П. С. Этика: учебник для студентов вузов. - М., 2009.
- Гусейнов А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М., 2004.
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс / А. Я. Данилюк. - М.: «Просвещение», 2010, 24 с.
- Еременко, Е. Н. Родословная кубанского школьника / Е. Н. Еременко. – Краснодар: Традиция, 2010.
- Личностное портфолио школьника: Учебно-методическое пособие / З. М. Молчанова, А. А. Тимченко, М. В. Токарева. – М.: Глобус, 2010.
- Мур Дж. Принципы этики. - М. 1984.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс. / А. А. Шемшурин и др. – М.: «Дрофа», 2012. - 174 с.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы / Под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. - М.: «Просвещение», 2010. – 239 с.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.
- Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. - М.: «Просвещение», 2010.
Для обучающихся:
- А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц: С рисунками автора. - М., 1963.
- Гусейнов А. А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. - М., 2009.
- Гусейнов А. А. Этика. - М.: Гирдарики, 2000.
- Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. - М., 1987.
- Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. - М., 1989.
- Лихачев Д. С. Раздумья. - М., 1991.
- Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения. - М. 1988.
- Мишаткина Т. В. Этика: учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2002.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. - М.: «Просвещение», 2010.
- Пришвин М. М. Мирская чаша. - Тула, 1980.
- Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. - М., 1990.
- Рассказы, освежающие разум и изгоняющие печаль (сирийская мудрость). - Л., 1972.
- Соловьев В. С. Оправдание добра. В 2т. – М., 1990.
- Суфийская мудрость. - Минск, 1998.
- Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике / сост. О. В. Сухомлинская. - М., 1990.
- Толстой Л. Н. Круг чтения. В 2 т. - М., 1991.
- Толстой Л. Н. Путь жизни. - М., 1993.
- Христианская мудрость. - М., 1999.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.
- Этика: словарь афоризмов и изречений / сост. В. Н. Назаров, Е. Д. Мелешко. - М., 1995.
Для родителей:
- А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц: С рисунками автора. - М., 1963.
- Вердербер Р. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб., 2006.
- Гусейнов А. А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. - М., 2009.
- Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.
- Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. - М., 1987.
- Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. - М., 1989.
- Лихачев Д. С. Раздумья. - М., 1991.
- Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. – М.: Гемос АРВ, 2000.
- Пришвин М. М. Мирская чаша. - Тула, 1980.
- Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. - М., 1990.
- Рассказы, освежающие разум и изгоняющие печаль (сирийская мудрость). - Л., 1972.
- Соловьев В. С. Оправдание добра. В 2т. – М., 1990.
- Суфийская мудрость. - Минск, 1998.
- Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике / сост. О. В. Сухомлинская. - М., 1990.
- Толстой Л. Н. Круг чтения. В 2 т. - М., 1991.
- Толстой Л. Н. Путь жизни. - М., 1993.
- Христианская мудрость. - М., 1999.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.
- Этика: словарь афоризмов и изречений / сост. В. Н. Назаров, Е. Д. Мелешко. - М., 1995.
- Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики / В. П. Эфроимсон. – СПб., 1995.
- Юнг К. Психологические типы / К. Юнг. – СПб.; М., 1995.
Интернет-ресурсы
|
|
|
|
Приложение 1.
Работа с родителями и членами семей обучающихся в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Привлечение родителей и членов семей школьников к урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ предполагает:
- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, её задачах и возможностях;
- углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Первое родительское собрание – III четв. 3 класса излагаются задачи нового курса, структура и основное содержание. Второе родительское собрание – конец III – начало IV четверти 3 класса идет детальное изложение содержания уроков, форм, методов педагогической работы, особенностей избранного модуля. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.
Четвертое родительское собрание проводится в середине III четверти 4 класса. В ходе родительского собрания идет подготовка обучающихся и их родителей к завершающему этапу изучения курса, который включает дополнительные часы для проведения праздничных мероприятий. Дети с родителями готовят проекты: «Герои России», «Мой дедушка (брат, отец) – защитник Родины», «Традиции и ценности моей семьи» и т.д. Обсуждается проведение праздника.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.
При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ обучающихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций. Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей о детях и школьных проблемах.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...