Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Подвейкина Ольга Николаевна

Цели и задачи:

1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;

2) дать знания о том, что такое милосердие, сострадание и взаимопомощь;

3) учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;

4) учить структурировать полученные знания;

5) учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.pptx464.17 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_orkse.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Милосердие - это г отовность помощь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.

Слайд 2

Милосердие в христианстве Иисус учил людей, что всякий добрый поступок, который мы совершаем по отношению к другому человеку, обращен к Богу. Учил помогать больным, бездомным, инвалидам , тем, кто попал в беду…

Слайд 3

Милосердие в исламе В К оране Б ог предписал выплачивать обязательный налог – « закят », который идет на благотворительность.

Слайд 4

Милосердие в буддизме Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире.



Предварительный просмотр:

                                                      Зенина Татьяна Львовна

Подвейкина Ольга Николаевна

МОУ «Краснооктябрьская СОШ Белгородского района Белгородской области»                                    

Тема урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Цели и задачи:

1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;

2) дать знания о том, что такое милосердие, сострадание и взаимопомощь;

3) учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;

4) учить структурировать полученные знания;

5) учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

 Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

 Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание.

Оборудование: презентация, индивидуальные листы, тетради.

                                                                         Ход урока

  1. Организационное начало урока. Приветствие.
  2. Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

  - Вспомните название курса? Название модуля? (ОРКСЭ, «Основы мировых религиозных культур»)

  - Вспомните жанры УНТ (загадки, песни, песенки, считалки, были …)? Кто автор этих жанров?

 - Прочитайте на своих листах жанры произведений, назовите тот жанр, с которым вы не встречались? (Притча)

  - Что такое притча? (В случае затруднения обучающиеся прочитывают с листов)

Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.

                                                                                                                                                         1

Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Окно» (видеозапись прилагается)

Вопросы учителя:

– О чём притча?

– Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного).

- Сформулируйте тему урока.

III.  Сообщение темы урока обучающимися

 Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание

– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?

– К кому мы проявляем милосердие?

– Кому нужна наша забота?

– Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?

  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (Слайд 1)
  • Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину
  1.  Совместное «открытие» знаний

- Что понимаем под милосердием?

- Где можно научиться милосердию? Кто помогает вам?

(Схема на доске)

                                                                                                                                                   Христианство

 (комментированное чтение)

Что такое милосердие в христианстве?

Можно ли научиться милосердию?

А надо ли учиться милосердию? Зачем?

Как стать милосердным?

Профессии милосердия

Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию? (Слайд 2)

Самостоятельная работа с учебником (с. 72 – 73)

 «Это интересно»        

Как вы поняли смысл притчи о Страшном Суде?

Ислам

Что такое милосердие в исламе? (Слайд 3)

Что такое «милостыня по внезапному побуждению»?

Буддизм

Как вы понимаете учение о сострадании к живым существам в буддизме? (Слайд 4)

Обобщение по теме «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

V. Проблемная ситуация.

Чтение учителем притчи

                        Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

  • Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.  
  • Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
  • Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
  • Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
  • Мы никогда не смогли бы летать.

Подумай!

  • Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?

VI.Обсуждение и заключение по притче

                                                                                                                       

(Надо быть внимательным, от слова внимать…Милосердие милосердию рознь. Милосердие должно помогать, поднимать, но не вредить ничему живому).

VII. Домашнее задание.

1) Ответьте на вопросы: - почему во всех религиях мира раздача милостыни является обязательной частью каждого праздника?

- какие конкретные дела вы могли бы отнести к понятию «милосердие»?

2) Приведите свои примеры милосердных дел.

 Используемый учебный материал к уроку:

– Список учебной литературы для учителя

  • «Основы православной культуры» А.В.Кураев

– Учебные пособия для учеников:

  • «Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой

– Материалы:

  • Диск «Основы мировых религиозных культур» при подготовке домашнего задания, подготовке тестов - для учащихся
  • Видеозапись притчи Светланы Копыловой «Окно»
  • Презентация.

                             

                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Данный урок направлен на воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Цель данного урока - дать знания о том, как разные рели...

Сценарий урока по ОРКСЭ(модуль ОМРК) "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". Разработала Свистун Е.Б., МБОУ г.Иркутска Сош №23

Представляю Вашему вниманию материал по одному из уроков по ОРКСЭ, модуль ОМРК, который содержит конспект урока и презентацию к нему. Проведенное занятие позволит решить задачи по формированию ценност...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей - основная задача данного урока. Урок 27 модуля Основы мировых религиозных культур в предмете ОРКСЭ....

Основы мировых религиозных культур "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". 4 класс

Тема урока:  «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»Цель:  формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о ближнем.Результат:  ...

презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс

презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс...

ОРКСЭ "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Урок по ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религиозных культур. Тема: "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"...