Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса  на тему "Добро и зло". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по ОРКСЭ 4 класс73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОРКСЭ, модуль: «Основы мировых религиозных культур». Тема: « Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".

      Цели: 

  • формирование представления учащихся о добре и зле в разных религиозных культурах;
  •  развитие умения работать с текстом, выделять главное, сравнивать, формулировать вопросы, делать обобщения и выводы;
  •  развитие  чувства взаимопонимания , милосердия;
  • формирование  духовно – нравственных ценностей, уважительного отношения ко всем религиозным культурам.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.
  2. Работа по теме урока.

Ученица читает  стихотворение  Е. Благининой «Котёнок».

Я нашла в саду котёнка,

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверёк нечастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!

Шерсть - как бархат,

Хвост - трубой…

До чего ж хорош собой!

Беседа по содержанию:

От чьего лица ведётся рассказ в стихотворении «Котёнок»?

Что вы думаете о девочке? Какая она? Как относится к природе, животным?

О чём стихотворение Е. Благининой? Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным?

Опрос учащихся:

- Что такое добро?

- Назовите антоним к слову добро.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учитель уточняет тему урока: « Добро и зло ».

Учитель:

- Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества и рассмотрим понятия добра и зла, греха и покаяния в разных религиях.

Iii. Изучение нового материала.

1. Работа со словарем и фронтальная беседа с учащимися.

Учитель:

- Все религии мира выясняют вопрос о добре и объясняют людям, что значит быть добрым. Давайте рассмотрим, как объясняется лексическое значение слов: добро, добрый, добродетель в Толковом словаре С. И. Ожегова.

Работа со словарем ведется индивидуально, через 2-3 минуты ребята с места комментируют лексическое значение слов, приводят примеры.

Добрый:

1. Делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества. Добрый человек. Доброе сердце. Добрые глаза. Он добр ко мне.

2. Несущий благо, добро, благополучие. В добрый час. Добрые известия.

3. Хороший, нравственный.

4.Дружеский, близкий, милый. Наши добрые друзья.

5. Хороший, безукоризненный, отличный. Пожелание доброго здоровья. Добрый конь. Добрый молодец.

6. Безукоризненный, честный. Доброе имя.

Учитель:

- Добро –всё положительное, хорошее, полезное; противоположное- зло. Желать добра. Сделать много добра людям.

- А что означает фраза - поминать добром?

(ответы учащихся: вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством)

- Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность. Добродетельный – высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Добродетельный человек, поступок.

Физкультминутка:

- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Учитель называет сказочного героя.

- Если добрый герой – вы поднимаете руки вверх, если  злой – наклоняетесь вперёд. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, гуси – лебеди, водяной, Баба – яга, Золушка, Морозко, Мальвина, синьор Помидор).

- Вопросы добра и зла всегда волновали человечество. Разные религии по-своему отвечали на них. Давайте послушаем сообщения на эту тему и выясним, что общего в рассуждениях о добре.

Сообщения учащихся.

Сообщение № 1

Библия о происхождении добра и зла.

Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.

Учитель:

- Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” - ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии, в притче о блудном сыне.

Сообщение № 2 

Притча о блудном сыне.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Учитель и ученики делают выводы.

- В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”

Учитель:

Мусульмане также рассуждают о добре и зле (слайд № 9). О моральных качествах человека можно прочитать в главной книге мусульман, Коране. В Коране слово “добро” повторяется много раз. Добрые дела нужны всегда и всем. Их совершают для друзей и близких, для знакомых и незнакомых, для всех, кто нуждается в помощи. “Если вы творите добро, то совершаете его для себя”, - написано в Коране.

Учитель:

 Ребята, объясните, как вы понимаете эти слова? (Добро всегда отзовется добром. Оно вернется к вам, может быть, даже не от того человека, которому вы помогли.) Послушайте дагестанскую притчу о добре, определите ее главную мысль.

Учитель и ученики делают выводы.

- В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”

Учитель:

Мусульмане стараются быть добрыми и щедрыми. Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху.

3. Добро и зло в буддизме.

Учитель:

В буддизме добро и зло всегда идут вместе. Маленький Гаутама (Будда) жил в прекрасном гармоничном мире, который искусственно создал ему отец. Но четыре встречи разрушили гармонию, перевернули всю его жизнь. Из первой встречи со стариком Будда узнал, что есть на свете старость. Вторая встреча раскрыла, что существует болезнь. После третьей встречи юноша осознал, что все люди смертны. Четвертая встреча с отшельником открыла путь избавления от бед. Гаутама оставил своих близких и поехал прочь из родного дома, чтобы избавить мир от страданий и зла. В буддизме зло – это болезни и беды, ссоры, старость, смерть. Человек может избавиться от зла, если достигнет духовного просветления и перерождения. У буддистов это называется состоянием нирваны.

Учитель:

Давайте послушаем джатаку ( притчу) буддистов, сформулируем ее главную мысль и объясним, как здесь раскрывается понятие добра.

Сообщение № 3.

Джатака об одиноком слоне ребята читают по ролям.

Давным-давно в Гималаях жил прекрасный белый слон. Все восемьдесят тысяч гималайских слонов сошлись и сделали его вожаком. Но недолго он правил слонами, увидев в стаде грех, он удалился и стал жить один. Он никогда не выходил из леса, чтобы не вытоптать посевы земледельцев.

Однажды один из жителей Варнаваси заблудился в чаще. Слон, вы уже догадались, что это был переродившийся Будда, привел человека к себе, накормил его досыта вкусными плодами, посадил его на спину и привез в город. Горожане удивились такому чуду, все восторгались красотой и силой слона. Спасенного человека уже считали погибшим. Но, кажется, никто не обрадовался ему, кроме ростовщика, который ждал долг. Подойдя к слону, ростовщик потрогал его клыки и сказал, обращаясь к спасенному:

- Эти клыки – настоящее сокровище!

Слон покачал головой, словно соглашаясь с этой оценкой, а затем удалился с царственным достоинством.

Спасенный отправился на рынок, чтобы узнать, сколько стоят бивни живого слона. Он очень обрадовался, когда понял, что они дорогие.

Вскоре спасенный вернулся в лес и нашел там убежище одинокого слона.

- Ты снова заблудился? – воскликнул удивленный Будда в образе слона.

- Нет, - ответил человек. – Я пришел к тебе за помощью. Я бедный человек, мне не на что жить. А у тебя два клыка, которые стоят очень дорого. Отдай мне один клык, я его продам и буду кормиться, а ты можешь обойтись одним.

- Что ж, - сказал слон. - Сходи за пилой.

- Я ее захватил, я знал, что ты добрый слон и поможешь мне.

Слон подогнул ноги, чтобы человеку было удобно работать. А спасенный отпилил сначала один клык, а потом ,подумав, и другой.

- Ты не думай, - сказал слон, - что клыки мне не дороги. Знай, с их помощью можно достигнуть спасения и просветления.

Но человек, кажется, не понял смысла сказанного. Он спрятал бивни в мешок и зашагал к городу, даже не поблагодарив слона.

В городе он продал клыки, рассчитался с ростовщиком и некоторое время жил в роскоши на оставшиеся деньги. Когда они закончились он снова пошел в лес отыскал слона и сказал ему:

- Почтенный! Я продал твои клыки, но деньги пришлось отдать за долги. Мне снова не на что жить. Дай мне остатки твоих клыков.

- Возьми, - сказал слон, опускаясь на землю.

Он спилил клыки и отправился восвояси. Вскоре он снова пришел к слону и потребовал корни его клыков. Слон молча лег на землю. Отбив корни клыков, негодяй ушел. Слону было очень больно, но он не пошевелился и не застонал. Человек шел и думал, что купит он на вырученные деньги. Но шел он не далеко. Земля, которая выдерживает тяжесть гор дрогнула под его ногами. Из трещины в земной коре вырвалось пламя в форме хобота, и злого человека швырнуло в преисподню.

А Будда произнес: “Глаза неблагодарного повсюду так и рыскают. Людская жадность низкая.”

III. Первичное закрепление.

Беседа по вопросам.

- Что такое добро? Приведите примеры добрых поступков своих близких, родных, знакомых .

IV. Рефлексия:

V. Подведение итогов.

 Ребята самостоятельно заполняют карточки, продолжая предложения

“Доброта это....”

“О добре рассуждают во всех религиях, потому что...”

1. Работа в группах.

- У вас у каждого на столах есть карточки  с надписями. Вы должны отделить от них те, которые характеризуют добро и те, которые характеризуют зло. А на доске мы прикрепим каждое в свой столбик. В первый – слова, характеризующие добро, а во второй – зло.

Дети зачитывают и определяют  место словам, выходя по цепочке к доске.

На доске появляется запись:

ДОБРО                                     ЗЛО

ЛЮБОВЬ                               ЖАДНОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ                  ЗАВИСТЬ

СОЧУВСТВИЕ                     ЗЛОБА

МИЛОСЕРДИЕ                     НЕНАВИСТЬ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ                ЛЕНЬ

ТРУДОЛЮБИЕ                     ЛОЖЬ

ЧЕСТНОСТЬ              

- Молодцы.

- Вспомните, когда вы встречали в своей  жизни добро, а когда зло?

Ответы детей.

2. Опрос детей:

- Как называется непослушание человека Богу?

- Что значит быть добрым?” - Легко ли быть добрым?( Аргументируйте свое мнение примерами, которые вы услышали сегодня на уроке.)

Ответы детей.

- Как стремиться к тому, чтобы не только в мыслях, но и в своих действиях нести добро людям?

-А как вы представляете возможным воплощать в вашей жизни такую поговорку, как «Спешите делать добро»?

- Доброта, добро требует от человека проявления чувств. И без этого не может быть истинной, настоящей доброты.

3. Исполнение песни «Дорогою добра»  всем классом.

 Учащиеся заранее выучили слова песни.

- Какую дорогу в жизни вы выбираете сегодня?

Дети: Дорогу добра.

VI. Домашнее задание (по выбору) .

Напишите сочинение в форме эссе на тему:

“Быть добрым не всегда бывает просто”.

Подберите пословицы о добре и зле.

Учитель:

Что было на уроке самым:

- интересным

- важным

- трудным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...