Рабочая программа по предмету "Основы светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Программа адаптирована для детей с ОВЗ, составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pprogramma_osnovy_svetskoy_etiki_4klass.docx | 43.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №106»
«Рассмотрено» на заседании МО _________________ Протокол №1 от 26.08.2014 | «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________________ 27.08.2014 | «Утверждаю» Директор МБОУ « СОШ № 106» _____________________________ Приказ № 01-04/55/1/1 от 29.08. 2014 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы светской этики»
для учащихся 4В класса
Составитель: Рудакова Т. А.,
учитель начальных классов
Барнаул
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс / автор-составитель М. Т. Студеникин. Москва ООО «Русское слово - учебник», 2012 , 32с. В соответствии с учебным планом школы.
Программа адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обоснование выбора программы
Курс «Основы светской этики» выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
Цели:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- нравственное развитие младших школьников;
- воспитание культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
-дать представление о нравственных ориентирах;
-воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- формирование первоначальных представлений о светской этики.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ:
-обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал;
-формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);
-формирование учебной мотивации;
-развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности;
-формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
-формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);
-коррекция индивидуальных отклонений;
-охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников;
-организация благоприятной социальной среды;
-системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Все перечисленные задачи ложатся в основу коррекционных целей, которые учитель ставит перед собой на каждом уроке.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло и др. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Технологии обучения:
- технология дифференцированного обучения - создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития;
- информационные технологии - интенсификация и оптимизация учебного процесса, обучение работе с разными источниками информации; обучение навыкам пользователя ПК; назначение основных устройств ПК; обучение умению передачи, поиска, преобразовании, хранения информации; использование информационных технологий как средства оптимизации процесса обучения (поиск информации, оформление документов – рефератов, проектов);
- здоровье сберегающие технологии;
- социальный проект - формирование ключевых компетенций, комплексных свойств личности, формирование активной, самостоятельной и инициативной гражданской позиции учащихся, вовлечение в социально-значимую деятельность, воспитание чувства ответственности за порученное дело; создание условий для перехода социально-значимого дела в социальный проект; создание условий для социального проектирования и выхода в социум.
Формы и методы обучения:
- наглядно-образные;
-работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема);
-беседа;
-организация проектной деятельности.
Общие подходы в работе с детьми с ОВЗ:
-индивидуальный подход;
-предотвращение наступления утомляемости;
-активизация познавательной деятельности;
-обогащение знаниями об окружающем мире;
-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
-проявление педагогического такта.
Основные направления коррекционной работы
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
- Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
- Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
- Коррекция и развитие речи.
- Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные виды учебной деятельности:
-осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;
-формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;
-развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания;
-формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему;
-формирование социально-коммуникативных умений: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс предмета «Основы светской этики» рассчитан на 34часа (1час в неделю).
Срок реализации программы – 2014-2015 учебный год.
Контрольно-оценочные средства | Творческие работы |
Проекты | |
Тесты |
Результаты освоения учебной программы:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формированиесемейных ценностей;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравтсвенной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Метапредметные результаты:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности. Основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Основное содержание учебного предмета.
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Поурочно - тематическое планирование по предмету
«Основы светской этики»
№ урока п/п | Наименование раздела программы (тем) уроков | Количество часов | Виды учебной деятельности |
1 | Введение в предмет | 1 | Знакомство с учебником и его структурой. Обсуждение истоков вежливых слов. Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Принятие и сохранение учебной задачи. Формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. |
2 | Россия – Родина моя | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Принятие и сохранение учебной задачи. Показывать границы РФ на карте, пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. |
3 | Россия – Родина моя | 1 | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности». Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, патриотизм, национальность, раса, славяне. |
4 | Этика и этикет | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Принятие и сохранение учебной задачи. Объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни. |
5 | Этика и этикет | 1 | Творческая работа «Составление предложений со словами культура». Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Принятие и сохранение учебной задачи. |
6 | Вежливость | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с основными определениями понятий этики. Принятие и сохранение учебной задачи. Уметь подбирать к термину новое значение, говорить, слушать, участвовать в беседе. Дискутировать |
7 | Вежливость | 1 | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными». Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность скромность. Принятие и сохранение учебной задачи. |
8 | Добро и зло | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с основными определениями понятий этики. Принятие и сохранение учебной задачи. Объяснять смысл пословиц и поговорок, соотносить понятия с определениями, текст с рисунком |
9 | Добро и зло | 1 | Самостоятельная работа: работа с пословицами. Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Принятие и сохранение учебной задачи. |
10 | Дружба и порядочность | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с основными определениями понятий этики. Принятие и сохранение учебной задачи. Находить выход из спорных ситуаций. Объяснять смысл пословиц и поговорок. |
11 | Дружба и порядочность | 1 | Самостоятельная работа: работа с пословицами. Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Принятие и сохранение учебной задачи. |
12 | Честность и искренность | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Принятие и сохранение учебной задачи. Решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации. |
13 | Честность и искренность | 1 | Самостоятельная работа: работа с пословицами. Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Принятие и сохранение учебной задачи. |
14 | Гордость и гордыня | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Принятие и сохранение учебной задачи. Раскрывать авторский замысел художественного произведения. |
15 | Гордость и гордыня | 1 | Самостоятельная работа: работа с пословицами. Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Принятие и сохранение учебной задачи. |
16 | Обычаи и обряды русского народа | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Принятие и сохранение учебной задачи. Пользоваться словарём. Составлять план для сообщения. Работать с разнообразными источниками информации. |
17 | Обычаи и обряды русского народа | 1 | Работа с пословицами. Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Принятие и сохранение учебной задачи. |
18 | Терпение и труд | 1 | Творческая работа: Обычаи и обряды русского народа. Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Принятие и сохранение учебной задачи. Давать определение понятий. Отгадывать ребусы, решать кроссворды. |
19 | Терпение и труд | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Принятие и сохранение учебной задачи. |
20 | Семья | 1 | Творческая работа: составление родословной и герба своей семьи. Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Принятие и сохранение учебной задачи. |
21 | Семья | 1 | Творческая работа: составление родословной и герба своей семьи. Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Принятие и сохранение учебной задачи. |
22 | Семейные традиции | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Принятие и сохранение учебной задачи. Обосновывать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение. |
23 | Семейные традиции | 1 | Написание мини-сочинения. Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, защита. Принятие и сохранение учебной задачи. |
24 | Сердце матери | 1 | Беседа о маме. Принятие и сохранение учебной задачи. Анализировать рассказы детей, структурировать учебный материал по предложенному плану. |
25 | Сердце матери | 1 | Творческая работа: сочинение «Моя мама – самая заботливая на свете». Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение. Принятие и сохранение учебной задачи. |
26 | Правила твоей жизни | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Принятие и сохранение учебной задачи. Определить своё поведение, обосновать поступок. |
27 | Правила твоей жизни | 1 | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Принятие и сохранение учебной задачи. |
28 | Праздники народов России | 1 | Знакомятся с различными российскими праздниками: религиозными и светскими, государственными и т. д. Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение. Принятие и сохранение учебной задачи. Пользоваться справочниками и словарями. |
29 | Праздники народов России | 1 | Знакомятся с различными российскими праздниками: религиозными и светскими, государственными и т. д. Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение. Принятие и сохранение учебной задачи. Пользоваться справочниками и словарями. |
30 | Праздники народов России | 1 | Знакомятся с различными российскими праздниками: религиозными и светскими, государственными и т. д. Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение. Принятие и сохранение учебной задачи. Пользоваться справочниками и словарями. |
31 | Защитники Отечества | 1 | Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Принятие и сохранение учебной задачи. Оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. |
32 | Защитники Отечества | 1 | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными». Подготовка сообщения о защитниках России. |
33 | Итоговое повторение | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали, повторение изученного. Повторение изученных понятий светской этики. Принятие и сохранение учебной задачи. Ответы на вопросы, соотнесение определения с понятием. |
34 | Итоговое повторение | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали, повторение изученного. Повторение изученных понятий светской этики. Принятие и сохранение учебной задачи. Ответы на вопросы, соотнесение определения с понятием. |
Литература
Литература для учащихся:
1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Литература для учителя:
1.Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.
2.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
3.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
4.Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.
5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений | Раздел, тема | Содержание изменений | Подпись | Согласовано с заместителем. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам светской этике
[[wysiwyg_imageupload::]]Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этике" модуль "Основы светской этики". Модуль «Основы светской э...
Рабочая программа по основам светской этики для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Календарно-тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам светской этики: 4 классы
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о м...
Рабочая программа по основам светской этики к учебнику Данилюк Л.А.
Рабочая программа по основам светской этики (4 класс)...
Рабочая программа по основам светской этики
Программа написана к учебнику Т.Д.Шапошниковой...
Рабочая программа ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с Федеральным государстве...
рабочая программа по ОРКСЭ (Светская Этика) для 4 класса
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса....