Добродетель и порок.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УРОК 7. Тема: «Добродетель и порок»
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
1. Личностные:
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
2. Метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
3. Предметные
- создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;
- уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Обсуждение выполненных домашних заданий.
-Почему знание о добре и зле важно для людей?
3. Актуализация опорных знаний.
Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
1. О чём эта притча?
2.Кто герой этой притчи?
3.К какой категории людей (хороших или плохих)) вы отнесёте этого человека? Почему?
4.Как вы понимаете последние строки притчи? («…Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!».)
После обсуждения учащиеся делают вывод, что человека оценивают по его делам.
– Как можно назвать положительные поступки человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
– А как отрицательные? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
Итог размышления: совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным, а совершая плохие поступки – порочным.
– Теперь давайте откроем учебники на с.16 и посмотрим тему нашего урока: (Слайд 4) «Добродетель и порок» (учитель сравнивает с теми вариантами, которые предложили учащиеся).
5. Изучение нового материала.
- Добродетель – это положительное нравственное свойство характера человека. Обратите внимание: это старинное слово, пришедшее из старославянского языка, является, по сути, суммой двух слов: добро детель (т.е. действие, дело, деятельность). Таким образом, добродетель – это, изначально, добрая деятельность.
Работа в тетради.
сердечный
милосердный
терпеливый
вежливый
добросердечный и др.
Работа с учебником.
- Рассмотрим иллюстрации в учебнике.
Лев Яшин и Ирина Слуцкая – спортсмены, Чулпан Хамматова – артистка, основатель благотворительного фонда, Юрий Гагарин – космонавт. Всё это примеры добродетели.
-Давайте подумаем, а есть ли у нас такие люди?
- Ребята, а что называют пороком? Найдите в тексте определение слова (с.17) и выпишите в тетрадь.
Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется пороками. Пороками можно назвать и предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое позорит его. Например, жадность, лень, лживость, хвастовство и … ( свои примеры)
жадность
лень
лживость
хвастовство и др.
Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий. Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.
Работа с учебником стр. 18-19
Прочитайте и найдите ответ на вопрос:
- Как стать добродетельным человеком? (Чтение и обсуждение)
- А кого вы бы назвали порочным?
6. Закрепление изученного материала.
Сказка про жадность.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы...
(М. Пляцковский)
- Назовите, где в сказке - добродетель, а какие здесь видны пороки?
Сказка «Семь дочерей»
«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
(В.А. Сухомлинский)
Вопросы:
- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
- Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
7. Домашнее задание:
1. Соедините качества человека, которые можно отнести к добродетельным, а какие - к порочным.
2. Запишите добродетельные качества, которыми обладают падчерицы из сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.
Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...
Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"
Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...
ОРКСЭ Добродетель и порок
Урок разработан по новому курсу ОРКСЭ. К нему прилагается презентация....
ОРКСЭ Добродетель и порок
Урок разработан по новому курсу ОРКСЭ. К нему прилагается презентация....
Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....
Презентация "Добродетели и пороки в сказках, былинах."
Этические учения о добродетелях и пороках...
Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....