Рабочая программа по основам светской этики
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Программа написана к учебнику Т.Д.Шапошниковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_svetskoy_etike.docx | 56.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ № 37» г. Перми
______________________О.М. Иванова
приказ по школе № 47 от 30.08.2015 г.
решение Методического Совета от 28.08.2015 г.
Рабочая программа
по светской этике для 4 класса
Составил учитель
Овчинникова Л.В
Пермь, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования, составлена на основе авторской учебной рабочей программы " Основы светской этики" Т.Д.Шапошникова, Москва «Дрофа»2013.
При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4-5класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н.Демин, К.В.Савченко – М.: Дрофа, 2012.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
-Основы светской этики.4 класс. Методическое пособие к учебнику А.А.Шемшурина, Н.М. Бранчуковой, Р.Н. Дёмина « Основы светской этики» под ред. Т.Д. Шапошниковой, К.В.Савченко. М: Дрофа.2013.
Задачи курса:
- Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
- Активизация познавательной активности школьников.
- Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
- Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
- Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4классов. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю. (всего 34 часа)
Планируемые результаты результаты:
На уроках по «Основам светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
- каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
- ни одна культура не может быть лучше другой,
- каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Формы контроля:
1.Текущий
- Устный опрос
- Мини-тест
- Творческая работа ( кроссворд, мини-сочинение, рисунок, доклад…)
- Проверочная работа
2.Итоговый
- Проектная работа
Календарно – тематическое планирование уроков в 4 классе
Модуль «Основы светской этики» - 34 часа.
I полугодие-17часов.
№ урока | Тема урока | стр учебника | Элементы содержания | Основные понятия | Деятельность учащихся | Д.З | |
I | Знакомство с новым предметом. 2ч. | ||||||
1 | Россия - наша Родина. | 4-8 | Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представление о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. | Родина государство образ мирового дерева родословное древо | Рассмотреть новый учебник, работать с информацией из различных источников (текст, рисунки, условные обозначения, схемы и т.д.), прогнозировать содержание.
| Составить родословное древо своей семьи | |
2 | Культура. Религия. | 9-16 | Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Языческие верования. Религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. | культура духовные ценности религия язычество | Работать с новыми понятиями ( извлекать информацию из различных источников);выполнить подготовительную работу к творческому заданию. | Выполнить с родителями творческое задание (по выбору) - Религиозные праздники в современной жизни. - Религия и развитие письменности - Религиозные сюжеты в живописи. - Религии на карте мира. | |
II | Знакомство с основами этики. 2ч. | ||||||
3 | Диалог о филосо- фии и этике. Что такое светская этика? | 18-23 | Этика как часть философии. Значение слова "философия" Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. | философия этика философ мыслитель вечные вопросы человечества учителя человечества | Определять признаки философского рассказа. Знакомиться с философским рассказом В. Тарасова " Хорошо быть...", анализировать произведение с опорой на текст. | ||
4 | Продолже ние диалога об этике. Мораль и нравствен-ность | 24-28 | Аристотель. Происхождение слова"этика". Добродетели- лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова "мораль". Предмет этики. | этика добродетель. | Работать с новыми понятиями ( извлекать информации из различных источников); анализировать жизненные ситуаций, выборать нравственные формы поведения | ||
II | Этические учения о добродетелях.4ч. | ||||||
5 | Что такое добро-детель? | 30-32 | Определение добродетели по Аристотелю. В.А.Сухомлинский "Обыкновенный человек". | добродетель порок | Работать с новыми понятиями ( извлекать информацию из различных источников);читать рассказ В.А Сухомлинского " Обыкновенный человек", формулировать главную мысль рассказа. | Подготовить послови- цы о добре и зле. | |
6 | Учение Аристотеля о добродете- лях. | 33-35 | Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях .Добродетели ума и добродетели характера .Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость- главная добродетель в совместной жизни людей. | Добродетели ума Добродетели характера | Самостоятельно работать с текстом, выделять ключевые слова; анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения. | К.А.Гельвецкий и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага.(прочитать) | |
7 | Нравствен ные качества | 36-39 | Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость Рассказ об отзывчивости ( рассказ на Параолимпийских играх).Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость.. Высказывание мыслителей и философов о честности. Фрагмент из повести Н.Н.Носова. Витя Малеев в школе и дома. | отзывчивость честность параолимпий- ские игры | Работать с новыми понятиями ( извлекать информацию из различных источников); читать тексты нравственного и дидактического характера, интепритировать информацию, полученную из дидактического текста, проецировать её на собственный опыт. | Написать сочинение "Как проявляется честность в нашей повседневной жизни." | |
8 | Терпение и терпимость. | 40-44 | Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление этого качества в повседневной жизни. Древнеиндийская притча»» Прости людей».Восточная притча « О гвоздях». | терпение терпимость тактичность | Работать с новыми понятиями ( извлекать информацию из различных источников); читать тексты нравственного и дидактического характера, интепритировать информацию, полученную из дидактического текста, проецировать её на собственный опыт. | Повторить определения понятий по разделу. | |
IV | Этика о нравственном выборе.6ч. | ||||||
9 | Не совсем обычный урок .Суд над Сократом. | 46-49 | Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде Смерть Сократа. | достойная жизнь. гражданин демократия. убеждения | Читать тексты нравственного и дидактического характера, устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей. | Найти дополнительную информацию о Сократе | |
10 | Убеждения | 50-52 | Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д.С.Лихачёв о цели жизни, достойной человека . Притча " Зачем нужен ты сам?" | цель жизни | Объяснить смысл следующего изречения : « Каков человек внутри себя, так он и судит обо всём внешнем»(написать в тетради). | ||
11 | Нравствен ный выбор. | 53-56 | Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В.А.Сухомлинский об убеждениях. | нравственный выбор | Читать тексты нравственного характера, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлятьих с этическими нормами. | Найти примеры из жизни | |
12 | Совесть. Долг. | 57-60 | Совесть и её роль в жизни. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В.А.Сухомлинский о совести. Долг и совесть. Стыд. Ю.Г.Карпичинкова « Бабушка-медведица и внучка». | совесть стыд долг | Работать с новыми понятиями ( извлекать информацию из различных источников); читать тексты нравственного характера, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с этическими нормами. | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,прочитать, подготовить вопросы по сказке. | |
13 | Ответственность. | 61-65 | Ответственность. Высказывание Ф.М.Достоевского об ответственности. Басня об Экзопе и камне. Философская сказка А.де Сент-Экзюпери « Маленький принц».Фрагмент сказки – разговор маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, своих близких, страну, кружающий мир. | ответственность | Самостоятельно работать с текстом нравственного характера, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставляют их с этическими нормами. | Найти примеры из жизни. | |
14 | Этика о воспитании самого себя. | 66-68 | Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание. | самосовершенствование | Знакомиться с текстами нравственного и дидактического характера, устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей | .Написать памятку как воспитать самого себя. | |
V | Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.3ч. | ||||||
15 | Справедли- вость. | 70-73 | Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития.Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. | всеобщая любовь | Самостоятельно работать с текстом, выделять ключевые слова; отвечать на вопросы по тексту. | Подготовить сообщение о Конфуции. | |
16 | Государство.основанное на справедливости. | 74-78 | Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьёй. Правила управления государством. « Беседы и суждения» Конфуция. Философская школа Конфуция. | самообразова-ние идеальный правитель ли благородство дао | Читать текст с комментированием, выделять ключевые слова , составлять модель . | Подготовить устные выступления по темам: История российского герба; История российского флага; История российского гимна; Государственные праздники | |
17 | Государство.Светская этика. | 79-84 | Россия-государство,в котором мы живём. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Права и обязанности граждан Государственные праздники. | государство Конституция гражданин закон светская этика государствен- ные праздники | Выступать с устным рассказом по теме, отвечать на вопросы. |
Часть 2.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ( в том числе дополнительная литература)
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н.Демин, К.В.Савченко – М.: Дрофа, 2012.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
-Основы светской этики.4 класс. Методическое пособие к учебнику А.А.Шемшурина, Н.М. Бранчуковой, Р.Н. Дёмина « Основы светской этики» под ред. Т.Д. Шапошниковой, К.В.Савченко. М: Дрофа.2013.
Электронное приложение к учебнику А.А.Шемшурина, Н.М.Брунчуковой, Р.Н.Демина
« Основы светской этики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам светской этике
[[wysiwyg_imageupload::]]Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этике" модуль "Основы светской этики". Модуль «Основы светской э...
Рабочая программа по основам светской этики для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Календарно-тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам светской этики: 4 классы
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о м...
материалы к рабочим тетрадям по основам светской этики
данные задания помогут разнообразить работу учителя на уроке...
Рабочая программа по основам светской этики к учебнику Данилюк Л.А.
Рабочая программа по основам светской этики (4 класс)...
рабочая тетрадь по основам светской этике и религиозных культур 4 класс .Модуль "Основы светской Этики"
можно распечатать и использовать в своей работе или для учащихся...
Рабочая программа по основам светской этики 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса соста...