Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме
Рабочая учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль « Основы светской этики» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основании авторской программы А.Я. Данилюка. « Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. ФГОС. М.: Просвещение, 2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 66.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОРКСЭ
4а класс
Учитель: Ткачева Вероника Анатольевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики». Модуль « Основы светской этики» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основании авторской программы А.Я. Данилюка. « Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. ФГОС. М.: Просвещение, 2013
Основой для данного курса является концепция «Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Цели курса:
- Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
- Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В связи с поставленной целью определяются задачи курса:
- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и
- формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребѐнка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьѐй, выработки согласованных действий и единых требований.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного
курса культура понимает как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно- нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
В связи с этим, целесообразно считать, что курс является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимает как интегративное качество личности ребѐнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | ||
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Курс светской этики – это процесс усвоения учащимися образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного поведения в обществе.
Этика охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Окружение учащегося: его семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. принимают непосредственное участие в формировании нравственного поведения ребенка.
Через этот предмет, его принятие и понимание определенных норм поведения приведет в конечном итоге к социализации ребенка в обществе.
В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.
Задача школы помочь ребенку ориентироваться в обществе, что поможет
ему в дальней шей жизни. Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся.
Отсюда, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы. В данном курсе важным представляется показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности как: доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность.
Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. Ученик младших классов ещѐ только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением.
Важную роль в формировании нравственной культуры детей играет учебная деятельность. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках эстетического воспитания. Здесь ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.
В рамках курса младшие школьники познают природу мира, межличностных отношений, окружающей среды; открывают себя в этом мире и находят своѐ место в нѐм. Задачи данного курса могут реализовываться через осуществление воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости. Коллективное сотворчество ставит ребѐнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.
Планируемые результаты освоения курса «Основы светской этики»
Личностные УУД:
- формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование семейных ценностей;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- развитие навыков сотрудничества
Предметные результаты
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- умение осуществлять информационный поиск.
Содержание учебного модуля «Основы светской этики)
Россия - наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы светской этики. (28 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективным.
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Дата | |
План | Факт | ||||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | |||||
1 | Россия – наша Родина | Урок введения в новую тему | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики героев РОССИИ. | 01.09-04.09 | |
Основы светской этики (28 часов) | |||||
2 | Что такое светская этика? | Урок изучения нового материала | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации | 07.09-11.09 | |
3 | Мораль и культура | Урок изучения нового материала | Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы, | 14.09-18.09 | |
4 | Особенности морали. | Комбинированный урок | Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение. | 21.09-25.09 | |
5 | Добро и зло. | Урок изучения нового материала | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, | 28.09-02.10 | |
6 | Добро и зло. | Комбинированный урок | Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, | 05.10-09.10 | |
7 | Добродетель и порок | Урок изучения нового материала | Чтение статьи с подчёркиванием важных мест ,выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. | 12.10-16.10 | |
8 | Добродетель и порок | Комбинированный урок | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. | 19.10-23.10 | |
9 | Свобода и моральный выбор человека | Урок изучения нового материала | Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (д.з.) Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков. Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. | 26.10-30.10 | |
10 | Свобода и ответственность | Комбинированный урок | Чтение статьи с Выборочным пересказом текста Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности. Обсуждение результатов самостоятельной работы. | 09.11-13.11 | |
11 | Моральный долг | Урок изучения нового материала | Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением. | 16.11-20.11 | |
12 | Справедливость | Урок изучения нового материала | Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?) | 23.11-27.11 | |
13 | Альтруизм и эгоизм | Урок изучения нового материала | Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные? Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная работа учащихся. | 30.11-04.12 | |
14 | Дружба | Комбинированный урок | Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге. | 07.12-11.12 | |
15 | Что значит быть моральным | Комбинированный урок | Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль». | 14.12-18.12 | |
16 | Подготовка творческих проектов. | Урок систематизации новых знаний | Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала. | 21.12-25.12 | |
17 | Презентация творческих работ | Урок-проект | Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. | 11.01-15.01 | |
18 | Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества | Урок изучения нового материала | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации. | 18.01-22.01 | |
19 | Нравственный поступок | Урок изучения нового материала | Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос | 25.01-29.01 | |
20 | Золотое правило нравственности | Урок изучения нового материала | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации. | 01.02-05.02 | |
21 | Стыд, вина и извинение. | Урок изучения нового материала | Работа с понятиями стыд, вина, извинение Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий | 08.02-12.02 | |
22 | Честь и достоинство | Урок изучения нового материала | Обсуждение; словарный диктант с элементами игры; сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий. | 15.02-19.02 | |
23 | Совесть. | Урок изучения нового материала | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. | 22.02-26.02 | |
24 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | Комбинированный урок | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации. | 29.02-04.03 | |
25 | Джентльмен и леди. | Комбинированный урок | Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. | 07.03-11.03 | |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | Комбинированный урок | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации | 14.03-18.03 | |
27 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | Комбинированный урок | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации | 21.03-25.03 | |
28 | Этикет | Урок изучения нового материала | Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа | 04.04-08.04 | |
29 | Этикет | Комбинированный урок | Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа. | 11.04-15.04 | |
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | |||||
30 | Семейные праздники. | Комбинированный урок | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации | 18.04-22.04 | |
31 | Жизнь человека- высшая нравственная ценность | Комбинированный урок | Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа. | 25.04-29.04 | |
32 | Любовь и уважение к Отечеству | Комбинированный урок | Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа | 02.05-06.05 | |
33 | Подготовка творческих проектов. | Урок систематизации новых знаний | Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом | 09.05-13.05 | |
34 | Презентация творческих работ | Урок-проект | Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. | 16.05-20.05 |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
- Печатные пособия
- Авторская программа А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. ФГОС.
М.: Просвещение, 2013.
- Комплексная программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». А.В. Кураев, Д.И. Латышина., М.Ф. Муртазин и др. Просвещение, 2011.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы.
М.: Просвещение, 2012.
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение, 2010 г.
5. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
М. «Просвещение». 2014г.
6. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я. М.: Просвещение, 2012.
7. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет– ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
8. Энциклопедическая и справочная литература.
- Материально-технические средства обучения
Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения учителей начальных классов.
Протокол от « » августа 2015 г. № 1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....