урок по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
модуль ОПК урок №25 "Монастырь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monastyr_urok_25.part1_.rar | 3 МБ |
monastyr_urok_25.part2_.rar | 3 МБ |
monastyr_urok_25.part3_.rar | 3 МБ |
monastyr_urok_25.part4_.rar | 2.39 МБ |
teh.karta_uroka_po_opk.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ФГОС второго поколения. ОРКСЭ.
( Из опыта работы)
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Кутырева Валентина Андреевна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, МБОУ СОШ №69
Предмет: ОРКСЭ (ОПК) Класс:4 Учебник: Кураев А. В. Основы православной культуры.
Тема урока: Монастырь.
Оборудование: компьютер, проектор, видеозапись «Оптинский монастырь», учебник «Основы православной культуры», памятка.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | |||||
Предметные | на примере жизни монахов показать суть жизни, её ценности, моральные и духовные; помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; учить быть добрыми, терпеливыми, выносливыми, мужественными | 2 уровень — понимание, обоснованное применение операций. | |||||
Регулятивные | определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. | |||||
Познавательные | добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля | |||||
Коммуникативные | Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. | 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. | |||||
Личностные | Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. | |||||
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей-ствия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия | |
Мотивационно-целевой этап | Орг.момент 2 мин. Поисково-исследовательский этап | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. Открытие темы урока | Анализ и обсуждение вариантов | Фронтальная фронтальная | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, предлагает прочитать памятку к началу урока. Просмотр видеоматериала про Оптину пустынь - Где происходило действие? - Как по - другому можно назвать Оптину пустынь? - Верно. Значит тема нашего урока? СЛАЙД. | Дежурные сдают рапорт готовности класса к уроку. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. Желающие читают памятку к уроку. Анализируют и объясняют свой выбор. Примерные ответы: -В Оптиной пустыне -Монастырь - МОНАСТЫРЬ. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулиро-вать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, Познавательные: умение рационально использовать информацию; |
Актулизация знаний | Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: . | Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний из личного жизненного опыта. Метод критического мышления | Фронтальная и групповая | Предлагает заполнить бортовой журнал по теме. СЛАЙД №5 Предлагает составить синквейн к слову монастырь СЛАЙД №6,7 Подводит учащихся к цели урока: Понять кто такие монахи? Осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу. СЛАЙД №8 | Отмечают: +(знаю); - (не знаю); V(слышал) Составляют синквейн к слову «монастырь» | Личностные: Умение осознавать свои возможности. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. | |
Практический этап | Умение ана-лизировать полученную информацию и применять на практике. умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. Реализация построенного проекта. | Практическая работа Анализ, синтез, сравнение. Мозговой штурм, приёмы французских технологий | В парах и группе. | Организует работу, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников. Использует метод сравнения версий (прием из технологии французских мастерских). Подводит учащихся к правильному определению слова. Монах - это человек, взявший на себя подвиг ни много ни мало противостояния миру и злу, которое есть в мире. Монашество - это особый исповеднический подвиг. Демонстрирует пословицы. Привлекает к обсуждению данных определений. СЛАЙДЫ №9,10 ФИЗМИНУТКА по профилактике от близорукости. СЛАЙД 11 Определение слова «призвание» (мозговой штурм) СЛАЙДЫ 15, 16 Читает притчу «Два весла» СЛАЙД №17 - О каком главном монашеском правиле говорил рыбак? | Дают определение слову «монах» (мозговой штурм), осуществляют самоконтроль выполнения операции. Сравнивают собственные варианты решения проблемы с культурно-историческими аналогами (словари, интернет) Самостоятельная работа по учебнику стр.80-81 Работают в группах. Разгадывание кроссворда СЛАЙД 13 - Трудись и молись | Лчностные: умение овладеть информацией и сделать выбор, при поддержке других учащихся и педагога Регулятивные: умение высказывать своё предположение, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую инфор-мацию; умение ориентироваться в средствах массовой информации. | |
Рефлексивно-оценочный этап | Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. | Фронталь-ная | Сравнивает качество работы групп, отмечает отдельных учащихся. Предлагает ответить на вопросы: -где живут монахи? - По каким правилам живут монахи? - Какие монашеские обеты вы узнали? СЛАЙД 19 Учитель благодарит всех за работу. СЛАЙД 22 | Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о том, кто такие монахи, по каким правилам живут. Оценивают свою работу, заполняют таблицу СЛАЙД 20 Читают памятку по окончанию урока. СЛАЙД 21 . | Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. |
Дата: Подпись учителя
Подробный ход урока.
1.Оргмомент. Мотивация (2 мин)
Проводит командир дежурной звездочки, сдаёт рапорт учителю, что класс к уроку готов (в виде диалога):
-Быть должны у нас в порядке
-Ручки, книжки и тетрадки.
-А девиз у нас какой?
- Всё, что нужно под рукой.
- Посмотрели, все ли готовы к уроку ОПК?(дети поднимают руки)
Валентина Андреевна, класс к уроку готов.
- Спасибо.
- Ребята, христиане любое дело начинают с чего? (С молитвы). Желающие могут прочитать памятку к обучению. Слайд
2.Открытие темы урока детьми. (3 мин)
Просмотр видеоматериала про Оптину пустынь (отрывок)
- Где происходило действие? (В Оптиной пустыне)
- Как по - другому можно назвать Оптину пустынь? (Монастырь)
- Верно. Значит тема нашего урока? МОНАСТЫРЬ. СЛАЙД.
3. Актуализация знаний.
Чтобы узнать, что в этой теме вам знакомо, а что нет, заполним «Бортовой журнал» С/р. СЛАЙД (2 мин)
Поднимите руку, кто на первый термин поставил +. Все. На второй, на третий, и т.д.
Хорошо, сейчас посмотрим, как вы правильно понимаете, что такое монастырь. Выявление места и причины затруднения.
Работа в парах. Составляем синквейн к слову монастырь. СЛАЙД (3 мин)
Проверка. Слайд
4. Основная часть урока. Построение проекта выхода из затруднения
- А кто живет в монастыре?
- Верно в монастыре живут монахи.
- Цель нашего урока: понять кто такие монахи? Что это за люди? СЛАЙД
Сформулируйте и запишите ответ: Монахи это…Даю полминутки (песочные часы). Мозговой штурм. Сравниваем собственные варианты решения проблемы с культурно-историческими аналогами. Метод сравнения версий (прием из технологии французских мастерских) СЛАЙД.
- Это служители Бога, решившие вести уединенный образ жизни. Люди, действительно горящие душой, всем своим существом стремящиеся к Богу. Монах - это человек, взявший на себя подвиг ни много ни мало противостояния миру и злу, которое есть в мире. Монашество - это особый исповеднический подвиг.
Разбор пословиц:
Монах – это тот, кто хранит ум, а не вещи.
Монах – это тот, кто днем хранит себя, а ночью хранит весь мир.
Монах дает обеты, т.е. клятву. СЛАЙД (10 мин)
Физминутка «Лови снежинку» (2 мин)
Работа с книгой. Читаем про себя стр. 80-81. Реализация построенного проекта.
Работа в группах
Кроссворд. СЛАЙД
Проверка. Пословица и её разбор. СЛАЙД (пример, идеал) (8 мин)
Закрепление.
- Знаете ли вы, что означает слово призвание? Сформулируйте и можете записать ответ. Даю полминутки (песочные часы). Мозговой штурм
- СЛАЙД. Это определение своего места в жизни, это способности + долг послужить человечеству наилучшим образом. Какое прекрасное слово - призвание... Чистое и высокое. Когда мы говорим: "он нашел свое призвание", то имеем в виду, что человек обрел себя самого в любимом занятии, отдается ему полностью, без остатка, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию.
- Издавна считается, что среди разнообразных и благородных служений самых высоких на земле три. Учительство, врачевание и священство. Почему, как вам кажется?
- Я думаю потому, что в основе всех трех служений лежит любовь.
- Христиане воспринимают призвание, как Богом дарованную способность к определенным занятиям. Христиане считают, что религиозное призвание свойственно каждому человеку. Религиозное призвание проявляется там, где человек чувствует потребность к общению с Богом. Религиозное призвание может проявляться на разных уровнях: например, человек в трудных случаях своей жизни обращается к Богу, или чувствует потребность каждый вечер помолиться перед сном, или, как монахи, не может жить без постоянного общения с Богом. Так что Монашество - это тоже призвание (7 мин)
- Хочу закончить свой урок очередной притчей. Два весла. СЛАЙД.(5мин)
Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: — Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись».
— Зачем это? — спросил он.
— Для памяти — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.
— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.
- О каком главном монашеском правиле говорил рыбак? (Трудись и молись)
Сложно в нашем мире жить и не грешить. Вот что советовал оптинский старец СЛАЙД
5. Итог (2 мин)
- Итак, ребята, где живут монахи? (В монастыре)
- По каким правилам живут монахи? (молиться и трудиться)
- Какие монашеские обеты вы узнали? (Послушание (отказ от своеволия) Безбрачие (отказ от семейной жизни) Нестяжание (отказ от личной собственности)
6. Рефлексия (3мин)
1. На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
- Закончим урок прочтением памятки. СЛАЙД
Спасибо за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"
Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...
Презентация к уроку по ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры». Урок по теме : « Чудо в жизни христианина»
Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ...
Урок по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры». Урок по теме : « Чудо в жизни христианина»
Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ...