Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 65.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 2 г. Благовещенска
Рассмотрено на заседании ШМО: Руководитель ШМО _____ /Г.С.Загитова/ Протокол №___________ «___» ____________ 2014г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР _____ /Р.Р.Идрисова/ «___» ____________ 2014г. | Утверждаю: Директор МОБУ ООШ №2 _____ /Зырянова О.Н./ Приказ №____________ «___» ______ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОРКиСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс, УМК «Школа России»
срок реализации данной программы: 2014-2015 учебный год
разработана на основе авторской программы А.Л.Беглова, Е.В.Саплина
составитель: Загитова Гузэль Сафуановна
Год составления программы: 2014г.
- Пояснительная записка
- Нормативная основа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Устав образовательной организации МОБУ ООШ №2 г. Благовещенска;
- Основные образовательные программы НОО МОБУ ООШ №2 г. Благовещенска;
- Примерные программы по ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» УМК «Школа России», авторы А.Л.Беглова, Е.В.Саплина – М.: Просвещение, 2011
- Учебный план образовательной организации на 2014-2015уч. год МОБУ ООШ №2 г. Благовещенска ;
- Положение о рабочей программе учителя;
- ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ А.Л.Беглова, Е.В.Саплина М.: Просвещение, 2012.
- Цели и задачи изучения учебного предмета.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
- Создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной традиции;
- Содержательно раскрыть понятие российской культурно-религиозной традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;
- Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
- Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ключевые идеи программы:
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
- Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
- Духовные традиции многонационального народа России.
- Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
- Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
- Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
- Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
- Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
- Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
- Место учебного предмета в учебном плане.
В базисном учебном плане на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа
- Общая характеристика учебного предмета.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ являетсякультурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Освоение учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется
исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с
учетом образовательных возможностей младших школьников.
- Сведения о примерной программе.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур» М.: Просвещение, 2012
- Педагогические технологии.
Преподавание всех модулей курса ОРКСЭ строится на основе принципов толерантности, уважения к различным религиозным традициям. Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской этике. Формы организации учебного процесса, содержание занятий направлено на воспитание таких качеств, как совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Приоритетной является воспитательная составляющая курса, развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса должно обеспечивать практическую направленность учебного процесса и способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Использование современных педагогических технологий является одним из факторов повышения качества начального образования, таких как:
- проектная деятельность (данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества);
- игровой (игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная);
- ИКТ (урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке)
- здоровьесберегающие (считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье);
- деятельностный метод (при эффективном использовании деятельностного метода формируются метапредметные результаты образования, заданные ФГОС НОО (организационно-рефлексивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД), развивается логическое и вариативное мышление).
- Основное содержание курса
Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. История религии в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Религия и мораль. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
- Планируемые результаты
Освоение школьниками учебного курса «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
- Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
- Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта
Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования.
Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
- Основные требования к системе оценивания.
Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом:
-установить, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
-дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,
-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,
-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,
-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Формы контроля:
- формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий;
- форма итогового контроля - защита презентации.
Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Вид контроля Входной (В), тематический (Т), итоговый (И)[1] | Примечание |
1 четверть (9 ч.) | |||||
1 | Россия – наша Родина. | ИКТ | |||
2 | Культура и религия | ||||
3 | Влияние религии на культуру. | ||||
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | ||||
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | ИКТ | |||
6 | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | ||||
7 | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Тест №1 | ||||
8 | Хранители предания в религиях мира | ||||
9 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | ||||
2 четверть (8ч.) | |||||
10 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | ||||
11 | Человек в религиозных традициях мира | ИКТ | |||
12 | Для чего нужны священные сооружения. Храмы иудаизма и христианства. | ||||
13 | Священные сооружения. Тест №2 | ИКТ | |||
14 | Искусство в религиозной культуре. | ||||
15 | Искусство в религиозной культуре иудаизма ибуддизма. | ||||
16 | Творческие работы учащихся | ||||
17 | Презентация творческих работ. | ||||
3 четверть (10ч.) | |||||
18 | История религий в России. Выбор веры. | ||||
19 | История религий в России. | ||||
20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | ИКТ | |||
21 | Религиозные ритуалы в искусстве. | ||||
22 | Паломничества и святыни. | ||||
23 | Праздники и календари иудаизма и христианства. | ||||
24 | Праздники и календари ислама и буддизма. | ||||
25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. | ИКТ | |||
26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Тест №3 | ||||
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | ||||
4 четверть (7ч.) | |||||
28 | Семья. | ||||
29 | Долг, свобода, ответственность, труд. | ИКТ | |||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | ||||
31 | Любовь и уважение к малой родине. | ||||
32 | Религии нашего края. | ИКТ | |||
33 | Подготовка творческих проектов, презентаций. | ||||
34 | Презентация творческих проектов на тему «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», и т. д. на выбор учащихся. | И |
- Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Учебный комплект:
1. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур». Рекомендован Российской академией образования и науки РФ.
М.: Просвещение, 2012
2. Электронное приложение к учебнику. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур».
Интернет-ресурсы:
- Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru;
- Государственный музей истории религии - http://www.gmir.ru;
Информационно-коммуникативные средства.
- Электронное приложение к учебнику. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур».
Технические средства обучения.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер.
- Телевизор
Учебно-практическое оборудование.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
- Список литературы
- Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!).
- Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе / К. Армстронг; пер. с англ. [К. Семенов]. - 2-е изд. - М.: Алпина нон-фикшн, 2010.
- Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари).
- Васильев Л.С. История религий: учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2008. - 791 с.
- Приложения к программе
Тесты
Тест №1 «Священные книги религий мира» к уроку 7.
- В какой стране написаны одни из древнейших текстов, которые считаются священными:
а) в Китае
б) в Индии
в) в России
- Что такое «веды»:
а) книги, рассказывающие о древних религиях
б) книги по религии
в) древнейшие священные тексты
- Слово «веды» означает:
а) «правило», «умения»
б) «вера», «религия»
в) «знание», «учение»
- Как называется буддийское священное писание?_____________________
- Трипитака — это_______________________________________________
______________________________________________________________
_____________________________________________________________
- На каком языке были записаны сведения о жизни Будды, и о том как он учил людей
а) на еврейском
б) на индийском
в) не знаю
- Из Священной книги буддизма, кто является беспечным и ленивым?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как иудеи называют Священное писание?________________________
- Кто, как считают иудеи, открыл людям истину:
а) познали сами
б) Бог
в) прорицатель
- Как называют Священное писание люди, которые преимущественно говорили на греческом языке:
а) Библией
б) Танах
в)Типитака
- Что означает «Библия»?
а) «слова»
б) «писание»
в) «книги»
- Как в современной религии называется Священное писание и иудеев, и христиан?
а) Библия
б) Танах
в)Веды
- Почему и иудеи, и христиане стали называть Священную книгу одинаково?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что включает Новый Завет?___________________________________
______________________________________________________________
- Что включает Ветхий Завет?_____________________________________________________________________________________________________________________________
- Какая книга входит в Ветхий Завет?_____________________________
- Пятикнижие (Тора)это -
а) первая часть Библии
б) пятая часть Библии
в) все части Библии
- Почему часть Библии называется Пятикнижие?___________________
- О чем рассказывается в «Бытие»?_____________________________________________________________________________________________________________________________
- О чем рассказывается в «Исходе»?_______________________________
______________________________________________________________
- Что записано в других книгах Пятикнижия?______________________________________________________________
- Что содержит третья часть Пятикнижия?______________________________________________________________
- Как называется книга Нового Завета?____________________________
- Какое слово переводится «Благая весть»?________________________
- Почему христиане считают эту книгу Нового Завета Богодуховенным?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как называли ближайших учеников Христа?________________________
- В какой книге рассказывается об их путешествиях и приключениях, в которых они проповедовали учение Христа в разных странах и частях света?________________________________________________________
- Как называют письма, которые первые ученики писали христианским общинам?______________________________________________________
- Как называется последняя книга Библии?__________________________
- От какого греческого слова произошло это слово?_______________________________________________________
- Как называется главная книга мусульман?_________________________
- Кто получил от Бога Коран?___________________________________
- В понимании мусульман Коран это_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что в переводе в арабского означает «Коран»?_____________________
- Сурами — это_________________________________________________
- Бог мусульман________________________
- Из каких книг состоит Новый Завет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему Священное писание буддистов в переводе на русский язык называется «Три корзины мудрости»?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест №2 «Священные сооружения» (к уроку № 13)
Религиозные обряды (действия, ритуалы) способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.
1.Какие сооружения верующие считают священными:
а) это постройки, в которые ходят люди
б) это сооружения, в которых верующие совершают ритуальные действия
в) это сооружения, к которых люди объединяются для каких-либо целей
2.Каково назначение священных сооружений верующих:
а) для совместного участия в ритуалах
б) для совместного проведения досугов
в) для совместного празднования значимых событий
3.Скиния — это:
а) здание у древних племен для проведения ритуальных обрядов
б) место у древних индусов для общения с Буддой
в) переносной шатер у древних еверев для молитв богам и принесения жертв богам
4.Стоунхендж - это:
а) самое крупное древнее сооружение из камней для молитв
б) самое крупное сооружение для молитв в Англии
в) собранные вместе и поставленные в определенном порядке сооружения из камней
5.Как называется знаменитое сооружение, которое построили древние иудеи в Иерусалиме?______________________________________
6.Синагоги — это
а) «дома свиданий» для совместного чтения книг
б) «дома собраний» для совместных молитв и чтение Священного писания
в) «сооружения древних иудеев для молитв
7.Различаются синагоги по своему внутреннему устройству:
а) да
б) нет
8. Сколько фитилей всегда должно быть в миноре:
а) 7
б) 8
в) 5
- Катакомбы — это
а) каменные коридоры
б) подземные гробницы
в) захоронения древних иудеев
- Как называются христианские храмы?__________________
- Алтарь — это__________________________________________________
- Иконостас — это_______________________________________________
- Иконы — это____________________________________________________
- Фрески — это___________________________________________________
- Что венчает кровлю почти всех христианских храмов?_______________
- Какое сооружение часто примыкает к храму?_______________________
- Мечеть - это____________________________________________________
- Минарет — это_______________________________________________
- Мекка — это_________________________________________________
- Ниша (михраб) — это__________________________________________
- Кто руководит молитвой в мечети?_______________________________
- Есть ли в мечети картины, скульптуры и изображения живых существ?
а) да
б) нет
- Какие условия должен соблюдать верующий мусульманин, когда заходит в мечеть для молитвы?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как был похоронен Будда?
а) забальзамирован
б) захоронен в земле
в) сожжен на погребальном костре
- Пагода — это___________________________________________________
Тест № 3 «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»
- Важный принцип всех религий:
а) ценности и сохранения человеческой жизни
б) соблюдение всех религиозных обрядов
в) отказ от общественной социальной жизни
- Как называются самые известные предписания в Ветхом завете о том, как должен жить и вести себя человек?
а) Библия
б) Десять заповедей
в) Тонах
- Кому были дарованы эти предписания Богом на горе Синай?
а) Моисею
б) Аврааму
в) Иисусу Христу
- Мусульмане считают, что основой творения, конечной его целью и высшей ценностью является___________________________.
- Пророк Мухаммад любил говорить: «Рай находится под ногами наших матерей». Тем самым он подчеркивал _________________________________________.
- Что является основой поведения человека в буддизме?
а) любовь к себе и окружающим
б) ответственность за других
в) любовь к родным и близким
- Что говорит учение буддизма о том, что должен сделать человек, чтобы достичь счастья:
а) он должен быть послушен
б) должен много молиться
в) он должен сделать счастливыми других людей
- Бодхисатв — это
а) божество
б) служитель храма
в) любой человек
- Перечисли заповеди буддистов:
1)______________________________________________________________
2)____________________________________________________________
3)____________________________________________________
4)__________________________________________________________
5)_________________________________________________________
- На что делается особый упор в буддизме?
а) необходимость сострадания всем живым существам
б) любовь и примирение
в) на молитву
- Основное нравственное правило в буддийской религии?
а) непричинение вреда не только людям, но и животным
б) непричинение вреда людям
в) непричинение вреда животным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...