Этикет.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок проводится в 4 классе.Дети знакомятся справилами этикета, узнают, каким бывает этикет, как правильно надо себя вести в той или иной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Конспект урока по предмету «Основы светской этики»

на тему «Этикет».

           

                      Соловьёва Людмила Михайловна,

                               учитель начальных классов.

г. Узловая, 2013год

Цель: 1) дать учащимся общее представление о том, что такое этикет;

          2) обеспечить понимания учащимися необходимости жить по правилам этикета.

Задачи:

1. Образовательные:

 - познакомить детей с основными правилами этикета;

 - подвести детей к пониманию необходимости этикета в современном обществе.

2. Воспитательные:              

 - формирование общечеловеческих ценностей: нравственный поступок;

 - формирование ценностных оценок себя и окружающих;

 - воспитание умения слушать других, культуры речи, общения.

3. Развивающие:                      

- развивать потребность использовать в жизни этикет;

- развивать коммуникативную культуру;

- развивать мировоззрение;

- развивать способности четко формулировать свои мысли.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Виды деятельности: беседа, самостоятельное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, фронтальная работа, разбор ситуаций, защита своей точки зрения, обсуждение, работа с правилами этикета, мультфильм.

Основные термины и понятия: Этикет. Правила этикета.

Оборудование: мультимедиа аппаратура, презентация по теме урока, учебники, тетради, иллюстрации из электронного приложения «Основы светской этики», «Толковый словарь».

Ход урока:

I.Организация деятельности учащихся.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда прошу сейчас.
Скрестите шпаги ваших мнений –
И мы начнём урочный  час!

II.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: рассказы учащихся (по желанию) и их обсуждение.

( Кого из наших современников можно назвать героями, защитниками Отечества? Есть ли такие люди в твоей семье?)

III. Работа с понятием  этикет. 

      - Рассмотрите эту иллюстрацию (рис.1 на стр.56). Что вы можете ответить этому мальчику?

      - Человек живёт не один (рис.2), а среди других людей – в обществе. Когда-то в древности, люди выглядели не так, как сейчас, и привычки у них были другие. Но идёт время, люди меняются. Меняется их жизнь, поведение, меняются и их представления о том, что хорошо и что плохо, что принято в обществе, а что не принято, - меняется ЭТИКЕТ. Ведь этикет – это и есть правила поведения в обществе. Никто его не придумывал. Просто большинство людей сейчас считают, что надо так, а не иначе. Есть, конечно, особые правила поведения, например, придворный этикет (рис.3) или дипломатический этикет (рис.4), иллюстрация из электронного приложения). Но мы поговорим об этикете повседневном, для простых воспитанных людей.

Слайды 1-5.

     - Давайте сначала рассмотрим само понятие «этикет». Я предлагаю обратиться к Толковому словарю.

      Один учащийся получает задание найти и ознакомиться со статьёй в словаре.

     - А мы с вами пока найдём это понятие в нашем учебнике на странице 56 (второй абзац).

Чтение и сравнение. Запись в тетрадь темы и определения.

Слайды 6-7.

Этикет и этикетка.

      Казалось бы, что между этими словами общего? Этикетку все видели, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают (информируют) о предмете.

Этикетка — словно маленький представитель вещи. И  от  того,  как  нам  понравился  этот  «полномочный посол», во многом зависит отношение к его «хозяину»— самой вещи.

А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде и т. п. тоже являются своеобразной ЭТИКЕТКОЙ. Именно эти наши свойства и особенности прежде всего бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.

Все-таки этикетка много значит. Ну, представьте себе: на бутылке вкуснейшего лимонада кислая наклейка «Уксус». Захочется ли кому-нибудь поближе познакомиться с содержимым бутылки? Полагаю, что нет. Так и в отношениях с людьми: неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий часто отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку воспитаннее.

Вот и получается, что этикет и этикетка — слова-родственники. И корень у них один (французский).

А разница между этикеткой и этикетом в том, что этикетка — это в конце концов что-то внешнее. И можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательными ярлыками. Правда, рано или поздно люди обязательно разберутся, что к чему.

Но воспитанность, хорошие манеры — не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. Конечно, бывают случаи, когда плохой, нечестный, не уважающий других человек выглядит на первый взгляд воспитанным. Он словно носит маску: приветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подаст пальто, откроет перед вами дверь, пропустит вперед. Однако вы знаете, ребята, что нельзя бесконечно притворяться. И очень скоро этот человек устанет казаться не таким, каков он на самом деле. Он снимет маску. И мы увидим его настоящее лицо: злое и неприятное.

Слайды 8-9.

IV. Самостоятельное чтение статьи из пособия для учащихся.

      - Правил этикета очень много. Слайд 10.

 И сейчас вам предстоит познакомиться с некоторыми из них. Прочитайте статью в учебнике на страницах 56,57.

    - Какие правила этикета вам встретились? (выбор костюма, речевой)

- Запишите в тетрадь.

- В чём они заключаются?

Рассказ учащихся сопровождается иллюстрациями из электронного пособия и  подобранными учителем.

Слайды 11-12.

     - Этими правилами мы пользуемся постоянно.

- В нашем языке существует много выражений речевого этикета. Сколько способов попрощаться, поздороваться, сделать комплимент. Мы должны уметь знакомиться, поздравлять, извиняться, приглашать, просить и предлагать, соглашаться и отказываться, утешать и т.д.

Слайды 13-16.

Физкультминутка – игра «Пожалуйста». 

    - Необходимо выполнять команды, только если к ним будет приложено слово «пожалуйста».

Встаньте п..

Присядьте

Присядьте п…

Встаньте п..

Поднимите руки вверх п…

Опустите руки

Опустите руки п…

Поверните туловище к соседу п…

Улыбнитесь ему п…

Садитесь

Садитесь п…

V. Работа по группам.

    - А какие правила этикета, кроме речевого и выбора костюма, вы ещё знаете?

Записываем в тетрадь.

    На экране: повседневный, столовый, гостевой, дипломатический, деловой, воинский и т.д.

    - Разделитесь на группы (можно по рядам, по вариантам, по желанию и т.д.), выберите одно из правил этикета, предложенных на экране, и попробуйте рассказать нём.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

VII. Представление и обсуждение работ по группам.

Слайды 17-23.

    - Если вы хотите узнать больше о правилах этикета, то можете обратиться в нашу школьную библиотеку или библиотеку клуба. А также ответы на ваши вопросы можно найти в интернете.

VIII. Подведение итогов.

- Давайте прочитаем последний абзац на странице 57.

- Так зачем же нам необходимо знать и пользоваться правилами этикета?

- Если как следует подумать, то поймёшь, что все правила этикета существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому тоже надо учиться, чтобы не попадать впросак из–за своей неловкости или незнания. Нужно вырабатывать у себя хорошие привычки.

Слайды 24-26.

IX.Задание на дом.

Слайд 27.

- Попробуйте вместе с родителями составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.

Дополнительный материал.

   (Если останется время, можно посмотреть мультфильм «Вини-Пух в гостях у Кролика».  После просмотра ответить на предложенные учителем вопросы.)

Слайд 28.

X. Рефлексия.

Слайды 29-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."

Цель: освоение  обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи  занятия:1.      Познакомить  детей  с  правилами  этикет...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"

Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЭТИКЕТУ " УРОКИ ЭТИКЕТА"

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ....