Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Светская этика
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Светская этика" к учебнику А.И.Шемшуриной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp.etika_.docx | 51.71 КБ |
Предварительный просмотр:
пояснительная записка
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») для 4В, 4Д класса рассчитана на 34 часа(1 час в неделю)и составлена Черновой А.Г. в соответствии с:
- основными положениями ФГОС НОО 2009г,
- требованиями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №121;
- с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей;
- авторской программой А.И.Шемшуриной «Основы светской этики», утверждённой МО РФ.
В ряду общих задач образования задачивоспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.
Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.
В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Курс направленнаразвитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.
Цели :
- дать представление об основных нормах нравственности, первичные
представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
- формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
- изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.
Задачи курса:
- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
- формирование качеств гражданина и патриота России;
- воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Именно в начальной школе закладываетсянравственный мирчеловека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно - воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете и призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка- все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
При изучении основ светской этики следует выполнять обще-дидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое- либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю(34 ч)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся..
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения модуля «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
Коммуникативные
- адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
- владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- понимать и сопереживать чувствам других людей.
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
- вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
Предметные результаты:
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
- иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
- осознавать ценности человеческой жизни.
Формы учебной работы на занятиях в рамках курса:
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
- Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
- Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
- Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения программы
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
- Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
- Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
- Самоконтроль.
- Фронтальный контроль.
- Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Содержание учебного предмета
Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил-добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Этикет (4 часа) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.
Этика человеческих отношений (4 часа)В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе(4 часа) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины(4 часа) Жизнь священна. Человек рожден для добра
Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться(4 часа) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа) Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
Судьба и Родина едины(6 часов) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек- чело века. Слово, обращенное к себе
Обобщение пройденного.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Деятельность учащегося |
Этика общения (4 часа) | |||
1 | Добрым жить на белом свете веселей | Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро» и, «доброта». Значение понятия «зло» и его связь с названными понятиями. | Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла. |
2 | Правила общения для всех | Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общение – стремление к пониманию.Тактичность – важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность и др.) | Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию. |
3 | От добрых правил-добрые слова и поступки | Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков. | Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственности свои поступки. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков. |
4 | Каждый интересен | Этические основы правил общения в классе для каждого.Проявление Индивидуальной особенности личности.Признаки дружбы и её сохранения | Определять особенности индивидуаль-ного проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение мораль-ных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов. |
Этикет (4 часа) | |||
5 | Премудрости этикета | Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета. | Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение. Обосновывать свою точку зрения. |
6 | Красота этикета | Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. | Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл. |
7 | Простые школьные и домашние правила этикета | Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках. | Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень. Осознанно комментировать текст учебника. |
8 | Чистый ручеек нашей речи | Характеристика и определение понятия «речь», её смысловые значения. Общее и особенное, в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи. | Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразитель-ность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства. |
Этика человеческих отношений (4 часа) | |||
9 | В развитии добрых чувств – творение души | Этическая основа понятия «душа», её образные характеристики и определения. Смысло-вые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочета-ние и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Харак-теристика производного понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души | Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». Соотносить понятия «душа», «духов-ность» |
10 | Природа – волшебные двери к добру и доверию | Природа, как добрая основа жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы. Значимость природы для человека. Внимание к живой природе, бережное отношение к ней. Природа – книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе. | Определять смысловое значение понятия «справедливость». Иллюстрировать примеры значимость природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания. |
11 | Чувство Родины | Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Эмоциональнаявзаимо-связь человека с Родиной, различие и разнообразие чувств. Индивидуальность и взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностно-смысловое содержание пословиц о Родине. Суть выражения «судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм» | Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий |
12 | Жизнь протекает среди людей | Многообразие видов взаимодействий человека с людьми и его содержа-тельная основа. Осознание себя через общение с людьми и познание людей во взаимодействии с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя –одни из ведущих качественных характеристик человека в его отношениях с други-ми людьми. | Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст учебника. |
Этика отношений в коллективе(4 часа) | |||
13 | Чтобы быть коллективом | Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического взаимодействия. Значение нравственной установки поведения в коллективе | Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?» Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов. |
14 | Коллектив начинается с меня | Индивидуальные потреб-ности во взаимодействии с коллективом. Пути развития коллективных отношений. Важные правила для каждого члена коллектива. Само-оценка, самоопределение, самовоспитание. Реализация задачи стать единомышленниками. | Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе. |
15 | Мой класс – мои друзья | Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским отношениям. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке | Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи для человека, общества и государства. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид. |
16 | Скажи себе сам | Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии. Это может быть сочинение- эссе, проект, совместное мероприятие и т.д. | Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. |
Простые нравственные истины(4 часа) | |||
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи… | Золотое правило этики и, его сущность и содержание. Вежа – знаток правил поведения. Суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Основы восприятия человеком простых нравственных истин. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях, единое в нравственных нормах отношений к человеку. Сущность и содержание общечелове-ческих ценностей. | Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления этики и его применении. Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аргументировать свою точку зрения. |
18 | Жизнь священна | Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна – главная нравственная истина. Отличие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек – основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни. | Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь». Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. |
19 | Человек рожден для добра | Длаго жизни – в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность. Сказки, как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо | Характеризовать понятия «бескорыст-ность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст- рассужде-ние на тему добра и бескорыстия. |
20 | Милосердие – закон жизни | Значимость этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «со-страдание»,«милосердие», «участие». Их взаимо-связь и обоюдная действительность. Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Суть противоположности благодарности и неблаго-дарности. | Объяснять значение понятий «сочувст-вие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие». Осознанно аргументировать роль совес-ти как внутреннего регулятора человечес-кого поведения. Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести. |
21 | Жить во благо себе и другим | Конфликтные ситуации и возможности их благоприятного решения. Необходимость нравственно ориентиро-ванного выхода из любой ситуации взаимодействия с людьми другой нацио-нальности и вероиспо-ведания. Недопустимость осуждения любого чело-века и недоброжелатель-ности к нему. Тактич-ность и простые правила справедливости. | Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении. |
Душа обязана трудиться(4 часа) | |||
22 | Следовать нравственной установке | Намерения и поступки, их соответствие и несоответ-ствие. Позиция добра как нравственная установка в действиях человека. Её суть и содержание. Труд и необходимые нравствен-ные усилия души. Дерево мудрости векового опыта как ориентир в нравствен-ных действиях и поступ-ках. | Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст- рассужде-ние на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни» |
23 | Достойно жить среди людей | Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоин-ство»..Погружение в свой внутренний мир собствен-ной жизни и опора на лучшее в себе. Необходи-мость веры в себя в соб-ственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следова-ние нравственным кано-нам в собственных дейс-твиях | Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуман-ность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения в области коммуникации. Аргументировать свои рассуждения. |
24 | Уметь понять и простить | Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны.Забота о равно-весии между чувствами и их проявлениями. Стре-мление увидеть и услы-шать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты се-мейной жизни и достиже-ние гармонииотноше-ний. Как контролировать свои необдуманные поры-вы. Советы векового че-ловеческого опыта. | Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст- рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений. |
25 | Простая этика поступков | Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир – любые наши действия всегда не во вред другим людям. Нрав-ственный выбор и его моральное значение. Про-явление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальнос-тей. В его основе лежит такое понятие как друже-любие. | Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими. |
Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа) | |||
26 | Общение и источники преодоления обид | Основные формы общения и возможные источники возникновения обид. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в пос-тупках тех, с кем мы об-щаемся. Их общее и осо-бенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды, непри-ятности, плохое настрое-ние, грустное состояние души. Пути преодоления не-приятных моментов об-щения в классе. Простые правила веко-вого опыта человечества, отражённые в мире муд-рых мыслей, в народной мудрости, помогающие человеческому общению. | Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщатьполу-ченные знания. Делать выводы. Адекватно использовать полученные знания в практике общения. |
27 | Ростки нравственного опыта поведения | Направленность и содержательные основы душевных усилий каж-дого на развитие нравст-венного опыта поведения. Причины негативных со-стояний человека и воз-можности их изменения. Необходимость стрем-ления каждого понять чувства другого и соот-ветственно вести себя. Параметры данного соот-ветствия. Практические действия сокращения рас-стояния между «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в формировании привычки поступать в со-ответствии с нравствен-ными нормами и правила-ми. | Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения. |
28 | Доброте сопутствует терпение | Закономерность сочета-ния и взаимодействия добра и терпения. Значи-мость осознанного нравственного выбора. Причины и результаты терпеливости. Качества, сопутствующие проявле-нию терпимости. | Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания |
29 | Действия с приставкой «со-» | Действия с приставкой «со»- вместе. Их содержа-тельная и ценностно-смысловая значимость человека. Сочувствие, со-действие как помощь в совместном проживании. Осознание необходимос-ти своего участия и полез-ность его для другого че-ловека. Равнодушие, за-висть как антиподы нра-вственности. Образ жизни неравнодушного челове-ка. Главная ценность эти-ческой культуры личнос-ти. | Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально- нравственные проблемы с личным опытом. |
Судьба и Родина едины(6 часов) | |||
30 | С чего начинается Родина | Смысловой оттенок чувства Родины. Соотно-шение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины начина-ется с семейного порога и колыбельной песни, она крепнет и расширяется в годы взросления. Ценно-стно-смысловые оттенки этой связи. Значимость лада в семье. Простые правила его со-хранения. Напутствия векового опыта. | Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально-этические темы и делать выводы. Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения. |
31 | В тебе рождается патриот и гражданин | Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот-сын отечества, гражданин – его защитник. Когда взрослеет гражда-нин, Родине спокойно. | Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его. |
32 | Человек- чело века | Человек как образ века. Суть современного человека. Главные ценности м смыслы важных качеств человека. | Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества. |
33 | Слово, обращенное к себе | Итоговая творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация и т.д. | Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу, подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию. |
34 | Обобщение пройденного | Подведение итогов изучения курса. | Обобщить знания, полученные при изучении курса. Применять усвоенные знания в общении. Аргументировать свою позицию. |
Всего: 34 часа |
Условия реализации программы:
1. Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011. -317с. - (Стандарты второго поколения).
- Программы общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс: сборник рабочих программ: / А.Я.Данилюк, Т.В.Емельянова, О.Н.Марченко, Е.В.Мацыяка и др./-Москва «Просвещение», 2014
2.УМК для учащихся
- А.И.Шемшурина. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики». Учебник для образовательных организаций.4 класс- Москва «Просвещение», 2013
1.А.И.Шемшурина. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики». Учебник для образовательных организаций.4 класс- Москва «Просвещение», 2013
2.А.И.Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики». Методическое пособие. 4класс – Москва «Просвещение», 2015
3.Электронное приложение к учебнику А.И.Шемшуриной. Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4 класс.-Москва «Просвещение», 2014
4. Интернет-ресурсы.
1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx
2. Основы религиозных культур и светской этики в ИИПКРО
3. Основы религиозных культур и светской этики http://www.orkce.ru/
4. Конспекты уроков и презентации к занятиям по курсу «Основы светской этики». http://wiki.iteach.ru
5. Библия жизни. Вопросы духовной нравственности.http://otvet-na-tvoi-son.ru
5. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска или проекционный экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ОРКСЭ модуль светская этика
рабочая учебная программа разработана на основе программы А Я Данилюка...
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"...
Рабочая программа по ОРКСЭ.Модуль "Светская этика"
Рабочая программа по ОРКСЭ.Модуль "Светская этика"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....