Конспект урока по светской этике "Совесть"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Лялькина Татьяна Николаевна

Разботка урока по предмету "Светска этика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Совесть.

   Цель:    1) дать детям понятие о «совести» и «стыде», чем различаются эти понятия, почему  совесть – наш       внутренний судья, регулятор нравственности.

                2)  развивать речь детей, развивать умение рассуждать, доказывать, аргументировать, предполагать.

                3)  воспитывать в детях чувство ответственности за своё поведение, поступки.

І. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы объясним, проанализируем важнейшие понятия, постараемся осознать, что значит  быть полноправным гражданином своей страны,  что значит поступать по совести.

  - Каждый из нас живет среди людей и должен уметь сам регулировать свое поведение. В этом нам помогает совесть. (слайд 1)

         ІІ. Постановка темы и задач урока.

1. Как часто мы слышим и дома, и в школе слово «совесть»?

-Вспомните: «Совести у тебя нет!», «Какой же ты бессовестный!»

- Давайте задумаемся , что же такое совесть?

(слайд 2)

2. Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках. Она напоминает об обязанностях, долге, ответственности, заставляет ориентироваться на поступки других людей. Совесть игнорирует хитрые оправдания, многословные доказательства собственной невиновности. Она, молча и неотступно, заставляет нас говорить себе правду. Это наш внутренний судья.

(Слайд 3)

Совесть – это переживание одобрения или осуждения собственного поступка, даже если он только задуман.

 (Слайд 4)

ІІІ. Работа по теме урока.

3. В Древней Греции 2400 лет назад философ Демокрит был первым, кто попытался понять, что такое совесть. Это было так давно, что еще даже не было слова «совесть» вот именно. Демокрит писал, что это переживание связано со стыдом, но отличается от него. Стыд - тяжелое переживание позора перед другими людьми за своё поведение. А вот совесть - это «стыд перед самим собой». Она мучает человека независимо от того, знают ли окружающие о его поступке. Это переживание может возникать одновременно с проступком и после, при воспоминании о нём. По мнению Демокрита, надо стыдиться не только дурных поступков, но даже речей и мыслей о них.

Многие, даже великие философы, считали, что человек рождается совестливым. Современная светская этика учит, что совесть развивается и воспитывается в реальных земных условиях жизни людей. Слово «совесть», образовано из слов: со - совместное и весть - знание. Это доказывает, что совесть у человека возникает только тогда, когда он знает что добро, что зло. Кроме того, надо знать, что под добрым и злым понимают другие. Этому человек и учится.

 4. Первое чему надо научиться и уметь «Дарить добро»

(Слад 5)

Стихотворение

 5. Существует очень много пословиц связанных с понятием совесть. Давай попробуем правильно  собрать пословицы.

(слайд 6)

Нужно собрать пословицы.

Без совести и при большом уме не проживешь.

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека

 Вода все отмывает, кроме нечистой совести.

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста.

Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.

В ком стыд, в том и совесть.

 6. Совесть всё же – очень личная оценка. Она может обманывать нас: напрасно хвалить и чрезмерно ругать. Будем бдительны и справедливы к себе и другим.

(слайд 7)

   Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись.

7. Задание  «Муки совести»

Как  вы понимаете  выражения:

-меня мучает совесть;

-бессовестный человек;

-совестливый человек;

-моя совесть молчит;

-моя совесть чиста?

(Слад 8)

8. Давайте все вместе попробуем  создать портрет совестливого человека.

Какое же преимущество  есть у человека с чистой совестью?

(Слайд 9)

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.

Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.

Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.

Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.

Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

   (слайд 10)

  9. Послушайте притчу.

   

 Нашел  человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватил

  Беседа  по притче.

- Как поступит герой притчи?

-Почему  он вернет кошелек хозяину?

-Что помогает человеку  отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

10. Мы с вами учимся не только в реальной жизни , но и по сказкам. Оценивая как поступают герои.

 Кто из перечисленных сказочных героев совестливый ,а кто нет?»

   (Слайд 11)

-Баба-Яга;

- Старуха(сказка «Золотая рыбка»);

-Кот Базилио и Лиса Алиса;

- Золушка;

 -Иван-царевич(сказка  «Царевна-лягушка»);

 - Царь Гвидон?

11. В конце нашего урока , давайте  составим правила порядочных людей.

 (слайд 12)

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения.

Не желайте никому зла

Не допускайте грубости

Во всём помогайте ближним

Будьте добрым человеком

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

 

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья? 

Итог урока.

Согласны ли вы с утверждениями:

- бессовестному человеку жить легче?

-у всех людей есть совесть;

-«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;

-плохих людей, преступников совесть не мучает;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по светской этике

урок дан в курсе ОРКСЭ...

Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»

Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....

Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"

Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс...

Конспект урока по светской этике "Добро и зло"

Предмет ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Первый урок по теме "Добро и зло"...

конспект урока по Светской этике

конспект урока Добродетель 4 класс...