Целеполагание | Формирова ние представле ния детей о том, что нового они узнают, чему научатся | Предлагает открыть учебник, найти тему урока и назвать ее. Предлагает определить, о чем пойдет речь и на какие вопросы предстоит ответить; наметить план изучения темы (парная работа) | Формулируют тему и задачу урока, высказывают предположения о содержании урока, исходя из названия параграфа, намечают план изучения темы: 1. Предстоит ответить на вопросы: Что такое церковь? Что такое крещение? 2. Рассмотреть иллюстрации.3. Поработать с учебником и словарями. 4. Обратиться к рубрике «Это интересно» 5. Будем рассуждать, работать в парах и группах. | Целеполагание деятельности. Мотивация учебно-познавательной деятельности. Нравственно-этические нормы при работе в парах. | Познавательные: Самостоятельно называть тему урока, прогнозировать цель урока. Речевая деятельность. Коммуникативные: Умение сотрудничать с соседом по парте, выслушивать ответы одноклассников. Регулятивные: Умение составлять план урока и последовательность действий. | Развитие речи |
Изучение нового материала + Актуализация знаний (рабочий момент)
Физическая разрядка | Сформировать представление о том, что люди научаются от людей; понятия: Христианство, Церковь, мудрость Крещение, Святая Русь
Смена вида деятельности | Предлагает перед изучением новой темы обратиться к притче о молодом христианине и старом священнике, найти главную мысль, подумать и ответить на вопрос: Как они понимают эти слова и нужно ли это им. (парная работа)
Предлагает обсудить вопрос и выразить свое отношение к тому, что, к сожалению, люди передают и плохой опыт и знания.
Сообщает, что соглашается со сказанным, спрашивает как же христианство пришло на Русь? Кто научил людей христианству? Почему и когда Русь стала называться Святой Русью? Где можно найти ответы на эти вопросы?
Для изучения этой темы предлагает разбиться с помощью карточек на 4 группы. Каждая группа получает толковый словарь, конверт с заданиями: 1.В ком христианство видит источник своей истории? Где оно живет? Что такое Церковь? Кто и почему решил принять православие и как это происходило? Что такое Крещение? 2.Кто принес на Русь азбуку и книги? Что это дало народу? Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру? Как изменилась жизнь киевлян после их крещения? Почему Русь стали называть Святой Русью? 3.Провести Экскурсию по иллюстративному материалу к этой теме. Пояснить, что и с какой целью здесь изображено, сопоставить с текстом Учебника. 4. Подсчитать, сколько лет назад крестился князь Владимир, сопоставить факты и понять, сколько лет русской православной культуре? Как воспринимается вода в купели для крещения? Во имя кого Церковь крестит людей? Что просит человек, принимая крещение и сколько раз можно креститься? Что называют вторым крещением? Желает детям плодотворной работы. | Работают в парах: читают притчу, находят главную мысль - …Бог так устроил, что люди должны научаться от людей. Люди все свои знания, опыт передают из поколения в поколение для того, чтобы знать свою историю, сохранить традиции, культуру, избежать ошибок в дальнейшей жизни… Конечно нам нужно помнить эти слова для того, чтобы знать свои истоки, мы сейчас учимся у людей, книг (а их пишут люди), когда-то и нам придется передавать свой опыт, знания следующему поколению. И так будет, пока существует человечество.
Обсуждают, высказывают свое мнение, выражают свою точку зрения, свое отношение, возможно скажут, о своих возможных действиях (нужно научить таких людей быть добрыми, а добрым людям не придет в голову учить чему-то плохому).
Отвечают, что найти ответы на вопросы можно в учебнике
Работают в группах, изучают параграф, находят ответы на вопросы, работают со словарями. Могут проконсультироваться у учителя. Готовятся к выступлению: по решению группы – один, несколько, или все.
Выступления детей. Уч-ся из других групп могут дополнять ответы | Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым сведениям
Формирование чувства ответственности за свои мысли, дела и поступки
Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым фактам, сведениям
| Регулятивные: Умение работать с учебной литературой
Коммуникативные: Адекватно воспринимать предложения учителя, разные точки зрения учащихся и мотивированно и корректно присоединяться к одной из них, или аргументированно высказывать собственную точку зрения
Коммуникативные: Адекватно воспринимать предложения учителя, разные точки зрения учащихся и мотивированно и корректно присоединяться к одной из них, или аргументированно высказывать собственную точку зрения
Регулятивные: Умение работать с учебной литературой Познавательные: Работать с текстом, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Навыки инициативного сотрудничества в группах
Познавательные: Формирование навыков работы с текстом для подготовки публичного выступления.
Регулятивные: Умение составлять план и последовательность действий в группе. | Формирование представления о том, что люди научаются от людей
Развитие речи
Владение понятиями: Христианство, Церковь, мудрость Крещение, Святая Русь
знакомство с историческими событиями, которые легли в основу принятия христианства на Руси. |
Рефлексия деятельности | Сформировать личную ответственность за результаты своего труда | Сообщает, что в первой русской летописи «Повесть временных лет» говорится, что в 983 г. Жители Киева решили: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Спрашивает, как они думают, после принятия христианства человеческие жертвоприношения на Руси прекратились? Показывает слова И. Ильина: И Россия жила потому, что святая Русь вела несвятую Русь, обуздывала и учила окаянную Русь. Спрашивают, как они понимают эти слова? (если не найдут в словаре значение слова «окаянный» - объяснить: от слова Каин – убийца брата Авеля) Просит оценить свою работу на уроке и урок |
Отвечают, что после принятия христианства жертвоприношения прекратились.
Отвечают, что с крещением Руси произошло много хорошего: появились книги, школы, объединялись племена прекратилось жертвоприношение
Оценивают работу и урок | Формирование способности эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе;
Формирование представления о значимости Крещения в духовной жизни православного человечества
Формирование внутренней позиции |
Регулятивные: оценивать и корректировать свои действия |
Расширение словарного запаса, понятийностью слова «окаянный» |