Конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Честность и искренность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse_chestnost_i_iskrennost.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ
ПО ТЕМЕ «ЧЕСТНОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ»
4 КЛАСС
Об авторе | |
Фамилия, имя, отчество | Костюкова Ольга Васильевна |
Район | г. Саров |
Место работы | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» |
Должность | Учитель начальных классов |
Общие сведения | |
Модуль | Основы светской этики |
УМК | Издательство «Русское слово», 2012г., автор Студеникин М.Т. |
Тема урока | Честность и искренность |
Тип урока | Комбинированный |
Цель, задачи | В предметной области:, сформировать представление о понятиях «честность» и «искренность». В сфере личностного развития учащихся: формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле собственных поступков, так и поступков окружающих людей. В области формирвания УУД:
|
Необходимое оборудование | Учебник, тетради учащихся по предмету, мультимедийный проектор, экран, толковые словари, репродукция картины Ф.Решетникова «Опять двойка» |
Дидактическое обеспечение | Карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки с заданиями для групповой работы, тестовые задания. |
Планируемые результаты урока | |
Личностные | Обладают знаниями о нравственном содержании и смысле собственных поступков, так и поступков других людей. |
Предметные | Имеют представление о понятиях «честность», «искренность», их взаимосвязи. |
Метапредметные |
|
Формы контроля и диагностики достижения результатов | 1. Тестирование по вопросам предметного содержания урока. 2. Наблюдения за деятельностью учащихся в процессе урока. |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые им методы и приемы работы. | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1. Мотивация к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). 1.1. Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока. 1.2. Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах. | 1.1.1. Учитель приветствует детей: предлагает всем встать около парт и под музыку о дружбе выполнить импровизационные упражнения. 1.1.2. Учитель задает вопрос «Ваше настроение?» Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученные положительные эмоции помогут каждому ученику решить задачи сегодняшнего урока. | 1.1.1. Дети выполняют просьбу учителя, 1.1.2. Отвечают на вопрос, обозначая свое состояние. | Коммуникативное УУД: развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умение выражать свои чувства с помощью жестов и мимики. Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, актуализацию знаний, умений, и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемых ими самими. | Проверяет домашнее задание. Фронтальная работа по проверке домашнего задания: *задайте вопросы своему однокласснику по теме урока «Дружба»; * задайте вопросы, которые бы заставили задуматься над поступками героев (по литературному тексту); * какие пословицы о дружбе вы нашли дома. Прочитайте их, объясните значение. Индивидуальная работа (2-3 человека) по карточкам: составь пословицы и поговорки о дружбе, объясни их смысл. Проверка. Подводит итог, каким должен быть друг. | Ученики задают вопросы, обдумывают ответы, отвечают на вопросы, награждают правильно ответившего одноклассника аплодисментами. Примерные варианты: *держится, а, человек, дерево, друзьями, корнями *не, знает, без, друга, хорошего, своих, человек ошибок *цены, другу, верному, нет *по, нраву, всякий, друга, избирает, своему Один из вариантов ответов будет - честный. | Познавательное УУД: уметь объяснять смысл понятий «дружба», «друг». Регулятивное УУД: задавать вопросы по теме; оценивать правильность высказывания, выполненного задания; обобщать ответы. КоммуникативноеУУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
|
3. Выявление места и причины затруднения. Этот этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний и умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Моделирует проблемную ситуацию. - Всегда ли легко говорить правду, поступать честно? Предлагает рассмотреть репродукцию картины Ф. Решетникова «Опять двойка». Фасилитированная беседа (примерные вопросы). - Кого вы видите на репродукции? - Какое настроение у мамы, сестры, братика? - Что позволяет вам так думать? - Какое настроение у сына-школьника? - Что позволяет вам так думать? - Почему он огорчен? - Что вам позволяет так думать? - Как вы думаете, легко ли мальчику было сказать всё честно? - Что заставляет вас так думать? - Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры (по желанию). - Слова «честно», «честность», несомненно, вам, ребята, знакомы, вы их много раз слышали. -Какие словосочетания приходят вам на ум, когда вы слышите или видите перед собой слово «честность»? - Можете ли вы дать научное объяснение на вопрос: что такое честность? | 1. Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем; приводят примеры из своей жизни, когда им предстояло сделать моральный выбор; приводят словосочетания со словом «честность». | ПознавательноеУУД: воспринимать и анализировать картины художников. РегулятивноеУУД: в сотрудничестве с учителем выявлять «что я знаю», «что я не знаю», чтобы сформулировать учебную задачу. КоммуникативноеУУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации. | Предлагает учащимся сформулировать задачи урока. Корректирует вопросы, предложенные учениками. Составляется план действий: 1. Знакомство с определением «честности» по толковому словарю или с использованием Интернета. 2. Изучение текста учебника по данному вопросу. 3. Составление ответов на главные вопросы урока. | Формулируют задачи урока: узнать *с научной точки зрения, что такое «честность», * что хорошего в честности, *всегда ли надо говорить правду (задачи фиксируются на экране).
| ПознавательноеУУД: осуществлять поиск способов решения проблемы. РегулятивноеУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу Коммуникативное УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, |
5. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | 1.С помощью толкового словаря помогает найти научное определение понятия «честность». 2. Организует чтение текста учебника и литературного текста «Честный мальчик» (корейская народная сказка). | 1. Работают с толковыми словарями. Можно предложить найти нужную информацию с помощью Интернета. 2. Под руководством учителя читают текст учебника и литературный текст. | Познавательное УУД: выделять существенную информацию из различных источников. Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в соответствии с поставленными задачами. КоммуникативноеУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | 1. Задает вопросы по тексту учебника и организует обсуждение прочитанного литературного текста. 2. Предлагает разделиться ребятам на группы и составить кластер по теме «Честность». | 1.Отвечают на вопросы учителя по тексту учебника, литературному тексту. Результаты обсуждений, выводов можно фиксировать на экране. Например,
помогает добиться торжества справедливости; вызывает уважение; задаёт направление развитию человека; обеспечивает понимание со стороны окружающих. 3. Даже честный человек не всегда говорит правду. Всё зависит от конкретной ситуации. 2. Обсуждение составленных вариантов кластеров. Лучшие работы учащиеся отмечают аплодисментами. | ПознавательноеУУД: устанавливать причинно-следственные связи; понимать информацию, представленную в виде текстов, схем. РегулятивноеУУД: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; под руководством учителя использовать запись результатов решения задачи, вносить необходимые коррективы в действие; адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников. КоммуникативноеУУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность | Учитель предлагает разбиться на творческие группы по 4-5 человек. 1группа. Подобрать и записать однокоренные слова к слову честность. Объяснить их значение (с использованием толкового словаря). 2 группа. Прочитать библейские заповеди. Возлюби ближнего как самого себя. Почитай отца и мать. Не укради. Не лжесвидетельствуй (то есть говори правду). Как вы их понимаете? (связать высказывания с темой урока) 3группа Ответьте, как бы вы поступили в следующей ситуации? В 3 классе учились два товарища: Андрей и Женя. Однажды Андрей пришел к товарищу домой и увидел, что его мама больна. Андрей подумал: «Вот почему Женя стал хуже учиться, даже плохих отметок нахватал». А в это время мама Жени его спросила: «Как там учится мой сынок? Что-то беспокойно за него стало». 4группа Постарайтесь ответить на вопросы: «Справедливо ли поступил отец мальчика? Можно ли его назвать честным человеком?» Отец мальчика, укравшего у товарища велосипед, долго убеждал сына сознаться, обещая, что не накажет его. А когда мальчик признался в краже, отец тут же закричал: «Ну и выпорю же я тебя!» 5 группа Постарайтесь дать ответ на вопрос: «Что произошло плохого, если бы Сусанин был с поляками честен?» Пришли как-то поляки в русскую деревню и попросили крестьянина по фамилии Сусанин провести их на то место, где скрывался царь. Сусанин пообещал, но завёл поляков в чащу леса, откуда они выбраться не смогли. | Учащиеся работают в группах, представляют результаты своей деятельности. | Познавательное УУД: строить сообщения в устной и письменной речи; устанавливать аналогии; осуществлять сравнение, строить логические рассуждения. Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания, Коммуникативное УУД: учитывать разные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
|
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Использует для контроля знаний составленный тест по трём уровням (А, В, С) | Выполняют задания теста. | Познавательное УУД: Регулятивное УУД: работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль. Коммуникативное УУД: |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | 1. Обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли неразрешенные моменты. 2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. 3. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания | 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. 2. Оценивают своё участие в уроке. 3. Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательное УУД: Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности. Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...