"Святой князь Владимир и крещение Руси". Дополнительный материал по ОРКСЭ.
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
Материал в доступной форме поможет рассказать учащимся, как Святой князь Владимир обратил Русь от тьмы язычества к христианству и начал духовное просвещение Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Святой князь Владимир и крещение Руси (методическая разработка по ОРКСЭ) | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Дополнительный материал
Святой князь Владимир и крещение Руси.
4 класс
Автор разработки:
Митина Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
города Липецка
Липецк – 2015
Святой князь Владимир и крещение Руси.
Владимир Святославович – в крещении Василий, чтимый Православной церковью за крещение Руси святым и равноапостольным, великий князь киевский, сын Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши, ключницы святой Ольги, родился в 963 году.
Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В начале своего правления Владимир очень много воевал и жестоко поступал со своими врагами. На холме, близ теремного дворца, приказал своим воинам поставить огромную деревянную куклу и идолы других божеств. Эта кукла изображала бога Перуна и была очень красива: голова у неё была серебряная с золотыми усами. Русские люди думали, что это и есть настоящий бог, называли куклу кумиром и приносили жертвы и молились ей.
Однажды Владимир победил много соседних народов. Он думал, что это бог Перун помогал ему так хорошо воевать, и захотел принести богу большую жертву, чтобы хорошенько поблагодарить его.
Дружина сказала князю: «Выберем самого красивого мальчика и принесём его в жертву богу: это будет для Перуна самая приятная жертва».
Князь согласился. В это время в Киеве жил один христианин со своим сыном. Этого-то мальчика и выбрали воины князя в жертву Перуну. Слуги Владимира пришли к старому христианину и сказали: «Боги наши хотят себе в жертву твоего сына. Отдай его нам».
Христианин ответил: «Ваши боги не боги, а дерево. Сегодня оно стоит, а завтра можно его срубить; тогда оно упадёт, а потом сгниёт». Есть только один Истинный Бог, Которому я служу. Он всё сотворил: и небо, и землю, и человека. А ваши боги что сделали? Ничего. Вы же сами своими руками сделали деревянного бога Перуна. Не отдам вам своего сына!»
Народ рассердился на старика, хотел его убить и уже стал рубить топорами дом христианина. Тогда старик сказал народу: «Пусть ваш бог сам придёт взять моего сына, если он так этого хочет. А вы зачем хотите взять моего сына сами? Значит, ваш бог ничего не может сделать?»
Ещё больше рассердились люди на старика за эти слова. Кинулись воины на христианина и его мальчика и убили обоих. Так погибли эти святые люди за то, что веровали в Единого Бога и не захотели служить Перуну. Звали этих христиан Фёдором и Иоанном; после своей смерти они сделались святыми. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры. Видел князь, что ведь и в самом деле Перун не пришёл взять мальчика, и задумался Владимир над тем, правда ли уж так хороша языческая вера? Сильны ли языческие боги? Князь не мог больше выносить бессмысленность жизни. Всё кончается смертью, а дальше? И стал расспрашивать Владимир у других народов об их вере. Много людей приходило к князю: всякий хвалил свою веру. После всех пришёл грек-христианин. Долго разговаривал он с Владимиром, рассказывал об Едином Боге и Сыне Его, Христе Спасителе, пострадавшем, чтобы спасти людей. Рассказал грек князю и о том, что все христиане и все добрые люди пойдут на том свете в Царствие Небесное, а все язычники, все злые люди будут жестоко наказаны.
Задумался Владимир, душа его горела в поисках истины. Позвал он к себе свою дружину и рассказал своим воинам всё, что услышал сам от разных людей. Дружина сказала: «Выбери, князь, лучших людей и пошли их в разные страны. Пусть они посмотрят, как другие народы молятся своим богам, и расскажут нам, какая вера лучше».
Владимир так и сделал. Побывали послы в разных странах и рассказывали князю, где что видели. Больше всего понравилось им в греческой церкви: «Когда пришли мы в греческую церковь, - сказали послы, - то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле, или на небе: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве. На самом деле с греками живёт истинный Бог».
Тогда дружина ещё сказала Владимиру: «Ведь и бабушка твоя, Ольга, приняла греческую веру. И вера эта должна быть хорошей, потому что твоя бабушка была мудрейшая из людей и не переняла бы чего-нибудь худого».
Послушался Владимир своей дружины и захотел креститься в греческую веру. Но не стал он просить у греков, чтобы его крестили в новую веру; боялся, что потом греки станут гордиться перед ним.
Пошёл он в греческую землю с большим войском и послал сказать греческим царям: «Отдайте мне в жёны вашу, Анну, а то буду воевать с вами».
Греческие цари ответили: «Не можем мы этого сделать, потому что сестра наша христианка, а ты язычник. Крестись в нашу веру, тогда получишь в жёны Анну и сам спасёшься».
«Я готов креститься, - сказал Владимир, - мне нравится ваша вера. Пусть придёт ко мне ваша сестра, а с нею отпустите священников, которые бы крестили меня».
Горько плакала царевна Анна, идя к русским: она боялась Владимира, потому что раньше он был сердитым человеком. Но чтобы сделать доброе дело – обратить целый народ к вере в Истинного Бога, решилась Анна стать женой Владимира. Когда Анна приехала к Владимиру, он лежал больной. У него болели глаза, так что он ничего не мог видеть. В таком состоянии он познал свою немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Анна сказала ему: «Крестись, князь, скорее, и ты будешь здоров».
Князь согласился, и греческие священники окрестили его. В тот же день он стал видеть и совсем скоро поправился. Тогда Владимир прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнув, сказал: «Теперь я узнал Истинного Бога!»
Вернувшись в Киев, Владимир велел сейчас же изрубить всех деревянных кумиров, а страшного идола Перуна привязать к конскому хвосту и бросить его в воду. А народу велел сказать: «Пусть все приходят к реке креститься. Кто же не придёт – тот будет мне врагом!» И все люди с радостью шли креститься и говорили друг другу: «Пойдём креститься в новую веру. Если бы эта вера не была хорошей, князь и дружина не приняла бы её!»
Множество людей пришло к реке Днепру. Все вошли в воду. Маленькие дети сидели на руках у своих родителей. И греческие священники крестили всех. И все радовались, что узнали Единого Бога. Сам Владимир после крещения является под пером летописца, преобразившимся, благодушным, проникнутым духом христианской любви. В православии он нашёл ответ на вопрос: «Для чего рождается человек, каков смысл его жизни». Он понял, что на земле только подготовка к бесконечной жизни. Добро, которое делает человек, не исчезает, оно коренится.
Владимир деятельно стал заниматься распространением христианской веры в подвластных ему землях: строил храмы, снабжал их утварью. В самом Киеве он построил церковь Святого Василия и церковь Богородицы Десятинную, названную так потому, что на содержание её шла десятая часть княжеских доходов. Если раньше князь любил пиры и празднества, то с принятием христианства, пиршества устраивались в дни больших церковных праздников или по случаю освящения храмов. Владимир пировал в такие дни не с одними боярами: он созывал людей отовсюду, кормил и поил их, приказывал развозить пищу и питьё по городу для тех, кто не мог явиться на княжий двор, раздавал милостыню бедным. С принятием веры, князь в Киеве и других городах приказал брать у знатных граждан детей в обучение грамоте. И весь народ любил князя и называл Красным Солнышком за его доброту и ласку. Религия любви нашла полноценный отклик в сердцах людей. Христианство – это закон человеческой жизни, по которой мы живём. С крещением Руси князем Владимиром, зерно любви было посеяно в души людей и стало смыслом их жизни. Нет истины, где нет любви, - говорит православие. Сама суть человеческой природы – это любовь.
«Тропарь великого Божьего угодника равноапостольного князя Владимира начинается такими словами: «Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире». Как это он уподобился купцу, ищущему драгоценных жемчужин? Он искал среди всех вер самую святую, самую чистую, самую правую, и он нашёл её в вере православной. Он нашёл драгоценное сокровище бесценный бисер Господа Иисуса Христа. А найдя его, крестился сам и крестил весь русский народ.» Св.Лука (Войно-Ясенецкий).
А за то, что князь Владимир сделал такое святое дело – крестил в истинную веру свой народ – стал он после смерти святым и угодным Богу. Так его и называют: святым и равноапостольным.
Святой князь Владимир обратился от тьмы язычества ко Христу, его апостольскими трудами в 988 году был крещён Киев и начато духовное просвещение Руси.
Список литературы:
1. Головин Н.Н. «Моя первая русская история». – М.: Терра, 1995. – 160 с.; ил.
2. Российский великокняжеский и царский дом. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2006. – 608.; ил.
3. Первое произведение по истории Древней Руси // Рассказы Начальной русской летописи / сост. Д. С. Лихачев; пер. с древнерус. и пояснения Т. Н. Михельсон; худож. И. Архипов. — М., 1982. — С. 110–121. — (Переизд.: М., 1987).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Урок по теме «Как христианство пришло на Русь» в 4 классе является составной частью предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» (авторская рабочая программа А.В.Кураева «Основы правосла...
"Золотые правила нравственности". Дополнительный материал по ОРКСЭ.
Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. В наше сложное время, когда общество испытывает острую...
Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"
“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...
Разработка занятия внеурочной деятельности на тему «Святой равноапостольный князь Владимир – язычник, Креститель Руси, Красное солнышко».
Разработка занятия внеурочной деятельности "Князь Владимир"...
Тема урока: «Князь Владимир и крещение Руси.» 4 класс ( 3 класс)
Окружающий мир. Тема: «Князь Владимир и крещение Руси.» 4 класс ( 3 класс)...
Святой князь Владимир
Презентация рассказывает о князе Владимире...
Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...