Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся
статья по орксэ (4 класс) по теме

Закупра Ольга Александровна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_urokov_orkse.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся

Дата: 17.11.2013

Автор выступления: Закупра О.А.. учитель нач. классов

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся

В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, что ведёт к табакокурению, алкоголизму, наркоманию, аморальному поведению.

     Начиная с 1 четверти 2012-2013 учебного года, в нашей школе было введено изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Я прошла курсовую подготовку по преподаванию данного курса.

   Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. На первоначальном этапе было проведено анкетирование родителей, дети которых будут изучать данный курс и родительское собрание, где родители были ознакомлены с особенностями учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». По итогам выбора родителями модулей учебного курса, на данный момент в школе ведётся преподавание модуля: Основы светской этики. Преподавание ведется по учебнику, автор Р.Н.Бунеев . Мной  разработано календарно-тематическое планирование курса. При подготовке к учебным занятиям стараюсь спланировать так учебный процесс, чтобы он вызвал не только интерес у учащихся, но и отклик их душевных размышлений и переживаний. Почти на каждом уроке привлекаю лучшие образцы литературы и искусства, используя сборник текстов к урокам Светской этики, составленный мной. К каждому занятию есть презентации, которые способствуют более эффективному проведению урока.  Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

. Большую помощь оказывает то учебно-методическое обеспечение, которое было получено на курсах.

С целью организации творческих работ, усвоения основных понятий, контроля я считаю, что необходимы рабочие тетради к учебнику, которые позволят организовать смену деятельности на занятиях. В своей работе я использую тетрадь, разработанную мной с включением разработок других учителей.

     Стараюсь проявлять творчество при проведении динамических пауз, физминуток, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам. Использую ресурсы интернет, где находятся необходимые песни, репродукции, мультфильмы. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

 Основной целью преподавания данного модуля является: 
развитие интеллектуальных умений учащихся и привитие нравственных качеств личности.

    Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия.

    Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

     В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком.

Этот возрастной период сменяет детство и длится примерно до 12 лет. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино.

В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Высказывая своё отношение к предмету одна из моих учениц написала так: «..эти уроки учат делать моральный выбор – выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей…»

В беседе с родителями узнаю о том, что дети стали интересоваться историей семьи, им интересно кто были их предки, чем они занимались, откуда родом, какими были их семейные традиции. 

При выполнении различных заданий (интервью, написание эссе, подборе иллюстративного материала с целью получения информации, создание проекта) ребята обращаются к членам своей семьи

Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, первым трудовым навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек. Они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. 
   В этом плане на уроке с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. 
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться и т. д. 
     Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как : «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. Но многие ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей, предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения.
И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:
• укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину; 
• формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; 
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; 
• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; 
• наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, добродетель, мораль, нравственность, добро, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.        В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

   Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.

Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся.

Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе.

Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Нравственная культура необходима каждому человеку.

    Таким образом, уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.

Использованная литература:

1)   Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.

2)   Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. – № 11.

3)   Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся (статья из опыта работы)

"Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (статья из опыта работы по ведению курса " Основы православной культуры")...

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности обучающихся

Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недоста...

Презентация учителя начальных классов "Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (2 часть)

В данной презентации рассказывается о проблеме воспитания детей в современном мире и как её решить при помощи  введённого в школьную программу курса ОРКСЭ в 4 классе.  Приведены примерн...

Роль уроков ОРКСЭ в формировании нравственности учащихся

В представленном материале описан опыт по преподаванию учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", проведен анализ работы по формированию духовной нравственности учащихся...

Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей учащихся"

Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей   учащихся"...

Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности

В возрасте 10 лет ребёнок становится наиболее подверженным  потокам информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как ...