В мире православной культуры.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Агафонова Наталья Борисовна

Итоговый урок-зачёт :модульОсновы православной культуры.

Занятие расчитано на 2 школьных урока.

Тема урока:
«В мире православной культуры»
Итоговый урок.
Цель урока:
Осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура.
Задачи урока:
Образовательные
Повторить и закрепить учебный материал о православии как культурообразующей и государственной религии России.
Расширение кругозора детей
Развивающие:
-развивать рефлексивные умения: анализировать свой жизненный опыт и свои представления по проблеме и соотносить их с  новыми знаниями;
-развивать  коммуникативные умения: умение выслушать собеседника и понять  его точку зрения, терпимого отношения к взглядам другого человека;
-развивать  учебные умения: понимать прочитанное, правильно формулировать вопросы и строить высказывания.
 
Воспитательные:
Умение работать в группах
Приобщение к православной культуре
Уважительное отношение к вере
-воспитывать уважение к личности другого человека, к духовным ценностям в православной вере;
Личностные результаты:
-осознание значимости православной культуры в жизни человека;
-формирование нравственного опыта учащихся;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-формировать навыки самоконтроля ,умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
-целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
-готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
-развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  речи;
-делать выводы в результате совместной работы в группе  и  с учителем;
Коммуникативные УУД:
-формировать умение  слушать другого человека и уступать;
-умение аргументированно высказывать свое мнение по вопросу, уважительно относиться к мнению другого;
-способность сохранять доброжелательное отношение  к  собеседнику.
Предметные результаты:
-формирование первичных представлений о православной культуре, обогащение нравственного опыта учащихся;
-формирование  учебных умений: понимание прочитанного, правильное формулирование  вопросов и построение  высказываний.
Место занятия в учебном процессе: итоговый урок.
Тип урока: викторина,игра.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Используемые методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстрации
Способы контроля: в форме устного опроса учителя.
Оборудование:
-учебник: Основы православной культуры.А. В. Кураев.,(Просвещение,2012)В помощь начинающему педагогу ОРКСЭ(СПБ,2011),Основы православной культуры(Т.А.Берсенева,2013)
-карточки для групповой работы,презентация
 
Ход урока
 
Организационный момент Учитель
Добрый день,ребята!
Наступил последний день занятий.  Сегодня мы с вами поговорим и обменяемся впечатлениями:что понравилось,запомнилось,какие вы сделали для себя выводы,изучая модуль:Основы православной культуры. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок.
-А урок сегодня не совсем обычный  и пройдет он в необычной форме.
Вы сегодня будете работать  и в команде,и в личном зачёте.
Ученики
Эмоционально настраиваются
на урок.
Рассаживаются
 по командам.
 
Методический материал
1.Блиц-разминка для всех
Вопрос-ответ
(можно вывести на экран)
1.Как называется предмет   ОПК-расшифровать------------------основы православной культуры-
2.Во что верят православные христиане----в----------------
О_ _ _    С- - -      и      С - - - - - -      Д- - -
это: Т . . . . .(ТРОИЦА)
2.Под словом Бог- в православии понимается  Т.....(Творец-------------продолжи---своими словами------------------------------(котрый создал весь мир и человеческий род)
3.Книга,рассказывающая о том,как ждали рождения Христа,как Он жил и чему учил людей.
Назовите эту "Книгу Книг"______________(Библия)
4.Из какх частей она состоит:-----------------(Ветхий Звет,Новый Завет)
5.Евангелие означает----------------ДОБРАЯ ВЕСТЬ
6.Сколько есть Евангелий?------------------------(4)
7.Назови имена евангелистов:----------------(Марк,Матфей,Лука,Иоанн)
Индивидуальная работа:
 
* ** *
РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА НА  ДВЕ  КАТЕГОРИИ:
ЧЁРСТВОСТЬ, ЩЕДРОСТЬ,ЛОЖЬ,ТРУСОСТЬ,ЛЮБОВЬ,ВНИМАНИЕ,
ПРЕДАТЕЛЬСТВО,,ВЕРНОСТЬ,НЕНАВИСТЬ,ПОРЯДОЧНОСТЬ,
МУЖЕСТВО,СКУПОСТЬ
   * * * *
  
  Исправь свою ошибку:
 
украл подари   
солгал Попроси прощение   
пожадничал верни   
Сказал злое слово Наберись сил сказать правду   
Повредил дерево Принести извинение   
Толкнул Посади деревья,цветы   
 
Христос говорил:"Итак,во всём, как хотите,чтобы с вами поступали люди,так поступайте и вы с ними"
Это правило у православных христиан принято называть:?----------             (золотым правилом этики)
Как ты понимаешь золотое правило этики-?
-------------------------------------------
Неосуждение?Сформулируй свои правила. ----------------------------------------
------Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных недостатках.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Задание:Составьте пословицу:
Человексветусловнопридётдобрыйпринесёт
(ответ:    Человек добрый придёт словно свет принесёт)
 
-Слушайся отца твоего:он родил тебя; И НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙ МАТЕРИ ТВОЕЙ,КОГДА ОНА СОСТАРИТСЯ-так говорится в притчах-
О какой заповеди идёт речь?____               (5_)_________
-Бог есть   Л- - - - -     (Любовь)
Для уточнения ответа, я предложила ребятам воспользоваться учебником.
 
-БОГОЧЕЛОВЕК ----------- Иисус Христос
-ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ-это значит,..................что Господь соединил себя с человеческой природой,оставаясь приэтом БОГОМ
-Богочеловек Христос претерпел смерть на  горе............(Голгофа)
-Добровольно принял крестные страдания для нашего------------(спасения)
-Искупая грехи всего человечества,был распят на ----------( на кресте)
-Крест стал символом- чего?-----------------любви к людям
-В напоминае об этом христиане носят на груди нательный----------крестик)
-Как ты понимаешь народную мудрость:
"За Христом пойдёшь-добрый путь найдёшь!"
(изменить своё сердце,научиться любить и прощать,следовать заветам Христа-служить людям)
Вспомни народные пословицы :Доброе лечит,---------(а злое------------(калечит)
Злой плачет от зависти,-------------(а добрый от ------------------(радости)
Бог любит праведника,-----------------(а бес------------------(ябедника)
С кем поведёшься ,(от того и -------(наберёшься)
Слово ПРАВОСЛАВИЕ означет------------------(правильно славить)
Вспомните экскурсию в храм.Что запомнилось:____________(икона,алтарь,иконостас,Царские врата.................
-Обращение к БОГУ это (одним словом)------------------------------молитва---------
Вспомни: молитва бывает какая?_
просьба,благодарение,славословие
"Господи,прости!"---самая простая покаянная молитва-------------------
 
Приложение:
Вопросы для команд с ответом в презентации.
 
В конце занятий показ видеороликов:Православный мультфильм:"Любовь","Самые красивые храмы России".
-Ребятам вручаются на память православные календарики.
-Примечание:На доске прикрепить творческие работы учеников:
Как я понимаю:  «Красота Божиего мира», 
«Заповеди», «Пасха» и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...