Конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока № 24
Тема: «Нравственные идеалы»
Учебник « Основы духовно – нравственной культуры «
Модуль «Основы светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_kopiya.docx | 29.73 КБ |
bogatyri.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 11
Города Коврова
Конспект урока № 24
Тема: «Нравственные идеалы»
Учебник « Основы духовно – нравственной культуры «
Модуль «Основы светской этики»
Составила учитель 1 –й кв. категории
Лукичёва Н.Б.
2012 – 2013 уч. Год
Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к нравственным идеалам.
Задачи: - познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
- создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к нравственным идеалам;
-показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей;
- воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории.
-поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей;
-воспитывать в детях гордость за свой народ, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны.
Ожидаемые результаты:
-учащиеся узнают о богатырях, о правилах честного поединка;
- познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
- будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам;
-усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации, работа с иллюстрированным материалом, работа с тестами, работа с пословицами
Основные термины и понятия: Богатырь. Былины. Правила честного поединка.
Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Богатыри», презентация
« Богатыри»
ТСО: энциклопедии, словари, компьютер, раздаточный материал
Ход урока:
Организация деятельности учащихся.
Актуализация знаний уч-ся.
Вводная беседа
(На доске – картина В.М.Васнецова « Богатыри»(6 слайд)
Звучит фрагмент из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
Силен как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей Никита Морозов г.Иркутск.
И стариков и матерей
2 слайд Богатыри.
В течение долгой истории не раз нападали враги на Русь, разоряли её. Выезжали в чисто поле защитники земли русской. А почему в поле? Встарь полем называли южные степи на границах Киевской Руси. Вот почему выезживают во чисто поле: дозором ходят, охраняют границы.
Непрерывные войны с кочевниками выдвигали героев. Фигуры реальных воинов окутывались дымкой легенд, поэтизировались народной фантазией и сливались в полусказочные образы исполинов.
- Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы? 2 слайд Богатыри.
) Вспомним имена некоторых богатырей.
Расшифруйте их:
БОДНЫЯР КИНИЧТИ
ШАЛЕА ПОЧИВОП
ИЯЛЬ РУМОЦЕМ
- Кто же такие богатыри?
- В какие времена они жили?
- А есть ли они сейчас?
- Чем они занимались? (Защищали Родину)
(На доске – картина В.М.Васнецова « Богатыри»(6 слайд)
Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри”
- Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.
- Посмотрите на картину В.М.Васнецова.
- Что вы здесь видите?
- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?
- Что происходит на этой картине?
- Что вы можете сказать об этих людях?
- Где это происходит?
- Когда это могло происходить?
- О чем думают богатыри?
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
- Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании?
- Как могла бы называться эта картина?
- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?
- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?
- Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён?
-Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни.
- Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?
- Что можно сказать о природе?
Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»
- Что вы знаете о них ещё? (Обратить внимание на картину В.Васнецова – доспехи, боевые кони, одежда … Илья Муромец – наделён физической силой, Добрыня Никитич – наделён добротой, Алёша Попович – наделён смекалкой и умом)
- Доброта, ум и сила – эти качества и составляли нравственный идеал Руси. Только совместное существование этих трёх начал делает человека поистине богатым, настоящим БОГАТЫРЁМ. На доске карточка с этим термином)
- При написании картины образ богатырей пришел Васнецову при созерцании мощных дубов. «Невольно пришла мысль на ум: это ведь наша матушка – Русь…Её, как и дубы, голыми руками не возьмешь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронёсшиеся столетия».
Сообщение темы урока.
- О ком мы с вами сегодня говорим?
- Где мы встречаемся с богатырями?
- Знаем, что такое « Былина»?
- Какие поступки совершали богатыри, если мы о них говорим?
- Какими качествами должен обладать богатырь?
« Открытие нового знания».
Введение понятия «Былины». ( Былины – это один из жанров русского фольклора. Это особые песни, рассказывающие о героических событиях, которые происходили давным-давно. Слово « былины » произошло от слова «быль», т.е. в них поётся о том, что было на самом деле.) (понятии записывается в тетрадь и карточка на доске)( 2 слайд)
Введение понятия «Богатырь» (понятие записывается в тетрадь).
Работа с толковыми словарями С.И.Ожегова
Слово «Богатырь» в словаре Ожегова
БОГАТЫРЬ, -я, м. 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. || прил. богатырский, -ая, -ое. Богатырские былины. Богатырское сложение (крепкое телосложение). Б. рост (очень высокий). Б. сон (очень крепкий).
Слово « Богатырь»В словаре В.И.Даля
богатырь - БОГАТ'ЫРЬ (в былинах богатырь), богатыря, ·муж. (от ·перс. bahadur). Герой русских былин, преим. совершающий военные подвиги. Наиболее известный богатырь - Илья Муромец. | Силач, храбрец. "Богатырь ты будешь с виду и казак душой."
Богатырь- герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся
необычной силой, удалью, мужеством и умом. ( Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный) ( 3 слайд)
Физкультминутка (4 -5 Слайд)
Чтение отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (учителем).
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
- А жили ли на самом деле богатыри? ( 7 слайд)
- Давайте ещё раз вспомним богатырей ( 8 слайд)
6. Работа по учебнику (с.50-51)
Комментированное чтение статьи учащимися.
- Прочитайте первые три абзаца.
- Какими качествами обладали богатыри?
- Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи. На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга.
Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый.
- Прочитайте 4 и 5 абзацы.
- По каким правилам осуществлялся честный поединок?
Знакомство с правилами честного поединка.
- Договор о месте и времени поединка
- Биться на равных для защиты слабых
- Запрет на хитрость и подлость ( 9 -10 слайд)
-Богатыри сильные, смелые, справедливые. А почему они физически сильные?
Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни.
Работа в парах,
- На столе у вас карточки, на которых написаны пословицы, но они рассыпались. Ваша задача заключается в следующем:
1. Собрать эти пословицы;
2. Выбрать одну и объяснить её смысл.
-Для Родины своей чужая сторона-мачеха.
- На чужой сторонушке , что соловей без песни.
-Родина-мать, ни сил, ни жизни не жалей.
- Всякому мила рад своей воронушке.
- Человек без Родины, своя сторона.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Всякому мила своя сторона.
- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.
- Человек без Родины, что соловей без песни
Общий смысл этих пословиц точно выразил русский поэт Иван Никитин:
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- А только ли в давние времена жили богатыри? Нет. Наша страна всегда гордилась богатырями. Рассмотрите иллюстрации.
- Кого вы на них узнали?
Рассматривание картины П.Корина «Александр Невский»
- Прочитайте название картины.
- Кто такой Александр Невский?
- Почему эту картину поместили в учебнике?
- Докажите, что его тоже можно назвать богатырём?
- Похож он на былинных богатырей?
- Был он великим князем, полководцем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.
Оценочно – рефлексивный этап
Самостоятельная работа: составить несколько предложений о подвигах русских богатырей.
Самооценка и самоконтроль.
Кто такие русские богатыри?
Люди, цель в жизни которых заключается в драке
Вымышленные сказочные персонажи
Воины древности, обладающие большой силой, благородством, честью, достоинством
Какое нравственное качество было свойственно русским богатырям?
Верность
Смелость
Решительность
Верны все ответы
Правила честного поединка включают в себя:
Договоренность о месте и времени поединка
Договоренность драться до первой крови
Запрет на использование случайных хитростей
Правила равного вооружения
Итог урока.
Закрепление основных понятий урока.
- С какими новыми терминами встретились?
- А вы не хотели бы быть на них похожими?
- Что для этого нужно делать?
Д/З Выбери, что тебе интересней: ( слайд 12)
Подготовь рассказ на тему: « Нравственный образ богатыря»
Нарисуй картину а подвиге богатыря на альбомном листе,
Для Родины своей чужая сторона-мачеха.
- На чужой сторонушке , что соловей без песни.
-Родина-мать, ни сил, ни жизни не жалей.
- Всякому мила рад своей воронушке.
- Человек без Родины, своя сторона.
Для Родины своей чужая сторона-мачеха.
- На чужой сторонушке , что соловей без песни.
-Родина-мать, ни сил, ни жизни не жалей.
- Всякому мила рад своей воронушке.
- Человек без Родины, своя сторона.
Для Родины своей чужая сторона-мачеха.
- На чужой сторонушке , что соловей без песни.
-Родина-мать, ни сил, ни жизни не жалей.
- Всякому мила рад своей воронушке.
- Человек без Родины, своя сторона.
Для Родины своей чужая сторона-мачеха.
- На чужой сторонушке , что соловей без песни.
-Родина-мать, ни сил, ни жизни не жалей.
- Всякому мила рад своей воронушке.
- Человек без Родины, своя сторона.
Для Родины своей чужая сторона-мачеха.
- На чужой сторонушке , что соловей без песни.
-Родина-мать, ни сил, ни жизни не жалей.
- Всякому мила рад своей воронушке.
- Человек без Родины, своя сторона.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Былины. «Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый.» В.И. Даль
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю Русскую, Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается! И века простоит, не шелохнется!
Физкультминутка Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки, Наклонились влево, вправо Получается на славу!
Физкультминутка Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки, Наклонились влево, вправо Получается на славу! МО ЛОД ЦЫ
Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»
А жили ли на самом деле эти богатыри? Имена русских богатырей встречаются в древних летописях. В Киево- Печерской лавре есть гробница Ильи Муромца. За свои подвиги он причислен к лику святых, в Муроме ему установлен памятник. Алёшей Поповичем мог быть ростовский воин Александр Попович, сын попа, который погиб в битве на реке Калке, где русские потерпели от татар поражение. Добрыня Никитич был родным дядей князя Владимира, братом его матери. Вместе с ним Добрыня поехал в Новгород и много лет правил там от имени Владимира. А когда выросший Владимир сел на Киевский престол, он оставил Добрыню Никитича новгородским посадником.
Как зовут этих богатырей? Добрыня Никитич Илья Муромец Святогор Алёша Попович Вольга
Правила честного поединка 1)Противники договаривались о месте и времени поединка. 2)Если один противник был вооружён хуже другого, следовало его довооружить, чтобы биться на равны
Правила честного поединка 3)Существовал запрет на использование хитростей и случайных преимуществ 4)Нельзя наносить удар в спину. Важнейшая добродетель воинской дружины – верность. Это верность присяге, клятве, слову, данному товарищам по оружию.
РУССКИЕ БОГАТЫРИ!. Не перевелись ещё богатыри на земле русской!
Задание на дом: . Выбери, что тебе интересней: - подготовь рассказ на тему «Нравственный образец богатыря» - нарисуй картинку о подвиге богатыря на альбомном листе
Спасибо за работу на уроке всем ученикам 4-а класса!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...