урок по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Кутырева Валентина Андреевна

модуль ОПК урок №25 "Монастырь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по ФГОС второго поколения.  ОРКСЭ.

( Из опыта работы)

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Кутырева Валентина Андреевна, имеющаяся  высшая категория и подтверждаемая высшая категория, МБОУ СОШ №69  

Предмет: ОРКСЭ (ОПК)      Класс:4     Учебник: Кураев А. В. Основы православной культуры.

Тема урока:  Монастырь.

Оборудование:  компьютер, проектор,   видеозапись  «Оптинский монастырь»,  учебник «Основы православной культуры», памятка.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

на примере жизни монахов показать суть жизни, её ценности, моральные и духовные; помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу;

учить быть добрыми, терпеливыми, выносливыми, мужественными

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг.момент 2 мин.

Поисково-исследовательский этап

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Открытие темы урока

Анализ и обсуждение вариантов  

Фронтальная

фронтальная

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку,  предлагает прочитать памятку к началу урока.

Просмотр видеоматериала про Оптину пустынь

- Где происходило действие?

- Как по - другому можно назвать Оптину пустынь?

- Верно. Значит тема нашего урока?  

СЛАЙД.

Дежурные сдают рапорт готовности класса к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Желающие читают памятку к уроку.

Анализируют и объясняют свой выбор.

Примерные ответы:

-В Оптиной пустыне

-Монастырь

- МОНАСТЫРЬ.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулиро-вать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения;  

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий,    

Познавательные: умение рационально использовать  информацию;  

Актулизация знаний

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания:  .

Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний из личного жизненного опыта.

Метод критического мышления

Фронтальная и групповая

Предлагает  заполнить бортовой журнал по теме.

СЛАЙД №5

Предлагает составить синквейн к слову монастырь

СЛАЙД №6,7

Подводит учащихся к цели   урока: Понять кто такие монахи? Осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу.

СЛАЙД №8

 Отмечают: +(знаю);               - (не знаю); V(слышал)

Составляют синквейн к слову «монастырь»

Личностные:

Умение осознавать свои возможности.

Регулятивные:

умение  регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Практический этап

Умение ана-лизировать полученную информацию и применять на практике.

умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Реализация построенного проекта.

Практическая работа

Анализ, синтез, сравнение.

Мозговой штурм, приёмы французских технологий

В парах и группе.

Организует работу, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников. Использует метод сравнения версий (прием из технологии французских мастерских).

Подводит учащихся к  правильному определению слова. Монах - это человек, взявший на себя подвиг ни много ни мало противостояния миру и злу, которое есть в мире. Монашество - это особый исповеднический подвиг.

Демонстрирует  пословицы.

Привлекает к обсуждению  данных определений.

СЛАЙДЫ №9,10

ФИЗМИНУТКА по профилактике от близорукости. СЛАЙД 11

Определение слова «призвание» (мозговой штурм) СЛАЙДЫ 15, 16

Читает притчу «Два весла»

СЛАЙД №17

- О каком главном монашеском правиле говорил рыбак?

 Дают определение слову «монах» (мозговой штурм), осуществляют самоконтроль выполнения операции. Сравнивают  собственные варианты решения проблемы с культурно-историческими аналогами (словари, интернет) 

Самостоятельная работа по учебнику стр.80-81

Работают в группах. Разгадывание кроссворда

СЛАЙД 13

- Трудись и молись

Лчностные: умение овладеть информацией и сделать выбор, при поддержке других учащихся и педагога  

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение,   осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую  инфор-мацию; умение ориентироваться в средствах  массовой информации.  

Рефлексивно-оценочный этап

 Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Фронталь-ная

 Сравнивает качество работы  групп, отмечает отдельных учащихся.

Предлагает ответить на вопросы:

 -где живут монахи?  

- По каким правилам живут монахи?  

- Какие монашеские обеты вы узнали?

СЛАЙД 19

Учитель благодарит всех за работу. СЛАЙД 22

Отвечают  на вопросы учителя.

Делают вывод о  том, кто такие монахи, по каким правилам живут.  

Оценивают свою работу, заполняют таблицу

СЛАЙД 20

Читают памятку по окончанию урока. СЛАЙД 21

.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные:   умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на

Познавательные:   умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Дата:                                                                                                                                                Подпись учителя

Подробный ход урока.

     1.Оргмомент. Мотивация    (2 мин)

Проводит командир дежурной звездочки, сдаёт рапорт учителю, что класс к уроку готов (в виде диалога):

-Быть должны у нас в порядке

-Ручки, книжки и тетрадки.

-А девиз у нас какой?

- Всё, что нужно под рукой.

- Посмотрели, все ли готовы к уроку ОПК?(дети поднимают руки)

Валентина Андреевна, класс к уроку готов.

- Спасибо.

- Ребята, христиане любое дело начинают с чего? (С молитвы). Желающие могут прочитать памятку к обучению. Слайд

2.Открытие темы урока детьми.       (3 мин)

 Просмотр видеоматериала про Оптину пустынь (отрывок)

- Где происходило действие? (В Оптиной пустыне)

- Как по - другому можно назвать Оптину пустынь? (Монастырь)

- Верно. Значит тема нашего урока? МОНАСТЫРЬ. СЛАЙД.    

      3. Актуализация знаний.

Чтобы узнать, что в этой теме вам знакомо,  а что нет, заполним  «Бортовой журнал»  С/р.  СЛАЙД (2 мин)                                                                     

Поднимите руку, кто на первый термин поставил +. Все. На второй, на третий, и т.д.

Хорошо, сейчас посмотрим,  как вы правильно понимаете, что такое монастырь. Выявление места и причины затруднения.

Работа в парах. Составляем синквейн к слову монастырь. СЛАЙД  (3 мин)

Проверка.  Слайд

     4.    Основная часть урока. Построение проекта выхода из затруднения

 - А кто живет в монастыре?

-  Верно в монастыре живут монахи.

 - Цель нашего урока: понять кто такие монахи? Что это  за люди?  СЛАЙД

Сформулируйте и запишите ответ: Монахи это…Даю полминутки (песочные часы). Мозговой штурм. Сравниваем  собственные варианты решения проблемы с культурно-историческими аналогами. Метод сравнения версий (прием из технологии французских мастерских)  СЛАЙД.

- Это служители Бога,   решившие вести уединенный образ жизни. Люди, действительно горящие душой, всем своим существом стремящиеся к Богу. Монах - это человек, взявший на себя подвиг ни много ни мало противостояния миру и злу, которое есть в мире. Монашество - это особый исповеднический подвиг.

 Разбор пословиц:

Монах – это тот, кто хранит ум, а не вещи.

Монах – это тот, кто днем хранит себя, а ночью хранит весь мир.

    Монах дает обеты, т.е. клятву. СЛАЙД                        (10 мин)

Физминутка «Лови снежинку»                                        (2 мин)

     Работа с книгой.  Читаем про себя стр. 80-81.  Реализация построенного проекта.

 Работа в группах

Кроссворд. СЛАЙД

Проверка. Пословица и её разбор. СЛАЙД   (пример, идеал)  (8 мин)

  Закрепление.

 -  Знаете ли вы, что означает слово призвание? Сформулируйте и можете записать ответ. Даю полминутки (песочные часы). Мозговой штурм

 - СЛАЙД.   Это определение своего места в жизни, это способности + долг послужить человечеству наилучшим образом. Какое прекрасное слово - призвание... Чистое и высокое. Когда мы говорим: "он нашел свое призвание", то имеем в виду, что человек обрел себя самого в любимом занятии, отдается ему полностью, без остатка, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию.

- Издавна считается, что среди разнообразных и благородных служений самых высоких на земле три. Учительство, врачевание и священство. Почему, как вам кажется?

- Я думаю потому, что в основе всех трех служений лежит любовь.

-  Христиане воспринимают призвание, как Богом дарованную способность к определенным занятиям. Христиане считают, что  религиозное призвание свойственно каждому человеку. Религиозное призвание проявляется там, где человек чувствует потребность к общению с Богом. Религиозное призвание может проявляться на разных уровнях: например, человек в трудных случаях своей жизни обращается к Богу, или чувствует потребность каждый вечер помолиться перед сном, или, как монахи, не может жить без постоянного общения с Богом.  Так что Монашество - это тоже призвание            (7 мин)

 -   Хочу закончить свой урок очередной притчей. Два весла. СЛАЙД.(5мин)

 Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: — Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись».

— Зачем это? — спросил он.

— Для памяти — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.

— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.

Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.

- О каком главном монашеском правиле говорил рыбак? (Трудись и молись)

Сложно в нашем мире жить и не грешить. Вот что советовал оптинский старец СЛАЙД

    5.  Итог   (2 мин)                                                                                            

- Итак, ребята, где живут монахи? (В монастыре)

- По каким правилам живут монахи? (молиться и трудиться)

- Какие монашеские обеты вы узнали? (Послушание (отказ от своеволия) Безбрачие (отказ от семейной жизни) Нестяжание (отказ от личной собственности)

   6. Рефлексия     (3мин)

1. На уроке я работал         активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я        доволен / не доволен

3.Урок для меня показался        коротким / длинным

4.За урок я                             не устал / устал

5.Мое настроение стало      лучше /  хуже

6.Материал урока мне был        понятен / не понятен

                                                  полезен / бесполезен

                                              интересен / скучен

                                                  легким / трудным

- Закончим урок прочтением памятки. СЛАЙД

Спасибо за  работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...