Тематическое планирование Бунеев Светская этика
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочий материал по светской этике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
![]() | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»
4 класс
Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева
Пояснительная записка
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (модуль основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю 4-ого классе всего 34часа.
Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей:
Цели курса:
- Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
- Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;,
- Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали.
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
- Понимать историческую роль традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
- Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
- Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Задачи курса:
- Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
- Активизация познавательной активности школьников.
- Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
- Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
- Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Общая характеристика учебного курса
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.
Курс изучения светской этики направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.
На уроках по «Основам светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Учебно-методическое обеспечение
При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2011.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
4 класс.
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты Предметные: знать/уметь Метапредметные (УУД): регулятивные – Р, познавательные – П, коммуникативные – К, личностные - Л | Оборудование наглядность ИКТ | Форма деятельнос-ти | Домашнее задание |
1 | Знакомство с новым предметом и новым учебником. Как работать с учебником. | 1 | Комбинированный | Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: духовные ценности общества, духовные идеалы человека. Р – учиться работать по предложенному учителем плану | Презентация | Беседа Взаимообъяснение | ||
2 | Введение. Россия – наша Родина | 1 | Комбинированный урок | Знать: понятия ценность, идеал, духовность человека, душа, внутренний мир. Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: духовные ценности общества, духовные идеалы человека. Р – учиться работать по предложенному учителем плану .П – выполнение действий по алгоритму .К – выражение своих мыслей. Л – нравственно-эстетическое оценивание | Карта России Картины художников | Беседа Взаимообъяснение | 1.Ответить на вопросы (стр.9) | |
3-4 | Граница между добром и злом Различия между понятиями мораль, нравственность, этика. | 1 1 | Комбинированный урок | Знать: значение слов добро и зло, культура, мораль, нравственность, безнравственность, этика. Уметь: объяснять значение выражений: неэтичное поведение, этика человеческих отношений, безнравственный поступок, нравственная культура. Р – понимать значение добра и зла. П – извлечение необходимой информации. Л – эмоциональное переживание. К – выражение своих мыслей. | Словарь Презент ация Рассказы Мульфильм | Беседа Иртервью Составление словаря терминов и понятий | 1.Ответить на вопросы (стр.16) 2.Две игрушки (стр.19) 3.Сообщение-презентация (стр.19) | |
5 | Готовим проект: «Добрый сюрприз для доброго человека» | 1 | ||||||
6-7 | Долг и совесть Игра-викторина «Долг в жизни людей разных профессий» | 2 | Комбинированный урок | Знать: понятия долг, совесть, стыд, моральный долг. Уметь: объяснять своими словами значение выражений и различия между ними: отдать долг, исполнить долг, быть в неоплатном долгу, по долгу службы, по зову долга, есть стыд – есть и совесть, моральный долг. Р – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. П – построение логической цепи рассуждений. Л – нравственно-эстетическое оценивание. К – выражение своих мыслей. | Словарь Презентация | Взаимообъяснение Составление словаря терминов и понятий | 1.Сообщение-презентация (стр.23) 2.Пластилиновая композиция (стр.23) | |
8-9 | Честь и достоинство | 2 | Комбинированный урок | Знать: понятия честь, достоинство, дело чести, человек чести, чувство собственного достоинства. Уметь: объяснять, чем честь отличается от достоинства; объяснять смысл выражений: «Честь – сосуд, покров души, под которым душа хранится живой»; «Жизнь наша принадлежит Родине, а честь – никому!»; «Незапятнанная честь». Р – определять самостоятельно критерии оценивания. П – поиск и выделение необходимой информации. Л – нравственно-эстетическое оценивание. К – участвовать в диалоге. | Словарь Презентация | Беседа Взаимообъяснение | 1.Книжка-раскладушка (стр.29) 2.Макет (стр.29) | |
10-11 | Счастье и смысл жизни | 2 | Комбинированный урок | Знать: понятия мечты, счастье, смысл жизни. Уметь: объяснять своими словами, что такое счастье, смысл жизни. Р – планировать алгоритм выполнения заданий. П – построение логической цепи рассуждений. Л – ценить и принимать ценности. К – высказывать свою точку зрения.
| Рассказы Рисунки Мультфильм | Беседа Интервью | 1.Журнал для детей (стр33) 2.Карта фантастической страны (стр.33) | |
12-13-14 | Справедливость и милосердие | 3 | Комбинированный урок | Знать: понятия справедливость, милосердие, золотое правило нравственности. Уметь: объяснять своими словами смысл пословиц и изречений о справедливости, составлять правила поведения по типу «золотого правила нравственности». Р – оценка. П – извлечение необходимой информации. Л – личностное переживание. К – сотрудничать в совместном решении проблемы. | Словарь Презентация Рисунки Высказывания Стихи | Беседа Составление словаря терминов и понятий | 1.Книжка-комикс (стр.39) 2.Рассказ (стр.39) | |
15-16 | Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?» | 2 | Театрализованный урок | Знать: где в жизни нам пригодится правильное понимание добра и зла. Уметь: объяснять свой выбор поступков, своё отношение к ним. Р – оценка. П – построение логической цепи рассуждений. Л – нравственно-эстетическое оценивание. К – сотрудничать в совместном решении задачи. | Презентация | Драматизация Интервью | 1.Спектакль (стр.19) 2.Игра-викторина (стр.23) 3.Инсценировка.(стр.29) 4.Маленький детективный спектакль (стр.33) 5.Инсценировка-миниатюра (стр.39) | |
17-18 | Каковы истоки морали? Ценность рода и семьи | 2 | Комбинированный урок | Знать: понятия род, семья, любовь, семейные традиции. Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: семья – источник нравственности, нравственная культура человека. Р – самооценка П – построение логической цепи рассуждений. Л – нравственно-эстетическое оценивание. К – выражение своих мыслей. | Словарь Схема Стихи | Составление галереи образов Интервью Беседа | 1.Фотоальбом с подписями (стр.47) 2.Рисунок с подписью (стр.47) 3.Сочинение-размышление (стр.47) | |
19-20 21-22 23 | Образцы культуры народов Добрые сказки разных народов Добрые песни разных народов | 2 2 1 | Урок - экскурсия | Знать: чем отличаются народы друг от друга и что у них общего; общие нравственные правила разных народов России. Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: культура народа, культура народов России, духовно-нравственная культура, духовно-нравственная культура народов России. Р – саморегуляция. П – смысловое чтение. Л – нравственно-эстетическое оценивание. К – выражение своих мыслей. | Презентация Рисунки Пословицы | Составление галереи образов Беседа Интервью | 1.Сообщение-доклад (стр.53) 2.Аппликация или пластилиновый макет (стр.53) | |
24-25 | Взгляд светский и религиозный | 2 | Интегрированный урок | Знать: понятия религия, религиозная община, атеисты, светские правила. Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: нравственность верующего человека, религиозная мораль, религиозная этика, светские правила морали, светская этика. Р – целеполагание. П – смысловое чтение. Л – уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. К – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки | Словарь Презентация Рисунки Стихи | Беседа Составление словаря терминов и понятий | 1.Сообщение | |
26 | Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?» | 1 | Театрализованный урок | Знать: истоки общих правил поведения в семейных ценностях, образцах народной культуры, религиозных и светских традициях. Уметь: использовать знания о семейных ценностях, народной культуре, традициях религий и светской этики для объяснения выбора поступков, своего отношения к ним. Р – оценка. П – построение логической цепи рассуждений. Л – личностное переживание. К – сотрудничать в совместном решении задач.
| Презентация | Интервью Драматизация | 1.Фестиваль одноклассников «Добрые игры, в которые мы играем всей семьей» (стр.47) 2.Фестиваль одноклассников «Добрые песни разных народов» (стр.53) 3.Инсценировка (стр.59) | |
27-28-29 | Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе | 3 | Урок-дискуссия | Знать: зачем в школе нужны особые правила поведения. Уметь: объяснять правила действия в различных школьных ситуациях. Р – саморегуляция. П – понимать правила поведения в школе. Л – личностное переживание. К – планирование способов взаимодействия. | Таблица Рассказы | Беседа Драматизация Интервью | 1.Документ «Проект конституции нашего класса» (стр.65) | |
30-31-32 | Этикет – форма для содержания этики | 3 | Урок - ролевая игра | Знать: в чем сходство и различие слов этика и этикет; зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе. Уметь: объяснять значение высказываний об этикете, соблюдать правила этикета. Р – самостоятельное создание алгоритмов действий. П – анализ,сравнение,обобщение. Л – нравственно-эстетическое оценивание. К – выражение своих мыслей. | Высказывания Презентация Фильм | Драматизация Беседа Интервью | 1.Сообщение(стр.69) | |
33-34 | Представление проектов по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?» | 2 | Урок-практикум | Знать: особенности применения правил морали в разных школьных ситуациях Уметь: отличать этикет от этики, делать нравственный выбор поступка и объяснять его в различных школьных ситуациях. Р – оценка. П – построение логической цепи рассуждений. Л – личностное переживание. К – сотрудничать в совместном решении задач. | Презентация | Интервью Драматизация | 1.Игра «Новые ситуации 4-го класса» (стр.65) 2.Мини-спектакль (стр.69) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно- тематическое планирование по светской этике 4 класс
календарно-тематическое планирование по ОРКиСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-178939-1417356775.jpg)
Внеурочка. Календарно-тематическое планирование кружка "Этика:азбука добра"
С поступлением детей в школу появляется необходимость воспитания поведения в обществе.Основная цель курса - формирование у детейнравственных ориентиров при построениидеятельностного общения и взаимоот...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/16/picture-165645-1355671981.jpg)
Тематическое планирование. Модуль «Основы светской этики»
Тематическое планирование. Модуль «Основы светской этики»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/01/picture-364336-1388600164.jpg)
Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики"
Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики" 4 класс (34 часа)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/01/picture-364336-1388600164.jpg)
Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики"
Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики" 4 класс (34 часа)...