Урок №5 по ОРКСЭ по теме "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Шарахова Оксана Валерьевна

Данный урок соответствует ФГОС. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по ОРКСЭ Добро и зло27.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Технологическая карта урока

Учитель: Шарахова Оксана Валерьевна

Класс: 4

Модуль: «Основы светской этики»

Тема учебного занятия: Добро и зло.

Место урока в изучаемой теме: 5 урок

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Тип: Усвоение новых знаний

Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.

 Задачи урока:

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Продуктивное чтение.

- Ситуативное обучение.

- Здоровьесберегающие

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями.

Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.

Планируемые результаты:

Предметные: высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Совершенствования понятий добра и зла.

Метапредметные:

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание(Планируемые результаты)

1.

Организационный

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

-Добрый день, ребята! Посмотрите, все ли у вас есть для урока. Выйдите, пожалуйста, к доске. Улыбнитесь друг другу, образуйте круг. Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте ему свое  хорошее настроение, почувствуйте его тепло.

-Что символизирует наш круг? (солнце) Слайд2

-Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. Садитесь.

Берутся за руки

Эмоциональный настрой

2.

Постановка учебной задачи

 Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Создание проблемной ситуации.

 В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо —
Лучше всех на свете…(мама)  Слайд 3

-Закройте глаза. Представьте маму такой, какой она была , когда вы были совсем маленьким ребенком. Вы прижались к ней, она вас обняла.

Что вы почувствовали?  Откройте глаза. У вас на столе незаконченная фраза, продлите одним словом.

Прижавшись к маме, я почувствовала…

(Предполагаемые ответы: тепло, ласку, любовь, покой, защиту).

- Каким одним словом(понятием) можно объединить эти слова? (ДОБРО)

- Посмотрите на следующий слайд. Что это? (война)

Слайд 4

- Что вы чувствуете, когда произносите это слово?

(Предполагаемые ответы: страх, ужас, смерть, темноту)

- Назовите одним словом. (ЗЛО)

- Назовите тему урока. Слайд 5

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

(Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…)

Слушают, отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация знаний

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

- Ребята, а зачем нам это знать?

-Можно ли за 45 минут научиться быть добрым, творить добро?

- Сколько времени понадобиться для этого?

- Правильно, всю жизнь. Я сейчас вспомнила пословицу «Жизнь дана на добрые дела». Спешите делать добро,  и оно к вам вернется.  Слайд 6

- А как вы думаете, что такое добро?

- А что такое зло?

- Можно ли сразу разобраться в этих вопросах?

- Вы хотите в этом разобраться?

- Послушайте притчу «Помни добро и забывай зло»

Слайд 7

Как-то 2 друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».

Они продолжили путь и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул. Друг его спас. Когда он пришел в себя, написал на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощечину и который спас ему жизнь спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.»

-Подумайте, о чем эта притча?

Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

-А вы хотите в этом разобраться? (выслушиваю ответы)

- На этот вопрос однозначно ответить сложно. Разрешить этот вопрос помогут нам весы. На одну чашу весов мы будем класть зло. Это будут черные фишки. А на другую – добро. Это будут белые фишки.

Но прежде, чем поработать с весами, выясним,  что такое добро и зло

Размышляют

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

4.

Работа по теме

Цель:  Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (словарь, учебник стр.12-13 )

- Вы распределены на группы. У каждой группы на партах вопросы.

1 группа:

-что такое добро?

-какие добрые поступки, дела вы совершили в своей жизни?

- примеры из литературы.

2 группа:

-что такое зло?

-каким себе представляете злого человека?

-примеры из литературы.


Работа в группах

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- усвоение понятий «добро» и «зло»

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

Физминутка

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Звучит песня «Дорогою добра». Слайд 8-16

Выполняют гимнастику

6.

6.

Первичное закрепление

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Итоги урока

Цель: выяснение достигнутых результатов

Проверка полученных результатов.

От каждой группы выступает  ученик.  Начинает группа, которая готовила сообщения о зле.

- Какие поступки и качества вы можете назвать злом?

(Называем  и кладем фишки на весы)

- Что узнали о добре? (выступление 2 группы)

- Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте называть добрые поступки, и по капельке положим их на чашу весов.

- Что же у нас получилось?

 Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

- Вот видите, как можно победить зло.

- В ваших это силах? От чего это зависит?

- Только от человека зависит, что он вырастит в своей душе добро или зло. Слайд 17

- А зло можно причинить только действиями?  (Нет. Словами,  мыслями).

- А по отношению к кому мы еще  проявляем  добро или зло? ( К животным) Как?  Слайд 18

- Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?  

- Что вы узнали? Что поняли?  Слайд 19

- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира.

Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит много тысячелетий добро и зло существуют на земле. Но если мы с вами будем бороться со злом, то его станет меньше.  

Путь к доброте очень нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научится быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

-Вы готовы к этому?

-Я предлагаю сделать одно доброе дело всем вместе. У меня на столе фигуры(дом, человечки, солнце, дерево, собака) Выйдите к доске. Наклейте фигуры на доску.

-Что у нас получилось? (Картина добра, мира, покоя, семьи)

-Вот в таком мире мы должны с вами жить.  Слайд 20

Дети приводят примеры.

Высказывают предположения

Слушают, отвечают на вопрос

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

6.

Домашнее задание

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание   Слайд 21

- Можно выбрать одно или два задания,  по вашему усмотрению.

- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

Или: Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: Создание условий для рефлексии

  1. Сегодня я узнал(а).   Слайд 22
  2. Я понял(а)…
  3. Я почувствовал(а)…
  4. Я научился(ась)…
  5. Было интересно…
  6. Мне захотелось…
  7. Урок дал мне…

Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Хочу закончить наш разговор словами древнегреческого философа Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми»   Слайд 23

-Спасибо за урок.

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"

Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ Тема урока: «Семья»

Показать значение семьи в жизни каждого гражданина. Раскрыть понятие «семья», «члены семьи». Выявить  особенности семьи, обратить  внимание на характерные особенности этого института ...

Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс

Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...

Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»

Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности.      ...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ Тема урока: Милосердие

Цель: формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека...