№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание(Планируемые результаты) |
1. | Организационный Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. |
-Добрый день, ребята! Посмотрите, все ли у вас есть для урока. Выйдите, пожалуйста, к доске. Улыбнитесь друг другу, образуйте круг. Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте ему свое хорошее настроение, почувствуйте его тепло. -Что символизирует наш круг? (солнце) Слайд2 -Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. Садитесь.
|
Берутся за руки
| Эмоциональный настрой |
2. | Постановка учебной задачи Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. | Создание проблемной ситуации. В мире нет её роднее, Справедливей и добрее. Я скажу, друзья вам прямо — Лучше всех на свете…(мама) Слайд 3 -Закройте глаза. Представьте маму такой, какой она была , когда вы были совсем маленьким ребенком. Вы прижались к ней, она вас обняла. Что вы почувствовали? Откройте глаза. У вас на столе незаконченная фраза, продлите одним словом. Прижавшись к маме, я почувствовала… (Предполагаемые ответы: тепло, ласку, любовь, покой, защиту). - Каким одним словом(понятием) можно объединить эти слова? (ДОБРО) - Посмотрите на следующий слайд. Что это? (война) Слайд 4 - Что вы чувствуете, когда произносите это слово? (Предполагаемые ответы: страх, ужас, смерть, темноту) - Назовите одним словом. (ЗЛО) - Назовите тему урока. Слайд 5 -Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? (Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…) |
Слушают, отвечают на вопросы
Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания | Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к изучению предмета Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. | Актуализация знаний Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания
| - Ребята, а зачем нам это знать? -Можно ли за 45 минут научиться быть добрым, творить добро? - Сколько времени понадобиться для этого? - Правильно, всю жизнь. Я сейчас вспомнила пословицу «Жизнь дана на добрые дела». Спешите делать добро, и оно к вам вернется. Слайд 6 - А как вы думаете, что такое добро? - А что такое зло? - Можно ли сразу разобраться в этих вопросах? - Вы хотите в этом разобраться? - Послушайте притчу «Помни добро и забывай зло» Слайд 7 Как-то 2 друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжили путь и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул. Друг его спас. Когда он пришел в себя, написал на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощечину и который спас ему жизнь спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.» -Подумайте, о чем эта притча? Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро? -Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? -А вы хотите в этом разобраться? (выслушиваю ответы) - На этот вопрос однозначно ответить сложно. Разрешить этот вопрос помогут нам весы. На одну чашу весов мы будем класть зло. Это будут черные фишки. А на другую – добро. Это будут белые фишки. Но прежде, чем поработать с весами, выясним, что такое добро и зло |
Размышляют
| Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
|
4. | Работа по теме Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы | Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (словарь, учебник стр.12-13 ) - Вы распределены на группы. У каждой группы на партах вопросы. 1 группа: -что такое добро? -какие добрые поступки, дела вы совершили в своей жизни? - примеры из литературы. 2 группа: -что такое зло? -каким себе представляете злого человека? -примеры из литературы.
| Работа в группах
| Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование - усвоение понятий «добро» и «зло»
Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
|
5. | Физминутка Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Звучит песня «Дорогою добра». Слайд 8-16 | Выполняют гимнастику |
|
6.
6. | Первичное закрепление Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Итоги урока Цель: выяснение достигнутых результатов
|
Проверка полученных результатов.
От каждой группы выступает ученик. Начинает группа, которая готовила сообщения о зле. - Какие поступки и качества вы можете назвать злом? (Называем и кладем фишки на весы) - Что узнали о добре? (выступление 2 группы) - Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте называть добрые поступки, и по капельке положим их на чашу весов. - Что же у нас получилось? Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.
- Вот видите, как можно победить зло. - В ваших это силах? От чего это зависит?
- Только от человека зависит, что он вырастит в своей душе добро или зло. Слайд 17 - А зло можно причинить только действиями? (Нет. Словами, мыслями). - А по отношению к кому мы еще проявляем добро или зло? ( К животным) Как? Слайд 18 - Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока? - Что вы узнали? Что поняли? Слайд 19
- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит много тысячелетий добро и зло существуют на земле. Но если мы с вами будем бороться со злом, то его станет меньше. Путь к доброте очень нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научится быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. -Вы готовы к этому? -Я предлагаю сделать одно доброе дело всем вместе. У меня на столе фигуры(дом, человечки, солнце, дерево, собака) Выйдите к доске. Наклейте фигуры на доску. -Что у нас получилось? (Картина добра, мира, покоя, семьи) -Вот в таком мире мы должны с вами жить. Слайд 20
|
Дети приводят примеры.
Высказывают предположения
Слушают, отвечают на вопрос | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение
|
6. | Домашнее задание Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание | Предлагает дифференцированное задание Слайд 21 - Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению. - Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом. Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле. Или: Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно». | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей |
|
7. | Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: Создание условий для рефлексии | - Сегодня я узнал(а). Слайд 22
- Я понял(а)…
- Я почувствовал(а)…
- Я научился(ась)…
- Было интересно…
- Мне захотелось…
- Урок дал мне…
Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Хочу закончить наш разговор словами древнегреческого философа Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми» Слайд 23 -Спасибо за урок.
| Ответы учащихся.
| Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |