Употребление разделительного ъ и ь в церковнославянском и современном русском языках
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Материал может использоваться как дополнительный к урокам русского языка, к урокам основы православной культуры.
Для чтения материала на церковнославянском языке необходимо установить шрифт Akafist.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_razdelitelnogo_i_.rar | 59.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок может использоваться как дополнительный материал к урокам русского языка, к урокам основы православной культуры.
Для чтения материала на церковнославянском языке необходимо установить шрифт Akafist.
Тема урока:
Употребление разделительного ъ и ь
в церковнославянском и современном русском языках.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об использовании ъ и ь в историческом аспекте.
Образовательные задачи:
- обеспечить усвоение теоретических правил и практических навыков употребления ъ и ь в русском языке, используя новые знания о роли и назначении ъ и ь в церковнославянском языке,
- формировать умение слышать слова с ъ и ь, грамотно записывать слова с ъ и ь, различать слова с ъ и ь;
- закрепить умение правописания слов с парными согласными в слабой позиции и подбора к ним проверочных слов;
- продолжить формирование общешкольных умений и навыков: планирования ответа, умения читать слова орфографически, навыка самоконтроля.
Воспитательные задачи:
- в ходе урока содействовать формированию мировоззренческой идеи: влияние появления письменности на Руси на развитие духовно-нравственной культуры и рост образования,
- на примере церковнославянских текстов воспитывать любовь и уважение к ближним, доброту и милосердие к окружающим;
- воспитывать ценностное отношение к церковнославянскому языку, как к прародителю современного русского языка;
- содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере выразительного чтения стихотворения; исполнения песни «Рождество»; оформления класса образцами росписи орнаментов из древних книг;
- содействовать физическому воспитанию школьников, учесть профилактику их утомляемости: в процессе урока использовать смену деятельности учащихся, физкультминутки (с использованием элементов азбуки), приемы повышения работоспособности – поощрительные слова, восьмиконечные звездочки за каждый правильный ответ, позитивный психологический настрой.
Развивающий аспект цели:
- развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;
- развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации;
- развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности;
- развивать познавательный интерес школьников, используя на уроке элементы новизны знаний, связи их с жизнью.
Материалы: учебные плакаты с буквами современного русского и церковнославянского языков, иллюстративный материал с церковнославянской росписью, учебный видеофильм о появлении письменности на Руси «Глаголь Добро», книга-альбом «Кирилл и Мефодий».
I. Организационный момент.
На партах учеников тетради по русскому языку с записанным числом, карточки с буквами церковнославянской азбуки.
Оформление доски. На верхней части центральной доски записана заповедь:
ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТЪ.
Далее столбиками размещены слова, написанные по-церковнославянски для использования приема орфографического чтения (правописание на конце Ъ способствует точному произношению звонких согласных без «оглушения»):
ГОДЪ НАРОДЪ ТРУДЪ
ДРУГЪ ЦЕРКОВЬ ДУБЪ
ТРОСТЬ ПЛОТЬ ТВЕРДЬ
ЗАПАДЪ РАДОСТЬ ПРАЗДНИКЪ
Украшают центральную доску иллюстрации с церковнославянской росписью.
На левой части доски записано число и тема урока: буквы ъ и ь, запись которой закрыта белыми листами бумаги.
На правой части доски записан текст «Рождественская ночь» с пропущенными орфограммами.
Подготовлена видеоаппаратура.
II. Введение в тему.
Учитель:
Урок русского языка начнем с путешествия в глубину веков истории появления письменности на Руси. Раньше, когда Русь была языческой, память поколений передавалась из уст в уста.
С созданием церковнославянской азбуки равноапостольными Кириллом и Мефодием у славян стали распространяться книги, написанные языком, который был понятен всем славянским народам, и книги эти были церковные. Так, вместе с верой на Русь пришла и грамота. Постепенно история стала слагаться в летопись, которая получила название «Повести временных лет».
Послушайте фрагмент из летописи о расселении славянских племен.
На экране демонстрируется и озвучивается фрагмент из летописи на церковнославянском языке. Далее повествуется, что земля новгородская знает грамоту с 11 века, о чем рассказывают берестяные грамотки крестьян. Учащиеся знакомятся с берестяной грамоткой мальчика, жившего 700 лет назад.
Фрагмент учебного фильма «Глаголь Добро» длится 3 минуты.
Учитель:
И слово на Руси стало звучать в храмах, в летописи, на крестьянских грамотках.
Ученица читает стихи А. Гребнева:
Во тьме немотою томилась
Вселенная тысячи лет
И слово явилось, как милость,
Душе обретающей свет...
И русскому сердцу любезна
Бурлит, не смолкая на миг,
Его животворная бездна,
Его живоносный родник.
Закрепление знаний по ЦСА
Учитель: Обратимся к церковнославянской азбуке, прародительнице азбуки современного русского языка, с которой пришла грамота в Россию.
(учитель обращает внимание учащихся на учебный плакат церковнославянского языка)
Учитель: Почему азбука называлась церковнославянской?
Ученик: Азбука была создана для книг, предназначенных для службы в церкви.
Учитель: Как появилось слово АЗБУКА?
Ученик: Название сложилось из первых букв алфавита.
Учитель: Как по-другому назвать азбуку?
Ученик: буквица, имяслов.
Учитель: Какие мудрые истины сокрыты в сочетании имен буквицы?
Ученик: Аз буки веди. - Я знаю буквы.
Ученик: Глаголь добро. – Скажи хорошо.
Ученик: Рцы слово твердо. – Говори слово твердо.
Ученик: Како люди мыслите? Как люди думаете?
Учитель: История церковнославянского языка тесно связана с ярким самобытным русским народным языком.
Учитель: Вспомните пословицы, в которых звучат имена букв ЦСА.
Ученик:
1. Сперва аз да буки, а потом и науки.
- Сначала надо было выучить азбуку, а потом постигать другие сложные науки.
2. Прочитал от аза до ижицы.
- Значит изучил от начала до конца.
3. Стоять фертом.
- Стоять важно, подпершись руками в бока.
4. Смотреть глаголем.
- Смотреть исподлобья.
5. Фита и ижица – к ленивому плеть движется.
- Выучить буквы азбуки до конца могли трудолюбивые, а ленивым грозила плеточка.
6. Пропишу я тебе ижицу!
- Буква ижица похожа на плеточку, которой грозили нерадивым ученикам.
7. Сделать на ять.
- Сделать на отлично.
Учитель: Хорошо ли вы запомнили имена букв ЦСА?
Учитель: Соберем слово из букв! Учитель называет букву ЦСА, ученик, сидя за партой, находит изображение буквы на одной из карточек, поднимает ее. Учитель вызывает ученика с карточкой к доске. Затем дети читают слово, составленное из «живых» букв.
Учитель: Иже, слово, твердо, иже, наш, аз.
Ученики:
Учитель: Покой, рцы, аз, веди, добро, аз.
Ученики:
Физкультминутка.
1. Встаньте фертом.
Наклон вправо, наклон влево, вперед, прямо.
2. Руки вверх, в стороны, вперед, вниз
III. Тема урока
Учитель: А есть ли в русском алфавите буквы, которые звука не имеют?
Ученик: Ь и Ъ звука не обозначают.
Учитель: В церковнославянском языке эти буквы не были немые!
Ой, да вот и они! Выходят две ученицы, одетые в яркие плащики и береты. На плаще одной карточка с буквой Ъ, на плаще у другой – Ь.
Учитель: На уроке мы раскроем тайны Ъ и Ь. Учитель подходит к левой части доски и открывает название темы урока: Буквы Ъ и Ь.
Далее следует инсценировка, в которой участвуют девочка - Ъ и девочка – Ь.
Инсценировка с – Ь- и –Ъ-.
Ъ: В церковнославянской буквице меня называли «ер», а произносили коротко \О\.
В слове сЪнЬ меня записывали в середине слова вместо о и в конце слова после твердого \Н\.
Ь: А меня в церковнославянской азбуке называли «ерь», а произносили коротко \Е\.
В слове дЬнЬ меня записывали в середине вместо \О\ и в конце слова после мягкого согласного\Н\.
Учитель: Со временем ЕРЫ и ЕРИ «сильные» прояснились в О и Е, а «слабые» онемели, выпали. А буквы Ъ и Ь сохранились в азбуке как твердый и мягкий знак. Они определились на скромное служение в конец слова, чтобы указывать на твердость и мягкость согласного.
Учитель: Вот так записывали слова на церковнославянском языке.
ГОДЪ НАРОДЪ ТРУДЪ
ДРУГЪ ЦЕРКОВЬ ДУБЪ
ТРОСТЬ ПЛОТЬ ТВЕРДЬ
ЗАПАДЪ РАДОСТЬ ПРАЗДНИКЪ
А читали церковнославянские слова нараспев, орфографически четко проговаривая каждую букву. Это поможет и нам для лучшего овладения чтением по-русски.
Учитель читает записанные на доске слова первого столбика.
Учитель: прочитаем слова, четко проговаривая каждый звук.
Дети читают слова каждого столбика по указке учителя орфографически четко.
Учитель: Какую роль выполняют -Ъ - и -Ь-?
Ученик: Ъ и Ь – защитники согласных на конце слов. Каждый согласный мы произносили четко, обращая внимание на последнюю букву.
Учитель: В современном русском языке таких защитников нет, и слова произносятся иначе: [ГОТ], [ДРУК]. Согласный на конце слова оглушается.
Учитель: Как же не сделать ошибки?
Ученики: Подобрать проверочное слово, в котором парный согласный будет в сильной позиции.
Учитель: Первая группа детей запишет первый столбик слов с проверочными в строчку, через запятую, вторая группа запишет второй столбик с парой проверочных слов, третья группа работает с третьим столбиком.
Запись слов с парными согласными в паре с проверочным словом.
Проверка: учащиеся каждого ряда отвечают по цепочке.
Физкультминутка.
Учитель:
Доко1ле, q лени1ве, лежи1ши, когда2 же n сна2 восста1неши?
Учитель: Изобразите букву Како. Потянулись.
Учитель: Изобразите букву -Живете-! Какая красивая буква!
Учитель: Ну что же, кажется, все тайны Ер и Ерь мы с вами, дети, раскрыли.
Ъ: Нет! Ь: Вовсе не все!
Ъ: А знаете ли вы, ребята, что только мы сможем вам помочь различить по смыслу слова очень похожие друг на друга! Посмотрите!
КРОВ... - КРОВ... МЕЛ... - МЕЛ...
ШЕСТ...- ШЕСТ... УГОЛ...- УГОЛ...
Ученик, работая у доски, подставляет –Ь- и –Ъ-, составляет словосочетание со словами.
Надежный кровъ, горячая кровь, высокий шестъ, цифра шесть, белый мелъ, корабль сел на мель, раскаленный уголь – прямой уголъ.
Работа Ъ и Ь в современном русском языке.
Ъ: Дети, расскажите, а как вы используете меня в современном русском языке?
Ученик: разделительный твердый знак пишется после приставки на согласный перед гласными Е, Е, Ю, Я. Например: подъезд, объявление, предъюбилейный.
Ь: А какую роль выполняю я в современном русском языке?
Ученик:
1. Ь – показатель мягкости. Например: школьница, учитель, тетрадь.
2. Разделительный ь пишется после согласного перед гласными Е, Е, Ю, Я, И. Например: листья, белье, муравьи.
3. Ь указывает на сущ. ж.р. пишется после шипящих . Например: ночь, дочь, помощь.
Учитель: Посмотрим, как дети смогут применить свои знания.
Учитель обращает внимание учеников на текст, записанный на доске «Рождественская ночь».
Учитель: Прочтите текст жужжащим чтением:
Рождественская ноч...
Закружилас... снежная карусел...
Разгулялас... в...юга.
С...ежилис.. от холода вороб...и.
Природа застыла в об...ятиях зимы.
Учитель: Вы уже догадались, каких букв не хватает?
Ученик: Ъ и Ь.
Учитель: Выпишете слова с пропущенными буквами в 2 столбика, подчеркните орфограммы.
Два ученика выполняют задание на закрытых крыльях доски, остальные задание выполняют в тетради.
Проверка. Отвечающие у доски объясняют правописание слов с Ъ и Ь знаками.
Учитель: Кто написал безошибочно? Молодцы, дети, думали, старались.
IV. Нравственный аспект ЦСА.
Учитель:
- «Наука учит только умного», - говорили в старину.
- А еще говорили: «Добрый человек в добре проживет век».
В пословице звучат очень хорошие слова: добрый, добро.
В ЦСА есть буква, имя которой «добро».
«Глаголь добро - делай добро, говори добро», - учит церковнославянская Азбука. Церковнославянский язык знакомит нас с древними текстами, которые учат милосердию, терпению, любви.
Давайте прочтем главное правило - заповедь Божью:
ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТЪ.
Ученики читают орфографически четко заповедь на доске.
Учитель: Как вы понимаете слова чти?
Ученик: Уважай, люби, почитай.
Учитель: Как вы понимаете слова благо?
Ученик: Добро, блаженство, счастье.
Учитель: Как понять смысл всего предложения?
Ученик: Уважай отца своего и маму сою и счастье тебе будет.
Учитель: Как предложение сказать на современном языке?
Учитель: Уважай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Учитель: Любовь, почитание, уважение родных – одна из заповедей Божьих.
Учитель: О любви к ближним, о прекрасном рождественском празднике споем мы песню.
Исполнение песни «Рождество».
Музыка Б. Коненко Слова Б. Капитонова
Земля в рождественских свечах,
И в ярких звездах небосклон,
И в честь рождения Христа –
Вечерний колокольный звон!
Припев:
Рождество – Святое торжество,
Все снегом белым занесло,
И ликует стар и млад,
Каждый встретить праздник рад!
Не гаснут свечи до утра,
В их пламени сияют вновь
Лучами света и добра
Надежда, Вера и Любовь!
Припев:
В сердцах и храмах на земле
Зажжем огонь любви святой.
И будем, как учил Христос,
Добро и мир творить с тобой!
Припев:
Итог:
Учитель:
Как святое правило о любви и уважении к родителям нашим относится
к нашему уроку, на котором мы говорили о прародителях современного русского языка?
Церковнославянский язык - отец, а церковнославянская азбука - мать современного русского языка.
Учитель: Что интересного открыли для себя?
Учитель: Что нового узнали?
Учитель: Чем запомнили братьев Ъ и Ь?
Домашнее задание.
Учитель: Постарайтесь найти книги на церковнославянском языке, напишите знакомые и понятные слова с Ъ и Ь. Узнайте, какие еще существуют священные правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе "Упражнения в написании слов с разделительным ь и разделительным ъ."
Урок русского языка во 2 классе. ...
Урок русского языка "Приставка. Употребление разделительного твердого знака", 2 класс
Урок русского языка по теме "Приставка. Употребление разделительного ъ". во 2 классе. Урок построен по ФГОС, с технологической картой....
Конспект урока по русскому языку "Употребление слов с разделительным мягким знаком при построении простого предложения." 4 класс
Цели: 1.Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.2. Закреплять умение определять способы обозначения мягкост...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"
Конспект урока по русскому языку по теме "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"...
Конспект урока русского языка по теме «Употребление разделительного твёрдого знака» 2 класс
Цель: развитие умения писать слова с разделительным «ъ»...
Фразеология современного русского языка в начальной школе с использованием ИКТ
Логически четкая, доказательная, образная, правильная речь – показатель интеллектуального развития ребенка и уровня его культуры в целом. Богатейшие возможности для этого предоставляет рус...
Самая молодая буква современного русского языка
внеурочное занятие по русскому языку...