Фразеология современного русского языка в начальной школе с использованием ИКТ
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Логически четкая, доказательная, образная, правильная речь – показатель интеллектуального развития ребенка и уровня его культуры в целом. Богатейшие возможности для этого предоставляет русская фразеология, сохранившая в себе многовековую мудрость народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_korshunova_n.n.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Альманах мировой науки (Педагогические науки)
Коршунова Н.Н.
Фразеология современного русского языка в начальной школе с использованием ИКТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 города Ельца», г. Елец, Липецкая обл.
Логически четкая, доказательная, образная, правильная речь – показатель интеллектуального развития ребенка и уровня его культуры в целом. Богатейшие возможности для этого предоставляет русская фразеология, сохранившая в себе многовековую мудрость народа. Знакомство с русской фразеологией в начальной школе происходит в несколько этапов: первичное ознакомление с фразеологической единицей; углубленное понимание ее семантики; сознательное мотивированное использование фразеологизмов в собственной речи.[1]
Вся работа по обогащению речи младших школьников фразеологическими единицами будет направлена на достижение следующих целей.
- Изучение фразеологии необходимо начать с изучения источников ее происхождения. Составляя дома рассказы, ребята продумывают и готовят рисунки, иллюстрирующие первоначальное или буквальное значение предложенных устойчивых выражений.
- Показ сочетаемости слов и выражений, смысл которых легко раскрывается. Дети опираются на контекст и объясняют смысл значения фразеологических единиц. Например: дом построить на песке – что-то непрочное; служить верой и правдой – служить честно и преданно; проливать слезы – горько плакать и т. д. Необходимо учить детей заменять фразеологизм одним словом. Например: на всех парах – стремительно; во весь дух, со всех ног – быстро; в час по чайной ложке – медленно.
- Формирование умения составлять предложения с фразеологизмами. Например, с использованием таких выражений: много воды утекло, намылить шею, заварить кашу.
- Объяснение различия между омонимичными свободными и устойчивыми словосочетаниями. Например: вилять хвостом – хитрить, заискивать; копать яму – вредить; марать руки–ввязываться в плохую историю.
- Подбор фразеологизмов-синонимов. Нужно научить младших школьников подбирать синонимические фразеологизмы, например, к следующим выражениям: быстро бежать – со всех ног, сломя голову, что есть сил, что есть духу, во все лопатки, во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах; очень тесно – повернуться негде, яблоку негде упасть, как сельди в бочке.
- Побор фразеологизмов-антонимов. Например: встать на якорь – сняться с якоря; одержать победу – потерпеть поражение; сдержать слово – нарушить слово.
- Формирование умения использовать фразеологизмы в связной речи. Например: пропущенный час – годом не нагонишь; поменьше говори – побольше слушай.
Когда у детей сформируется определенный фразеологический запас, проводится викторина «Удивительные фразеологизмы». В силу того, что современное общество – это информационное общество, необходимо внедрять новые методы обучения для реализации задач ФГОС, использовать в школьной практике современные информационные технологии. Использование ИКТ повышает эффективность образовательного процесса, делает его более привлекательным, обеспечивает доступность, учитывает интересы детей. [2]
Литература:
- Вартаньян, Э.А. Из жизни слов. 2-е изд. [Текст] / Э.А. Вартаньян. –– М.: Просвещение, 2010.
- Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово. 2-е изд. [Текст] / Э.А. Вартаньян. –– М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях на уроках русского языка в нача...
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос
В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ»
Цель данного проекта: разработка системы упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах....
Использование современных сервисов сети интернет (LearningApps.org) на уроках русского языка в начальной школе как условие формирования метапредметных результатов
Статья посвящена формированию метапредметных результатов на уроках русского языка с применением современных сервисов сети интернет (LearningApps.org). В статье рассматривается, что такое современные с...
Изучение фразеологии русского языка в начальной школе
В данной статье представлена методическая система по ознакомлению младших школьников с русской фразеологией, разработанная автором после изучения и анализа лингвистической и методической литературы, п...
Обучение фразеологии русского языка в начальной школе.
Материал предназначен для работы над обогащением речи детей начальной школы фразеологизмами, усвоением их значения и особенностей употребления, развитием речи и формированием образной речи ...