Урок по ОРКиСЭ "Семья и семейные ценности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данный конспект урока подойдет для модуля "Основы мировых религиозных культур".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.93 КБ |
![]() | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Тема: Семья, семейные ценности.
Цель: формирование у обучающихся понятия семья и семейные ценности.
Задачи: 1. Конкретизировать с учащимися понятия семья и семейные ценности,
подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных
религиозных культур совпадают.
2.Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять
существенное, обобщать; способствовать развитию
коммуникативных качеств, умению работать в группе.
3. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным
ценностям и традициям представителей разных культур.
Виды деятельности: просмотр видеоролика и его обсуждение, самостоятельная
работа в группах с источниками информации, упражнение
«водоворот»,чтение обсуждение притчи; устные рассказы
обучающихся о традициях своей семьи, составление
сборника семейных заповедей, упражнение «ассоциация».
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Основные термины и понятия: семья, семейные ценности, любовь, понимание.
Оборудования: мультимедиа проектор, фотографии священных книг и семей
разных религиозных культур, текст притчи и стихотворения,
отрывки из источников разных религиозных культур.
Ход урока.
I Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Чтение стихотворения ( может читать учитель, подготовленный ученик, или инсценировать 2 ученика)
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева всё так же ответила:
- Я
- Кто платье сошьёт, постирает бельё
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы подруга моя!
- Я… Я... – тихо молвила Ева,
- Я… Я…
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию « семья»? (Ответы детей.)
(слайд № 5)
- Просмотр видеоролика. (слайд № 6)
Давайте посмотрим что такое «семья» для ваших сверстников. Совпадает ли их понятие с вашим?
- Упражнение «Ассоциация». (слайд № 7)
У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? (можно использовать много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)
- Если семья – это постройка, то какая..
- Если семья – это цвет, то какой…
- Если семья – это музыка, то какая…
- Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
- Если семья – это название фильма, то какое…
- Если семья – это настроение, то какое…
III. Открытие детьми новых знаний.
1. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
2. Кто из вас знает, что представляет из себя традиционная семья в различных религиозных
культурах? ( слайды № 8 – 11)
Где записаны законы создания и жизни семьи? ( в священных книгах)
Как они называются? (фотографии священных писаний на слайдах)
Как называлась книга о семье, домашнем укладе на Руси? («Домострой») (слайд № 12)
- Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности)
Чтение и обсуждение притчи.
Легенды и притчи являются прекрасным и эффективным средством общения, соединяя в себе мудрость и простоту. Притча не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Притчи – это косвенные указания, намёк, которые проникают в сердце подобно семенам и при благоприятных условиях прорастут и дадут всходы.
Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну легенду. (слайд 13)
« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…
Какое это слово? « ПОНИМАНИЕ». (слайд № 14)
- Работа с источниками в группах. (Приложение № 1)
Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами «водоворот».
- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?
Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)
Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).
Давайте составим общие семейные ценности. (слайд) (слайд № 15)
А какие буду самыми главными? (взаимопонимание и любовь) (слайд № 16)
- Индивидуальные рассказы детей о семейных ценностях, принятых у них. (можно заранее подготовить 2-3 учеников.
IY. Закрепление изученного.
Работа в группах. Составьте семейные заповеди. (слайд № 17)
( Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей. И т. д.)
Y. Рефлексия.
Нарисовать свою семью.
В конце занятия мне бы хотелось подарить вам свечу. Почему именно свечу? (слайд № 18)
Свеча символизирует свет домашнего очага, свет добра, истины. (слайд № 19)
YI. Домашнее задание. (слайд № 20)
Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.
Семь в исламской религиозной культуре.
В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).
Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?
Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
Семья в иудейской религиозной культуре.
Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.
Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.
Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».
Семья в православной культуре.
Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.
Любовь - основа основ семьи и православия.
Семья в буддистской религиозной культуре.
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.
Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям
Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок знаний "Семья и семейные ценности"
В уроке собран интересный материал по теме "Семья" : стихи осемье, легенда "Как появилась дружная семья", результаты статистики, кроссворд, пословицы,песня.К разработке составлена призентация....

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"
План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Урок знаний "Семья и семейные ценности"
Урок знаний 4 классТема: Семья и семейные ценности.Цели:Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за сво...

Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ «Семья, семейные ценности», 4 класс.
Урок по ОРКСЭ «Семья, семейные ценности»...
Конспект занятия по формированию фамилистических ценностей на тему :"Семья и семейные ценности" (1 класс)
Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.Задачи:1. познакомить учащихся с основными трад...

Презентация и технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Семья и семейные ценности"
Аннотация: в статье представлена технологическая карта урока на тему «Семья и семейные ценности». Автором детально описаны структура и ход урока, определены цель и задачи данного урока &nd...