Монастырь
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Монастырь»
Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»
Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в
духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.
Задачи:
• дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его
жителях;
• развивать нравственные качества личности;
• сформировать навыки поведения в монастыре;
• развивать коммуникативные, информационные компетенции.
Личностные :
Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.
Познавательные :
Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и
увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде
творческой работы;
Коммуникативные:
Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.
Предметные:
Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому
прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету,
желания больше узнавать о православной культуре России.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное
чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом (презентация,
картинки учебника).
Необходимое техническое оборудование: .
Мультимедийный проектор.
Экран для просмотра слайдов.
Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
Диск с материалами урока. (Презентация).
Ход урока
- Включается запись колокольного звона.
-Ребята, где мы можем слышать колокольный звон? (Ответы детей)
-Верно, и в монастыре.
Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь, разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.
Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
* Кто живёт в монастыре? ( монахи)
* Кто это?
* А что вы хотите узнать о жизни этих людей?
- Подумайте и запишите свои вопросы на листочках. Затем обсудите их в группе и выберите один, часто встречающихся или повторяющийся вопрос.
( Представители групп озвучивают вопросы, учитель фиксирует их на доске).
Во время урока мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.
В чёрном, с чётками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится….монах.
- Основная часть урока.
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога. Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.
Слайд – монахи.
У монахов одежда отличается от мирской, то есть обычной. Рассмотрим их облачение и узнаем названия предметов одежды.
Слайд - облачение.
Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать
свой ум от плохих мыслей .
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с
другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни.
Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться,
перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.
- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
( Ответы детей)
Работа по учебнику.
Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре.
- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на огородах , в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.)
Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:
В монастыре запрещается:
- Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
- Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
- Носить шорты на территории монастыря.
- Лицам женского пола находиться без головного убора.
Далее учащимся предлагаются тестовые задания на отдельных листах. Эта работа проводится по усмотрению учителя.
Итог урока:
-Что такое монастырь?
-Кто там живёт? Чем они занимаются? Как одеваются?
- Зачем люди уходят в монастырь?
В храмах, монастырях мы слышим духовное пение. Закончим наш урок
« Духовным стихотворением» - « Бедная птичка» в исполнении Моисеевой Анжелики.
Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Староладожский Свято-Никольский мужской монастырь Ленинградской области
Данная творческая работа написана ученицей 4 класса Ивановой Ириной. Все фотографии сделаны самой учащейся и помещены как в сообщение, так и в презентацию данного реферата....
Презентация к уроку по теме "Монастыри и монашество"
В этой презентации вы найдете иллюстрации по теме"МОнастыри" и определения слов"монастырь", "монашество".Посмотреть видеоролик о них...
монастыри
монастыри...
Статья: «Малоярославецкий Черноостровский монастырь, как участник сражения.»
Статья: «Малоярославецкий Черноостровский монастырь, как участник сражения.»...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".
Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...
Проект урока по ОПК 4 класс По теме : Монастырь.
методическая разработка конспекта урока по курсу ОРКСЭ,4 класс. выбранное направление - Основы православной культуры....
Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь"
Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь" 3 класс...