Проект урока по ОПК 4 класс По теме : Монастырь.
план-конспект урока (4 класс) на тему
методическая разработка конспекта урока по курсу ОРКСЭ,4 класс. выбранное направление - Основы православной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_11.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ РО Сормовская православная гимназия
Проект урока по ОПК
По теме : Монастырь.
Выполнила: учитель нач.классов
Нижний Новгород
2012 год
Проект урока по ОПК4 класс
По теме : Монастырь.
Тема урока: Монастырь.
Тип урока : изучение нового материала.
Цели урока: помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; осмыслить роль монахов в истории России, дать представление о монашеском образе жизни.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.
Развивающая: понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека;
Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания
Ключевые понятия урока: монах, призвание, труд и молитва, послушание, слуга Христу, монашеское облачение.
Оборудование: толковый словарь.
План урока:
1. Орг. момент. (1 мин)
2. Выявление восприятия, мотивация (5 мин)
3. Определение темы урока. (3 мин)
4. Изучение нового материала.
- Работа с учебником. Чтение текста по абзацам. Стр. 80. (7 мин)
- Работа в группах по учебнику. (10 мин)
- Запись в тетради. (4 мин)
- Работа с притчей. (5 мин)
- Чтение жизнеописания Св. Луки Войно-Ясенецкого. (6 мин)
5. Итог. (2 мин)
6. Домашнее задание. (1 мин)
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. 2. Выявление восприятия, мотивация Чтение стихотворения: ПУСТЫННИК И ангел мне сказал: иди, оставь их грады, В пустыню скройся ты, чтоб там огонь лампады, Тебе поверенный, до срока уберечь, Дабы, когда тщету сует они познают, Возжаждут Истины и Света пожелают, Им было б чем свои светильники возжечь. А.Н. Майков, 1883 - Объясните значение слов: град, лампада, суета. - О чем это стихотворение? -Можно ли сказать , что это стихотворение о высоком призвании человека? О каком? 3. Определение темы урока. На доске выписаны слова: Лавра клобук прп. Сергий Радонежский Скит мантия прп. Серафим Саровский Пустынь четки прп. Макарий Желтоводский -Что объединяет слова первого столбика? Объясните их значение… - Что объединяет слова второго столбика? -Что объединяет слова третьего столбика? Знаете ли вы этих людей? Кто они? Определите тему нашего урока… Сегодня на уроке мы узнаем, почему люди идут в монахи, от чего они отказываются, уходя в монастырь. - Как вы понимаете слово монах? - Подберите синоним к этому слову? 4. Изучение нового материала. Монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин, «один»; сравните слово иной – «другой, особый» - Чем отличается жизнь монаха от жизни обычного мирского человека? Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким «зовом» - зовом Бога, который указал ему на его призвание. - Как же становятся монахом?
-Кто такой монах? Как переводится это слово с греческого языка? - Какое призвание чувствуют монахи? - Когда появились первые монахи? Кто является первым христианским монахом? - Назовите и объясните главное правило монашеской жизни. -Как монахи стали появляться в городах?
1 группа – найти и записать в тетради, что такое послушание. 2 группа – найти и записать в тетради, что такое монашеские обеты. 3 группа – найти и записать, что такое постриг монаха. Для всех групп: прочитать о монашеском облачении. Выступление групп. - Трудно ли стать монахом? -Что ожидает человека, желающего стать иноком? -Что такое послушание? -Что совершается над этим человеком, когда он готов стать монахом? - Во что облачается инок? Что символизируют эти вещи?
Монашеские обеты: Послушание (отказ от своеволия) Безбрачие (отказ от семейной жизни) Нестяжание (отказ от личной собственности)
Пришел однажды к старцу молодой послушник и говорит: - Авва, я уже несколько лет соблюдаю строгий пост, ежедневно изучаю Ветхий и Новый завет. Готов ли я стать монахом? Старец спросил: - Стала ли для тебя скудость все равно , что изобилие? - Нет. - Бесчестие – как похвала? - Нет. - Враги – как друзья? - Нет. - Тогда, - сказал старец, - иди трудись дальше, ты пока не готов. - Скажите, о чем притча? -Какое послушание нес человек? -С каким вопросом он пришел к старцу? -Как старец решил проверить послушника? - Какой можно сделать вывод? Что еще кроме послушания необходимо будущему монаху? Монашество - это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости. Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу. - Кого из святых вы знаете, чей путь был монашеским?
-Что вы узнали об этом святом? -Как он стал монахом? 5. Итог. - Объясните значения слов «монах», «инок». - Как становятся монахами? -Хотели бы вы найти свое призвание? -Каково главное правило монашеской жизни? -Почему монахи ценят послушание? -Монахи считают себя воинами. Почему? С кем или чем они ведут борьбу? - Почему святой Лука считал, что, став монахом, он должен оставаться врачом? 6. Домашнее задание. Стр. 80 – 83 читать. Задание для групп: подготовить сообщения о прп. Сергии Радонежском, прп. Серафиме Саровском, прп. Макарии Желтоводском. | Проверка готовности к уроку. Чтение стихотворения. Работа с толковым словарем. Град – город. Лампада – небольшой сосуд с фитилем, зажигаемый перед иконой. Суета – всё тщетное, пустое, не имеющее истиной ценности. Это стихотворение о пустыннике, о монахе, которого призывает Господь. Работа с толковым словарем. Лавра - крупный православный монастырь. Скит - небольшое поселок монахов-отшельников в отдалении от монастыря. Пустынь – небольшой монастырь в труднодоступной пустынной местности. Все эти предметы относятся к облачению монахов. Все это святые преподобные, которые в юности стали иноками. Тема урока «Монастырь». Монах – тот, кто живет в монастыре, оставив мирскую жизнь. Синонимы: инок, пустынник. Монах живет в монастыре, трудится, много молится, у него нет ничего своего собственного. Монахом становятся по призванию. Чтение текста вслух по абзацам. Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Монах - от греческого монос - «один». Монахом же становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом. Первые христианские монахи появились в конце третьего века от Рождества Христова. Первый христианский монах - святой Антоний Великий. Со врменем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений и зависти. И горожане и князья стали зазывать монахов к себе: «вы вернитесь из ваших пустынь. Работа в группах. Выступление групп. Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре «в послушании», то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей. Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит «монашеские обеты», то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей («нестяжание»). После произнесения обетов послушника «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. На голове монахи носят головной убор, который называется «клобук». Мантия – облачение, окутывающее все тело как знак жизни под Божией защитой. Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве. Пояс сделан из кожи мёртвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души. Работа в тетради. Чтение притчи. О послушнике, который желает стать монахом. Он соблюдал строгий пост, ежедневно читал Ветхий и Новый завет. Он пришел спросить, готов ли стать иноком. Старец проверил его душу, готова ли она дать монашеские обеты. Кроме выполнения послушания человеку нужно исполнять заповеди, быть простым, нестяжательным, скромным, довольствоваться малым. прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский , прп. Макарий Желтоводский . Ответы детей. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".
Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...
Методическая разработка урока по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе по теме "Монастырь"
Данная методичсекая разработка урока может быть использована в преподавании курса ОРКСЭ в 4 классе по теме "Монастырь"....
Проект урока-исследования c ЭОР по теме "Свойства воздуха", 2 класс
Проект урока-иссследования по системе развивающего обучения Л.В. Занкова предназначен для учащихся 2 класса. Можно использовать для реализации по УМК "Школа России" в 3 классе....
Проект урока в 3 классе по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Технологическая карта урока, с указанием целей каждого этапа урока, форм, методов и приёмов работы на каждом этапе, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД. Презентация к уроку, так как урок ...
презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас
материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...
Проект урока в 1 классе по теме "Многоугольники".
Материал пригодиться для проведения урока с элементами занимательности для развития познавательного интереса....
Презентация по Основам религиозных культур и светской этики в 4 классе на тему "Монастырь"
Данная презентация приоткроет четвероклассникам дверь в таинственную для них жизнь древних и современных монастырей, будет способствовать духовно-нравстенному воспитанию....
Комментарии
ОПК
Спасибо за помощь!