Употребление разделительного ъ и ь в церковнославянском и современном русском языках
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Материал  может использоваться как дополнительный к урокам русского языка, к урокам основы православной культуры.

Для чтения материала на церковнославянском языке необходимо установить шрифт Akafist.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_razdelitelnogo_i_.rar59.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок может использоваться как дополнительный материал к урокам русского языка, к урокам основы православной культуры.

Для чтения материала на церковнославянском языке необходимо установить шрифт Akafist.

Тема урока:

Употребление разделительного ъ и ь

в церковнославянском и современном русском языках.

       Цель урока: Сформировать у учащихся представление об использовании  ъ и ь в историческом аспекте.

       Образовательные задачи:

-  обеспечить усвоение теоретических правил и практических навыков употребления ъ и ь  в  русском  языке, используя новые знания о роли и назначении ъ и ь в церковнославянском языке,

-   формировать умение слышать слова с ъ и ь, грамотно записывать слова с ъ и ь, различать слова с ъ и ь;

-  закрепить умение правописания слов с парными согласными в слабой позиции и подбора к ним проверочных слов;

- продолжить формирование общешкольных умений и навыков: планирования ответа, умения читать слова  орфографически, навыка самоконтроля.

       Воспитательные задачи:

-  в ходе урока содействовать формированию мировоззренческой идеи: влияние появления письменности на Руси на развитие духовно-нравственной культуры и рост образования,

-  на примере церковнославянских текстов воспитывать любовь и уважение к ближним, доброту и милосердие к окружающим;

-  воспитывать ценностное отношение к церковнославянскому языку, как к прародителю современного русского языка;

-  содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере выразительного чтения стихотворения; исполнения песни «Рождество»; оформления класса образцами росписи орнаментов из древних книг;

- содействовать физическому воспитанию школьников, учесть профилактику их утомляемости: в процессе урока использовать смену деятельности учащихся, физкультминутки (с использованием элементов азбуки), приемы повышения работоспособности – поощрительные слова, восьмиконечные звездочки за каждый правильный ответ, позитивный психологический настрой.

       Развивающий аспект цели: 

-  развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать,  обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;

-  развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации;

-  развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности;

-  развивать познавательный интерес школьников, используя на уроке элементы новизны знаний, связи их с жизнью.

Материалы: учебные плакаты с буквами современного русского и церковнославянского языков, иллюстративный материал с церковнославянской  росписью, учебный видеофильм о появлении письменности на Руси «Глаголь Добро», книга-альбом «Кирилл и Мефодий».

I. Организационный момент.

   На партах учеников тетради по русскому языку с записанным числом,        карточки с буквами церковнославянской азбуки.

   Оформление доски. На верхней части центральной доски записана     заповедь:

ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ,  ДА БЛАГО ТИ БУДЕТЪ.

    Далее столбиками размещены слова, написанные по-церковнославянски  для  использования приема  орфографического чтения (правописание на конце Ъ способствует точному произношению звонких согласных без «оглушения»):

ГОДЪ                               НАРОДЪ                                 ТРУДЪ

ДРУГЪ                             ЦЕРКОВЬ                               ДУБЪ

ТРОСТЬ                           ПЛОТЬ                                   ТВЕРДЬ

ЗАПАДЪ                          РАДОСТЬ                              ПРАЗДНИКЪ

       Украшают центральную доску иллюстрации с церковнославянской росписью.

       На левой части  доски  записано число и тема урока: буквы ъ и ь, запись которой закрыта  белыми листами бумаги.

       На правой части доски записан текст «Рождественская ночь» с пропущенными орфограммами.

       Подготовлена видеоаппаратура.

II. Введение в тему.

     Учитель:

      Урок русского языка начнем с путешествия в глубину веков истории появления письменности на Руси. Раньше, когда Русь была языческой, память поколений передавалась из уст в уста.

       С созданием церковнославянской азбуки равноапостольными Кириллом и Мефодием у славян стали распространяться книги, написанные языком, который был понятен всем славянским народам, и книги эти были церковные. Так, вместе с верой на Русь пришла и  грамота. Постепенно  история  стала слагаться в летопись, которая получила название  «Повести временных лет».

       Послушайте фрагмент из летописи о расселении славянских племен.

На экране демонстрируется и озвучивается фрагмент из летописи на церковнославянском  языке. Далее повествуется, что земля новгородская знает грамоту с 11 века, о чем рассказывают берестяные грамотки крестьян. Учащиеся  знакомятся  с берестяной грамоткой мальчика, жившего 700 лет назад.

Фрагмент учебного фильма «Глаголь Добро» длится 3 минуты. 

Учитель:

           И слово на Руси стало звучать в храмах, в летописи, на крестьянских грамотках.

Ученица читает стихи А. Гребнева:

 

Во тьме немотою томилась

Вселенная тысячи лет

И слово явилось, как милость,

Душе обретающей свет...

И русскому сердцу любезна                

Бурлит, не смолкая на миг,

Его животворная бездна,

Его живоносный родник.

Закрепление знаний по ЦСА

Учитель: Обратимся к церковнославянской азбуке, прародительнице азбуки современного русского языка, с которой пришла грамота в Россию.

(учитель обращает внимание учащихся на учебный плакат церковнославянского языка)

Учитель: Почему азбука называлась церковнославянской?

Ученик: Азбука была создана для книг, предназначенных для  службы в церкви.

Учитель: Как появилось слово АЗБУКА?

Ученик: Название сложилось из первых букв алфавита.

Учитель: Как по-другому назвать азбуку?

 Ученик: буквица, имяслов.

Учитель: Какие мудрые истины сокрыты в сочетании имен буквицы?

Ученик: Аз буки веди. - Я знаю буквы.

Ученик:  Глаголь добро. – Скажи хорошо.

Ученик: Рцы слово твердо. – Говори слово твердо.

Ученик: Како люди мыслите?    Как люди думаете?

 Учитель: История церковнославянского языка тесно связана с ярким самобытным русским народным языком.

Учитель: Вспомните пословицы, в которых звучат имена букв ЦСА.

Ученик:

1. Сперва аз да буки, а потом и науки.

- Сначала надо было выучить азбуку, а потом постигать другие сложные науки.

2.  Прочитал от аза до ижицы.

- Значит изучил  от начала до конца.

3. Стоять фертом.

- Стоять важно, подпершись руками в бока.

4. Смотреть глаголем.

-  Смотреть исподлобья.

5. Фита и ижица – к  ленивому  плеть движется.

- Выучить буквы азбуки до конца могли трудолюбивые, а ленивым грозила плеточка.

6. Пропишу я  тебе ижицу!

- Буква ижица похожа  на  плеточку, которой грозили  нерадивым ученикам.

7. Сделать на  ять.

- Сделать на отлично.

Учитель: Хорошо ли вы запомнили имена букв ЦСА?

Учитель: Соберем слово из букв! Учитель называет букву ЦСА, ученик, сидя за партой,  находит изображение буквы на одной из карточек, поднимает ее. Учитель вызывает ученика с карточкой к доске. Затем дети читают слово, составленное из «живых» букв.

Учитель: Иже, слово, твердо, иже, наш, аз.

Ученики: 

Учитель: Покой, рцы, аз, веди, добро, аз.

Ученики:  

Физкультминутка.

1. Встаньте фертом.

Наклон вправо, наклон влево, вперед, прямо.

2. Руки вверх, в стороны, вперед, вниз

III. Тема урока

Учитель: А есть ли в русском алфавите буквы, которые звука не имеют?

Ученик:  Ь и Ъ  звука не обозначают.

Учитель: В церковнославянском языке эти буквы не были немые!

Ой, да вот и они!  Выходят две ученицы, одетые в яркие плащики и береты. На плаще одной карточка с буквой  Ъ, на плаще у другой – Ь.

Учитель: На уроке мы раскроем тайны Ъ и Ь. Учитель подходит к левой части доски и открывает название темы урока: Буквы Ъ и Ь.

Далее следует инсценировка, в которой участвуют девочка - Ъ и девочка – Ь. 

Инсценировка с – Ь- и –Ъ-.

Ъ: В церковнославянской буквице меня называли «ер», а произносили коротко \О\.

В слове сЪнЬ меня записывали в середине слова вместо о и в конце слова после твердого \Н\.

Ь: А меня в церковнославянской азбуке называли «ерь», а произносили коротко \Е\.

В слове дЬнЬ меня записывали в середине вместо \О\ и в конце слова после мягкого согласного\Н\.

Учитель: Со временем ЕРЫ и ЕРИ «сильные» прояснились в О и Е, а «слабые» онемели, выпали. А буквы Ъ и Ь сохранились в азбуке как твердый и мягкий знак. Они определились на скромное служение в конец слова, чтобы указывать на твердость и мягкость согласного.

Учитель: Вот так записывали слова на церковнославянском языке.

ГОДЪ                               НАРОДЪ                                 ТРУДЪ

ДРУГЪ                             ЦЕРКОВЬ                               ДУБЪ

ТРОСТЬ                           ПЛОТЬ                                   ТВЕРДЬ

ЗАПАДЪ                          РАДОСТЬ                              ПРАЗДНИКЪ

       А читали церковнославянские слова нараспев, орфографически четко проговаривая каждую  букву. Это поможет и нам для лучшего овладения чтением по-русски.

       Учитель читает записанные  на доске слова первого столбика.

Учитель:  прочитаем слова, четко проговаривая каждый звук.

       Дети читают слова каждого столбика по указке учителя орфографически четко.

Учитель: Какую роль выполняют -Ъ - и -Ь-?

Ученик: Ъ и Ь – защитники согласных на конце слов. Каждый согласный мы произносили четко, обращая внимание на последнюю букву.

Учитель: В современном русском языке таких защитников нет, и слова произносятся иначе: [ГОТ], [ДРУК]. Согласный на конце слова оглушается.

Учитель: Как же не сделать ошибки?

Ученики: Подобрать проверочное слово, в котором парный согласный будет в сильной позиции.

Учитель: Первая группа детей запишет первый столбик слов с проверочными в строчку, через запятую, вторая группа запишет второй столбик с парой проверочных слов, третья группа работает с третьим столбиком.

Запись слов с парными согласными в паре с проверочным словом.

Проверка: учащиеся каждого ряда отвечают по цепочке.

Физкультминутка.

Учитель:

Доко1ле,  q лени1ве,  лежи1ши, когда2 же n сна2 восста1неши?

Учитель: Изобразите букву Како. Потянулись.

Учитель: Изобразите букву -Живете-! Какая красивая буква!

Учитель: Ну что же, кажется, все тайны Ер и Ерь мы с вами, дети, раскрыли.

Ъ: Нет! Ь: Вовсе не все!

Ъ: А знаете ли вы, ребята, что только мы сможем вам помочь различить по смыслу слова очень похожие друг на друга! Посмотрите!

КРОВ... - КРОВ...                                                  МЕЛ... - МЕЛ...

ШЕСТ...- ШЕСТ...                                               УГОЛ...- УГОЛ...

Ученик, работая у доски, подставляет –Ь- и –Ъ-, составляет словосочетание со словами.

Надежный  кровъ,  горячая кровь, высокий шестъ, цифра шесть, белый мелъ, корабль сел на мель, раскаленный уголь – прямой уголъ.

Работа Ъ и Ь в современном русском языке.

Ъ: Дети, расскажите, а как вы используете меня в современном русском языке?

Ученик: разделительный твердый знак пишется после приставки на согласный перед гласными Е, Е, Ю, Я.  Например: подъезд, объявление, предъюбилейный.

Ь: А какую роль выполняю я в современном русском языке?

Ученик:

1. Ь – показатель мягкости. Например: школьница, учитель, тетрадь.

2. Разделительный  ь  пишется после согласного перед гласными Е, Е, Ю, Я, И. Например: листья, белье, муравьи.

3. Ь указывает на сущ. ж.р. пишется после шипящих . Например: ночь, дочь, помощь.

Учитель: Посмотрим, как дети смогут применить свои знания.

Учитель обращает внимание учеников на текст, записанный на  доске «Рождественская  ночь».

Учитель: Прочтите текст жужжащим чтением:

Рождественская ноч...

Закружилас... снежная карусел...

Разгулялас... в...юга.

С...ежилис.. от холода вороб...и.

Природа застыла в об...ятиях зимы.

Учитель: Вы уже догадались, каких букв не хватает?

Ученик:     Ъ и Ь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Учитель: Выпишете слова с пропущенными буквами в 2 столбика, подчеркните орфограммы.

Два ученика выполняют задание на закрытых крыльях доски, остальные задание выполняют в тетради.

Проверка. Отвечающие у доски объясняют правописание слов с Ъ и Ь знаками.

Учитель: Кто написал безошибочно? Молодцы, дети, думали, старались.

IV. Нравственный аспект ЦСА.

Учитель:

- «Наука учит только умного», - говорили в старину.

- А еще говорили: «Добрый человек в добре проживет век».

В пословице звучат очень хорошие слова: добрый, добро.

В ЦСА  есть буква, имя которой  «добро».

«Глаголь добро - делай добро,  говори добро», - учит      церковнославянская Азбука. Церковнославянский язык знакомит нас с древними текстами, которые учат милосердию, терпению, любви.

Давайте прочтем главное правило - заповедь Божью:

ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТЪ.

Ученики читают орфографически четко заповедь на доске.

Учитель: Как вы понимаете слова  чти?

Ученик: Уважай, люби, почитай.

Учитель: Как вы понимаете слова благо?

Ученик: Добро, блаженство, счастье.

Учитель: Как понять смысл всего предложения?

Ученик: Уважай отца своего и маму сою и счастье тебе будет.

Учитель: Как предложение сказать на современном языке?

Учитель: Уважай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Учитель: Любовь, почитание, уважение родных – одна из заповедей Божьих.

Учитель: О любви к ближним, о прекрасном рождественском празднике споем мы песню.

Исполнение песни  «Рождество».

Музыка Б. Коненко                                                       Слова Б. Капитонова                

Земля в рождественских свечах,

И в ярких звездах небосклон,

И в честь рождения Христа –

Вечерний колокольный звон!

     Припев:

Рождество – Святое торжество,

Все снегом белым занесло,

И ликует стар и млад,

Каждый встретить праздник рад!

Не гаснут свечи до утра,

В их пламени сияют вновь

Лучами света и добра

Надежда, Вера и Любовь!

    Припев:

В сердцах и храмах на земле

Зажжем огонь любви святой.

И будем, как учил Христос,

Добро и мир творить с тобой!

   

Припев:

Итог:

Учитель:

       Как святое правило о любви и уважении к родителям нашим  относится

к нашему уроку, на котором мы говорили о прародителях современного                  русского языка?

       Церковнославянский язык - отец, а церковнославянская азбука - мать современного русского языка.

Учитель: Что интересного открыли для себя?

Учитель: Что нового узнали?

Учитель: Чем запомнили братьев Ъ и Ь?

Домашнее задание.

Учитель: Постарайтесь найти книги на церковнославянском языке, напишите знакомые и понятные слова с Ъ и Ь. Узнайте, какие еще существуют священные правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Приставка. Употребление разделительного твердого знака", 2 класс

Урок русского языка по теме "Приставка. Употребление разделительного ъ". во 2 классе. Урок построен по ФГОС, с технологической картой....

Конспект урока по русскому языку "Употребление слов с разделительным мягким знаком при построении простого предложения." 4 класс

Цели: 1.Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.2. Закреплять умение определять способы обозначения мягкост...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"

Конспект урока по русскому языку по теме "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"...

Фразеология современного русского языка в начальной школе с использованием ИКТ

Логически четкая, доказательная, образная, правильная речь – показатель интеллектуального развития ребенка и уровня его культуры в целом.  Богатейшие возможности для этого предоставляет рус...

Самая молодая буква современного русского языка

внеурочное занятие по русскому языку...