Рабочая программа по основам светской этики
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Программа написана к учебнику Т.Д.Шапошниковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_svetskoy_etike.docx56.04 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 37» г. Перми

______________________О.М. Иванова

приказ  по школе № 47 от 30.08.2015 г.

решение Методического Совета от 28.08.2015 г.

Рабочая программа

по светской этике для 4 класса

Составил учитель

Овчинникова Л.В

Пермь, 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования, составлена на основе авторской учебной рабочей программы " Основы светской этики" Т.Д.Шапошникова, Москва «Дрофа»2013.

При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:

- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4-5класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н.Демин, К.В.Савченко – М.: Дрофа, 2012.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [  Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.

-Основы светской этики.4 класс. Методическое пособие к учебнику А.А.Шемшурина, Н.М. Бранчуковой,  Р.Н. Дёмина « Основы светской этики» под ред. Т.Д. Шапошниковой, К.В.Савченко. М: Дрофа.2013. 

Задачи курса:

  1. Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
  2. Активизация познавательной активности школьников.
  3. Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
  4. Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
  5. Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4классов. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа  в неделю. (всего 34 часа)

Планируемые результаты результаты:

На уроках по «Основам светской этики»  должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.

В результате обучения  в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-  определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

В результате освоения данного курса школьниками  должны быть усвоены следующие смыслы:

  1. каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
  2. ни одна культура не может быть лучше другой,
  3. каждая культура обладает значимым для развития человечества  ценностным содержанием.

В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:

-Метод моральных дилемм и дискуссий

-Эвристические беседы

-Исследовательский метод

-Проектирование

-Уроки – экскурсии

-Деловые и ролевые игры

-Различные викторины и другие конкурсные события

-Использование информационно- коммуникационных технологий

Формы работы:

- коллективная

- групповая

- индивидуальная

Формы контроля:

1.Текущий

  • Устный опрос
  • Мини-тест
  • Творческая работа ( кроссворд, мини-сочинение, рисунок, доклад…)
  • Проверочная работа

2.Итоговый

  • Проектная работа

Календарно – тематическое планирование уроков в 4 классе

Модуль «Основы светской этики» - 34 часа.

I полугодие-17часов.

№ урока

Тема урока

стр учебника

Элементы содержания

Основные понятия

Деятельность учащихся

Д.З

I

Знакомство с новым предметом. 2ч.

1

Россия  - наша Родина.

4-8

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представление о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений.

Родина

государство

образ мирового дерева

родословное   древо

Рассмотреть новый учебник, работать с информацией из различных источников (текст, рисунки, условные обозначения, схемы и т.д.), прогнозировать содержание.

 

Составить родословное древо своей семьи

2

Культура. Религия.

9-16

Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Языческие верования. Религии: христианство,

ислам, буддизм, иудаизм.  Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство.

культура  

духовные ценности

религия

 язычество

Работать с новыми понятиями

( извлекать информацию из различных источников);выполнить подготовительную работу к творческому заданию.

Выполнить  с родителями творческое задание

(по  выбору)

- Религиозные праздники в современной    жизни.

- Религия и развитие письменности

- Религиозные сюжеты в живописи.

- Религии на карте мира.

II

Знакомство с основами этики. 2ч.

3

Диалог о филосо-

фии и этике. Что такое светская этика?

18-23

Этика как часть философии. Значение слова "философия" Философские  рассказы, их идейно-художественные особенности.

философия

этика

философ мыслитель

вечные вопросы человечества

учителя человечества

Определять признаки философского рассказа. Знакомиться с философским рассказом В. Тарасова " Хорошо быть...", анализировать произведение с опорой на текст.

4

Продолже

ние  диалога об этике.

Мораль и нравствен-ность

24-28

Аристотель. Происхождение слова"этика".

Добродетели- лучшие качества человека.

Цицерон. Происхождение слова "мораль". Предмет этики.

этика

добродетель.

Работать с новыми понятиями

( извлекать информации из различных источников);

анализировать жизненные ситуаций, выборать  нравственные формы поведения

II

Этические учения о добродетелях.4ч.

5

Что такое добро-детель?

30-32

Определение добродетели по Аристотелю.

В.А.Сухомлинский "Обыкновенный человек".

добродетель

порок

Работать с новыми понятиями

( извлекать  информацию из различных   источников);читать рассказ  В.А Сухомлинского

" Обыкновенный человек", формулировать  главную мысль рассказа.

Подготовить послови-

цы о добре и зле.

6

Учение Аристотеля о добродете-

лях.

33-35

Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях .Добродетели ума и добродетели характера .Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость- главная добродетель в совместной жизни людей.

Добродетели ума

Добродетели характера

Самостоятельно работать с текстом, выделять ключевые слова; анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения.

К.А.Гельвецкий и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага.(прочитать)

7

Нравствен

ные качества

36-39

Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость Рассказ об отзывчивости

( рассказ на Параолимпийских играх).Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость.. Высказывание мыслителей и философов о честности.

Фрагмент из повести Н.Н.Носова. Витя Малеев в школе и дома.

отзывчивость

честность

параолимпий-

ские игры

Работать с новыми понятиями

( извлекать информацию из различных   источников);

читать тексты нравственного и дидактического характера, интепритировать информацию, полученную из дидактического текста, проецировать её на собственный опыт.

Написать сочинение  "Как проявляется честность в нашей повседневной жизни."

8

Терпение и терпимость.

40-44

 Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление этого качества в повседневной жизни. Древнеиндийская притча»» Прости людей».Восточная притча

« О гвоздях».

терпение

терпимость

тактичность

Работать с новыми понятиями

( извлекать информацию из различных   источников);

читать тексты нравственного и дидактического характера, интепритировать информацию, полученную из дидактического текста, проецировать её на собственный опыт.

Повторить определения понятий по разделу.

IV

Этика о нравственном выборе.6ч.

9

  Не совсем обычный урок .Суд над Сократом.

46-49

Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде Смерть Сократа.

достойная жизнь.

гражданин

демократия.

убеждения

Читать  тексты нравственного и дидактического характера, устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей.

Найти дополнительную информацию о Сократе

10

Убеждения

50-52

Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений.

Д.С.Лихачёв о цели жизни, достойной человека . Притча

" Зачем нужен ты сам?"

цель жизни

Объяснить смысл следующего изречения : « Каков человек внутри себя, так он и судит обо всём внешнем»(написать в тетради).

11

Нравствен ный выбор.

53-56

Трудности в отношениях между людьми.  Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние  убеждений на нравственный выбор. В.А.Сухомлинский об убеждениях.

нравственный выбор

Читать тексты нравственного характера,  анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлятьих с этическими нормами.

Найти примеры из жизни

12

Совесть. Долг.

57-60

 Совесть и её роль в жизни. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В.А.Сухомлинский о совести. Долг и совесть. Стыд. Ю.Г.Карпичинкова « Бабушка-медведица и внучка».

совесть

стыд

долг

Работать с новыми понятиями

( извлекать информацию из различных   источников); читать тексты нравственного характера, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с этическими нормами.

А.де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»,прочитать,

подготовить вопросы по сказке.

13

Ответственность.

61-65

Ответственность. Высказывание  Ф.М.Достоевского об ответственности. Басня об Экзопе и камне. Философская сказка А.де Сент-Экзюпери « Маленький принц».Фрагмент сказки – разговор маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, своих близких, страну, кружающий мир.

ответственность

Самостоятельно работать с текстом нравственного характера, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставляют их с этическими нормами.

Найти примеры из жизни.

14

Этика о воспитании самого себя.

66-68

Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.

самосовершенствование

Знакомиться с текстами нравственного и дидактического характера, устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей

.Написать памятку как воспитать самого себя.

V

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.3ч.

15

Справедли-

вость.

70-73

Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития.Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.

всеобщая любовь

Самостоятельно работать с текстом, выделять ключевые слова; отвечать на вопросы по тексту.

Подготовить сообщение о Конфуции.

16

Государство.основанное на справедливости.

74-78

Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьёй. Правила управления государством.

« Беседы и суждения» Конфуция. Философская школа Конфуция.

самообразова-ние

идеальный правитель

ли

благородство

дао

Читать текст с комментированием, выделять ключевые слова , составлять модель .

Подготовить устные выступления по темам:

История российского герба;

История российского флага;

История российского гимна;

Государственные праздники

17

Государство.Светская этика.

79-84

Россия-государство,в котором мы живём. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Права и обязанности граждан Государственные праздники.

государство

Конституция

гражданин

закон

светская этика

государствен-

ные праздники

Выступать с устным рассказом по теме, отвечать на вопросы.

Часть 2.

VI

.

Нравственный закон человеческой жизни.4ч

18.

Нравственный закон. Десять заповедей.

86-89

Нравственный закон. Моисей- законодатель.

Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора - священная книга иудаизма.

нравственный закон

заповеди

иудаизм

тора

Работать с разными источниками информации, составлять таблицу.

Проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этики.

Заполнить таблицу.

Подготовить сообщение о Библии.

19

Заповеди любви.

90-93

Христианство. Заповеди об отношениях человека к Богу , другим людям и самому себе.  Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как основа человеческих взаимоотношений.

Библия- священная книга христианства.

христианство

любовь

Библия

Работать с текстом, выделять ключевые слова, анализировать ,выделять главную мысль. Проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этики.

Оформить заповеди на листе А4.

20

Любовь- основа жизни.

94-97

Любовь в жизни человека. В.С.Шишкова

« Шерстяное тепло».Любовь в семье. Китайская притча. «Ладная семья».

любовь

семья

взаимоотношения

Знакомиться с текстами нравственного характера, устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей. Составлять рисунок-конспект " Любовь- основа жизни"

Доделать рисунок - конспект " Любовь- основа жизни".

21

Прощение.

98-100

Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречение философов и мудрецов о прощении.

прощение

грех

Работать с информацией из различных источников.

Записать в тетрадь высказывание о прощении. Объяснить почему его именно выбрали.

VII

Этика об отношении людей друг к другу.5ч.

22

Древнегреческие мыслители о дружбе.

102-105

Дружба в системе этических ценностей.

Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анархсисе.

Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность- основа дружбы.

дружба

Читать тексты нравственного содержания, анализировать, выделять главную мысль, устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей, строить связные высказывания.

Мини-сочинение "Готовы ли вы сделать ради друга то же самое, что сделали ли ради себя".

23

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

106-110

Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике.

Ислам. Пророк Муххамед об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских взаимоотношений.

Христианство об основах человеческих взаимоотношений.

Иудаизм  об основах человеческих  взаимоотношений.

Буддизм. Этика буддизма.

взаимоотношения

ислам

Коран

буддизм

Работать с разными источниками информации, выделять ключевые слова, составлять таблицу, проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этики.

Подготовить рассказ о традициях в семье, связанные с гостеприимством.(рассмот-реть семьи разных религиозных культур).

24

Мысли и поступки. Слова и речь.

111-115

Речь человека  как отражение его внутреннего  мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Поступок как результат мысли Л.Н. Толстой о мыслях и поступках. В.А. Сухомлинский « Мальчик и Колокольчики Ландышей».

речь

мысли

поступки

Знакомиться с текстами нравственного и дидактического характера, устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей.

В.А.Солоухин «Слово о словах» ,  выучить наизусть.

25

Милосердие

116-120

Милосердие в жизни человеческого общества.

И.С. Тургенев

«Нищий». Благотворитель-ность. Традиции благотворитель-ности в различных религиозных культурах .Место благотворитель-ности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской культуре. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание-принципы буд-

дийской религии.

милосердие

благотворительность

Знакомиться с текстами нравственного и дидактического характера, устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей.

Принять участие в благотворительных акциях, которые проходят

в школе. Подготовить свои предложения.

26

Золотое правило нравствен-ности

121-124

Взаимотношение людей в современном мире. « Золотое правило нравственности»- нравственный закон. Формулировка

« золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях.

В.А. Сухомлинский « Притча о пахаре и кроте»

Золотое правило нравственности

Знакомиться с текстами нравственного и дидактического характера, устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей.

Сочинение-миниатюра

« Как я хочу, чтобы люди относились ко мне».

VIII

Как сегодня жить по нравственным законам.8ч.

27

Нравственные законы в современ-

ном мире

126-129

Нравственные законы в прошлом и в современном мире.Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся.Все-мирный Красный Крест. Л.М.Рошаль. Мать Тереза и Орден Милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в современной жизни.

милосердие

бескорыстие

Работать с разными источниками информации, анализировать прочитанное, выделять главное, строить связные высказывания.

Сообщение

«Нобелевская премия мира».

Подготовить рассказ о милосердных людях.

28

Альберт Швейцер

130-134

Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность.Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность в мире. Высказывания А.Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка.

человеколюбие

Работать с разными источниками информации, анализировать прочитанное, выделять главное, строить связные высказывания.

Работа над проектами.

29

Этическое учение Л.Н.Толсто-

го

135-138

Л.Н.Толстой- выдающийся русский писатель, мысли-

тель и педагог. Л.Н.Толстой  о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении Л.Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость совершенствования для преображения окружающего мира.

Самовоспитание

Работать с разными источниками информации, анализировать прочитанное, выделять главное, строить связные высказыванияРаботать с разными источниками информации, анализировать прочитанное, выделять главное, строить связные высказывания.

Работа над проектами

30

Не совсем обычный урок « Идти дорогою добра».

139-143

Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность, любовь и дружба. Фрагмент из произведения Д.С. Лихачёва « Письма о добром и прекрасном».

31-32

Защита проектных работ.

« Моё отношение к людям».

« Моё отношение к России».

« С чего начинается Родина».

«Герои России».

«Вклад моей семьи в благополучие и процветания Отечества» (труд, ратный подвиг, творчество и т.д).

« Мой дедушка -защитник Родины».

«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»( народное творчество, стихи,  песни, кухня народов России и.д).

Презентация творческих проектов на выбранные темы.

33-34

Экскурсия по храмам.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ( в том числе дополнительная литература)

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н.Демин, К.В.Савченко – М.: Дрофа, 2012.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [  Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.

-Основы светской этики.4 класс. Методическое пособие к учебнику А.А.Шемшурина, Н.М. Бранчуковой,  Р.Н. Дёмина « Основы светской этики» под ред. Т.Д. Шапошниковой, К.В.Савченко. М: Дрофа.2013. 

Электронное приложение к учебнику А.А.Шемшурина, Н.М.Брунчуковой, Р.Н.Демина

« Основы светской этики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам светской этике

[[wysiwyg_imageupload::]]Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этике"  модуль "Основы светской этики".      Модуль «Основы  светской э...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам светской этики: 4 классы

    Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о м...

материалы к рабочим тетрадям по основам светской этики

данные задания помогут разнообразить работу учителя на уроке...

Рабочая программа по основам светской этики к учебнику Данилюк Л.А.

Рабочая программа по основам светской этики (4 класс)...

Рабочая программа по основам светской этики 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур  и светской этики» для 4 класса соста...