Этикет.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок проводится в 4 классе.Дети знакомятся справилами этикета, узнают, каким бывает этикет, как правильно надо себя вести в той или иной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Конспект урока по предмету «Основы светской этики»
на тему «Этикет».
Соловьёва Людмила Михайловна,
учитель начальных классов.
г. Узловая, 2013год
Цель: 1) дать учащимся общее представление о том, что такое этикет;
2) обеспечить понимания учащимися необходимости жить по правилам этикета.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с основными правилами этикета;
- подвести детей к пониманию необходимости этикета в современном обществе.
2. Воспитательные:
- формирование общечеловеческих ценностей: нравственный поступок;
- формирование ценностных оценок себя и окружающих;
- воспитание умения слушать других, культуры речи, общения.
3. Развивающие:
- развивать потребность использовать в жизни этикет;
- развивать коммуникативную культуру;
- развивать мировоззрение;
- развивать способности четко формулировать свои мысли.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Виды деятельности: беседа, самостоятельное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, фронтальная работа, разбор ситуаций, защита своей точки зрения, обсуждение, работа с правилами этикета, мультфильм.
Основные термины и понятия: Этикет. Правила этикета.
Оборудование: мультимедиа аппаратура, презентация по теме урока, учебники, тетради, иллюстрации из электронного приложения «Основы светской этики», «Толковый словарь».
Ход урока:
I.Организация деятельности учащихся.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда прошу сейчас.
Скрестите шпаги ваших мнений –
И мы начнём урочный час!
II.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: рассказы учащихся (по желанию) и их обсуждение.
( Кого из наших современников можно назвать героями, защитниками Отечества? Есть ли такие люди в твоей семье?)
III. Работа с понятием этикет.
- Рассмотрите эту иллюстрацию (рис.1 на стр.56). Что вы можете ответить этому мальчику?
- Человек живёт не один (рис.2), а среди других людей – в обществе. Когда-то в древности, люди выглядели не так, как сейчас, и привычки у них были другие. Но идёт время, люди меняются. Меняется их жизнь, поведение, меняются и их представления о том, что хорошо и что плохо, что принято в обществе, а что не принято, - меняется ЭТИКЕТ. Ведь этикет – это и есть правила поведения в обществе. Никто его не придумывал. Просто большинство людей сейчас считают, что надо так, а не иначе. Есть, конечно, особые правила поведения, например, придворный этикет (рис.3) или дипломатический этикет (рис.4), иллюстрация из электронного приложения). Но мы поговорим об этикете повседневном, для простых воспитанных людей.
Слайды 1-5.
- Давайте сначала рассмотрим само понятие «этикет». Я предлагаю обратиться к Толковому словарю.
Один учащийся получает задание найти и ознакомиться со статьёй в словаре.
- А мы с вами пока найдём это понятие в нашем учебнике на странице 56 (второй абзац).
Чтение и сравнение. Запись в тетрадь темы и определения.
Слайды 6-7.
Этикет и этикетка.
Казалось бы, что между этими словами общего? Этикетку все видели, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают (информируют) о предмете.
Этикетка — словно маленький представитель вещи. И от того, как нам понравился этот «полномочный посол», во многом зависит отношение к его «хозяину»— самой вещи.
А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде и т. п. тоже являются своеобразной ЭТИКЕТКОЙ. Именно эти наши свойства и особенности прежде всего бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.
Все-таки этикетка много значит. Ну, представьте себе: на бутылке вкуснейшего лимонада кислая наклейка «Уксус». Захочется ли кому-нибудь поближе познакомиться с содержимым бутылки? Полагаю, что нет. Так и в отношениях с людьми: неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий часто отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку воспитаннее.
Вот и получается, что этикет и этикетка — слова-родственники. И корень у них один (французский).
А разница между этикеткой и этикетом в том, что этикетка — это в конце концов что-то внешнее. И можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательными ярлыками. Правда, рано или поздно люди обязательно разберутся, что к чему.
Но воспитанность, хорошие манеры — не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. Конечно, бывают случаи, когда плохой, нечестный, не уважающий других человек выглядит на первый взгляд воспитанным. Он словно носит маску: приветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подаст пальто, откроет перед вами дверь, пропустит вперед. Однако вы знаете, ребята, что нельзя бесконечно притворяться. И очень скоро этот человек устанет казаться не таким, каков он на самом деле. Он снимет маску. И мы увидим его настоящее лицо: злое и неприятное.
Слайды 8-9.
IV. Самостоятельное чтение статьи из пособия для учащихся.
- Правил этикета очень много. Слайд 10.
И сейчас вам предстоит познакомиться с некоторыми из них. Прочитайте статью в учебнике на страницах 56,57.
- Какие правила этикета вам встретились? (выбор костюма, речевой)
- Запишите в тетрадь.
- В чём они заключаются?
Рассказ учащихся сопровождается иллюстрациями из электронного пособия и подобранными учителем.
Слайды 11-12.
- Этими правилами мы пользуемся постоянно.
- В нашем языке существует много выражений речевого этикета. Сколько способов попрощаться, поздороваться, сделать комплимент. Мы должны уметь знакомиться, поздравлять, извиняться, приглашать, просить и предлагать, соглашаться и отказываться, утешать и т.д.
Слайды 13-16.
Физкультминутка – игра «Пожалуйста».
- Необходимо выполнять команды, только если к ним будет приложено слово «пожалуйста».
Встаньте п..
Присядьте
Присядьте п…
Встаньте п..
Поднимите руки вверх п…
Опустите руки
Опустите руки п…
Поверните туловище к соседу п…
Улыбнитесь ему п…
Садитесь
Садитесь п…
V. Работа по группам.
- А какие правила этикета, кроме речевого и выбора костюма, вы ещё знаете?
Записываем в тетрадь.
На экране: повседневный, столовый, гостевой, дипломатический, деловой, воинский и т.д.
- Разделитесь на группы (можно по рядам, по вариантам, по желанию и т.д.), выберите одно из правил этикета, предложенных на экране, и попробуйте рассказать нём.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
VII. Представление и обсуждение работ по группам.
Слайды 17-23.
- Если вы хотите узнать больше о правилах этикета, то можете обратиться в нашу школьную библиотеку или библиотеку клуба. А также ответы на ваши вопросы можно найти в интернете.
VIII. Подведение итогов.
- Давайте прочитаем последний абзац на странице 57.
- Так зачем же нам необходимо знать и пользоваться правилами этикета?
- Если как следует подумать, то поймёшь, что все правила этикета существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому тоже надо учиться, чтобы не попадать впросак из–за своей неловкости или незнания. Нужно вырабатывать у себя хорошие привычки.
Слайды 24-26.
IX.Задание на дом.
Слайд 27.
- Попробуйте вместе с родителями составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.
Дополнительный материал.
(Если останется время, можно посмотреть мультфильм «Вини-Пух в гостях у Кролика». После просмотра ответить на предложенные учителем вопросы.)
Слайд 28.
X. Рефлексия.
Слайды 29-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."
Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи занятия:1. Познакомить детей с правилами этикет...
Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)
Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"
Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...
Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."
Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей орксэ)...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЭТИКЕТУ " УРОКИ ЭТИКЕТА"
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ....