Конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Лукичёва Наталья Борисовна

                     Конспект урока № 24

            Тема: «Нравственные  идеалы»

       Учебник « Основы  духовно – нравственной  культуры «

       Модуль  «Основы  светской  этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_kopiya.docx29.73 КБ
Office presentation icon bogatyri.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:

                                                            МБОУ  СОШ  № 11

                                                             Города  Коврова

                                            Конспект урока № 24

               Тема: «Нравственные  идеалы»

       

Учебник « Основы  духовно – нравственной  культуры «

       Модуль  «Основы  светской  этики»

                         Составила  учитель  1 –й кв. категории

                                               Лукичёва  Н.Б.

                       2012 – 2013 уч. Год

Цель: формирование  у  учащихся  ценностного  отношения  к  нравственным  идеалам.

Задачи: - познакомить  учащихся  с  ключевыми  понятиями  урока;

               - создать  условия  для  формирования  у  учащихся  ценностного  отношения  к  нравственным  идеалам;  

               -показать образ защитника Родины через образы реально   существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей;

               - воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории.

              -поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей;

              -воспитывать в детях гордость за свой народ, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны.

Ожидаемые  результаты:

-учащиеся  узнают  о  богатырях,  о  правилах  честного  поединка;

- познакомятся  с  ключевыми  понятиями  урока,  начнут  использовать  их  в  собственной  устной  и  письменной  речи;

- будут  учиться  понимать  необходимость  осознанного  отношения  к  собственным  поступкам;

-усовершенствуют  умения  в  области  коммуникации,  чтения  и  понимания  прочитанного,  ответов  на  вопросы  разных  типов,  построения  связного  высказывания,  работы  в  группах.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации, работа с иллюстрированным материалом,  работа  с  тестами,  работа  с  пословицами

Основные термины и понятия: Богатырь. Былины. Правила честного поединка.

Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Богатыри»,  презентация

                                         « Богатыри»

ТСО: энциклопедии, словари, компьютер, раздаточный материал

                                                      Ход урока:

 

Организация деятельности учащихся.

 Актуализация знаний уч-ся.

      Вводная  беседа

                          (На доске – картина В.М.Васнецова « Богатыри»(6 слайд)

Звучит  фрагмент из оперы М.И. Глинки  «Руслан и Людмила».

- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?

Силен как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей            Никита Морозов  г.Иркутск.

И стариков и матерей    

2 слайд Богатыри.

             В течение долгой истории не раз нападали враги на Русь, разоряли её.  Выезжали в чисто поле защитники земли русской. А почему в поле? Встарь полем называли южные степи на границах Киевской Руси. Вот почему выезживают во чисто поле: дозором ходят, охраняют границы.  

Непрерывные  войны с кочевниками  выдвигали героев. Фигуры реальных воинов окутывались дымкой легенд, поэтизировались народной фантазией и сливались в полусказочные образы исполинов.

- Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы? 2 слайд Богатыри.

) Вспомним имена некоторых богатырей.                

Расшифруйте их:  

    БОДНЫЯР   КИНИЧТИ

ШАЛЕА ПОЧИВОП

ИЯЛЬ РУМОЦЕМ

- Кто же такие богатыри?

- В какие времена они жили?

- А есть ли они сейчас?

-  Чем они занимались? (Защищали Родину)

 (На доске – картина В.М.Васнецова « Богатыри»(6 слайд)

     

             Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри”

- Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

- Посмотрите на картину В.М.Васнецова.

- Что вы здесь видите?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

- Что вы можете сказать об этих людях?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думают богатыри?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании?

- Как могла бы называться эта картина?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

         - Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён?

-Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни.

- Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?

        - Что можно сказать  о природе?

        Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

- Что вы знаете о них ещё? (Обратить внимание на картину В.Васнецова – доспехи, боевые кони, одежда …  Илья Муромец – наделён физической силой, Добрыня Никитич – наделён добротой, Алёша Попович – наделён смекалкой и умом)

- Доброта, ум и сила – эти качества и составляли нравственный идеал Руси. Только совместное существование этих трёх начал делает человека поистине богатым, настоящим БОГАТЫРЁМ. На  доске  карточка  с  этим  термином)

- При написании картины образ богатырей пришел Васнецову при созерцании мощных дубов. «Невольно пришла мысль на ум: это ведь наша матушка – Русь…Её, как и дубы, голыми руками не возьмешь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронёсшиеся столетия».

Сообщение  темы  урока.

    - О  ком  мы  с  вами  сегодня  говорим?

    - Где  мы  встречаемся  с  богатырями?

    - Знаем,  что  такое  « Былина»?

    - Какие  поступки  совершали  богатыри,  если  мы  о  них  говорим?

    - Какими  качествами  должен  обладать  богатырь?

   

  « Открытие  нового  знания».

Введение понятия «Былины». ( Былины – это один из жанров русского  фольклора. Это особые песни, рассказывающие о героических событиях, которые происходили давным-давно.  Слово « былины » произошло от слова «быль», т.е. в них поётся о том, что было на самом деле.) (понятии записывается в тетрадь  и  карточка  на  доске)( 2 слайд)

 Введение понятия «Богатырь» (понятие записывается в тетрадь).

Работа  с  толковыми  словарями  С.И.Ожегова

Слово «Богатырь» в словаре Ожегова

БОГАТЫРЬ, -я, м. 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. || прил. богатырский, -ая, -ое. Богатырские былины. Богатырское сложение (крепкое телосложение). Б. рост (очень высокий). Б. сон (очень крепкий).

Слово « Богатырь»В  словаре  В.И.Даля

богатырь - БОГАТ'ЫРЬ (в былинах богатырь), богатыря, ·муж. (от ·перс. bahadur). Герой русских былин, преим. совершающий военные подвиги. Наиболее известный богатырь - Илья Муромец. | Силач, храбрец. "Богатырь ты будешь с виду и казак душой."

Богатырь- герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся

необычной силой, удалью, мужеством и умом. ( Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный) ( 3 слайд)

 Физкультминутка (4 -5 Слайд)

  Чтение отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (учителем).

 А  и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

- А жили ли  на  самом  деле  богатыри? ( 7 слайд)

- Давайте  ещё  раз  вспомним  богатырей   ( 8 слайд)

6. Работа по учебнику (с.50-51)

Комментированное чтение статьи учащимися.

- Прочитайте  первые  три  абзаца.

- Какими  качествами  обладали  богатыри?

- Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи.  На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга.

             Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный,  сильный, жадный, щедрый, справедливый.

- Прочитайте  4  и  5  абзацы.

-  По  каким  правилам  осуществлялся  честный  поединок?

 Знакомство с правилами честного поединка.

- Договор о месте и времени поединка

- Биться на равных для защиты слабых  

- Запрет на хитрость и подлость ( 9 -10 слайд)

-Богатыри сильные, смелые, справедливые. А почему они физически сильные?

Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни.

Работа  в  парах,

   - На  столе  у  вас  карточки,  на  которых  написаны  пословицы,  но  они  рассыпались.  Ваша  задача  заключается  в  следующем:  

1. Собрать  эти  пословицы;

2. Выбрать  одну  и  объяснить  её  смысл.

-Для Родины своей                              чужая сторона-мачеха.

- На чужой сторонушке                       , что соловей без песни.

-Родина-мать,                                       ни  сил, ни жизни не жалей.

- Всякому мила                                      рад своей воронушке.

- Человек без Родины,                         своя сторона.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

- Человек без Родины, что соловей без песни

Общий смысл этих пословиц точно выразил русский поэт Иван Никитин:

                          

              Широко ты, Русь, по лицу земли

                                                  В красе царственной развернулася!                          

                                                  У тебя ли нет богатырских сил,

                                                  Старины святой, громких подвигов?

                                                  Уж и есть за что, Русь могучая,

                                                  Полюбить тебя, назвать матерью,

                                                  Стать за честь твою против недруга,

                                                  За тебя в нужде сложить голову!

- А  только  ли  в  давние  времена  жили  богатыри? Нет.  Наша  страна  всегда  гордилась  богатырями.  Рассмотрите  иллюстрации.

- Кого  вы на  них  узнали?

Рассматривание картины П.Корина «Александр Невский»

- Прочитайте название картины.

- Кто такой Александр Невский?

- Почему эту картину поместили в учебнике?

- Докажите, что его тоже можно назвать богатырём?

- Похож  он  на  былинных  богатырей?

- Был он великим князем, полководцем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.

Оценочно – рефлексивный этап

Самостоятельная  работа:  составить  несколько  предложений  о  подвигах  русских  богатырей.

Самооценка  и  самоконтроль.

  Кто  такие  русские  богатыри?

Люди,  цель  в  жизни  которых  заключается  в  драке

Вымышленные  сказочные  персонажи

Воины  древности,  обладающие  большой  силой,  благородством,  честью,  достоинством

  Какое  нравственное  качество  было  свойственно  русским  богатырям?

Верность

Смелость

Решительность

Верны  все  ответы

 

  Правила  честного  поединка  включают  в  себя:

Договоренность  о  месте  и  времени  поединка        

Договоренность  драться  до  первой  крови      

Запрет  на  использование  случайных  хитростей    

Правила  равного  вооружения          

 Итог урока.

Закрепление основных понятий урока.

- С  какими  новыми  терминами  встретились?

- Понравились  богатыри?

- А  вы  не  хотели  бы  быть  на  них  похожими?

-  Что  для  этого  нужно  делать?

 Д/З Выбери,  что  тебе  интересней: ( слайд 12)

Подготовь  рассказ  на  тему:  « Нравственный  образ  богатыря»

Нарисуй  картину  а  подвиге  богатыря  на  альбомном  листе,

Для Родины своей                              чужая сторона-мачеха.

- На чужой сторонушке                       , что соловей без песни.

-Родина-мать,                                       ни  сил, ни жизни не жалей.

- Всякому мила                                      рад своей воронушке.

- Человек без Родины,                         своя сторона.

Для Родины своей                              чужая сторона-мачеха.

- На чужой сторонушке                       , что соловей без песни.

-Родина-мать,                                       ни  сил, ни жизни не жалей.

- Всякому мила                                      рад своей воронушке.

- Человек без Родины,                         своя сторона.

Для Родины своей                              чужая сторона-мачеха.

- На чужой сторонушке                       , что соловей без песни.

-Родина-мать,                                       ни  сил, ни жизни не жалей.

- Всякому мила                                      рад своей воронушке.

- Человек без Родины,                         своя сторона.

Для Родины своей                              чужая сторона-мачеха.

- На чужой сторонушке                       , что соловей без песни.

-Родина-мать,                                       ни  сил, ни жизни не жалей.

- Всякому мила                                      рад своей воронушке.

- Человек без Родины,                         своя сторона.

Для Родины своей                              чужая сторона-мачеха.

- На чужой сторонушке                       , что соловей без песни.

-Родина-мать,                                       ни  сил, ни жизни не жалей.

- Всякому мила                                      рад своей воронушке.

- Человек без Родины,                         своя сторона.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Былинные герои Древней Руси.

Слайд 2

Былины. «Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый.» В.И. Даль

Слайд 3

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю Русскую, Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается! И века простоит, не шелохнется!

Слайд 4

Физкультминутка Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки, Наклонились влево, вправо Получается на славу!

Слайд 5

Физкультминутка Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки, Наклонились влево, вправо Получается на славу! МО ЛОД ЦЫ

Слайд 6

Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»

Слайд 7

А жили ли на самом деле эти богатыри? Имена русских богатырей встречаются в древних летописях. В Киево- Печерской лавре есть гробница Ильи Муромца. За свои подвиги он причислен к лику святых, в Муроме ему установлен памятник. Алёшей Поповичем мог быть ростовский воин Александр Попович, сын попа, который погиб в битве на реке Калке, где русские потерпели от татар поражение. Добрыня Никитич был родным дядей князя Владимира, братом его матери. Вместе с ним Добрыня поехал в Новгород и много лет правил там от имени Владимира. А когда выросший Владимир сел на Киевский престол, он оставил Добрыню Никитича новгородским посадником.

Слайд 8

Как зовут этих богатырей? Добрыня Никитич Илья Муромец Святогор Алёша Попович Вольга

Слайд 9

Правила честного поединка 1)Противники договаривались о месте и времени поединка. 2)Если один противник был вооружён хуже другого, следовало его довооружить, чтобы биться на равны

Слайд 10

Правила честного поединка 3)Существовал запрет на использование хитростей и случайных преимуществ 4)Нельзя наносить удар в спину. Важнейшая добродетель воинской дружины – верность. Это верность присяге, клятве, слову, данному товарищам по оружию.

Слайд 11

РУССКИЕ БОГАТЫРИ!. Не перевелись ещё богатыри на земле русской!

Слайд 12

Задание на дом: . Выбери, что тебе интересней: - подготовь рассказ на тему «Нравственный образец богатыря» - нарисуй картинку о подвиге богатыря на альбомном листе

Слайд 13

Спасибо за работу на уроке всем ученикам 4-а класса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...