Урок ОРЭКС "Наша Родина" (с презентацией)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Кантович Надежда Ивановна

Урок составлен по ФГОС с УУД.

Тема урока: РОССИЯ - наша РОДИНА

Цель урока: создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество), гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект + презентация2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу ««Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Исполнитель: Кантович Надежда Ивановна,

учитель начальных классов,  

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 29»

2014


Технологическая карта урока

Предмет ___Основы  светской этики______ Класс __________4_______________

Базовый учебник:   «Основы светской этики»   А. Я.Данелюк

Тема урока:  Россия – наша Родина.

Цель урока: создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество), гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

Задачи урока:

  1. Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
  2. Воспитание у детей радости и гордости от того, что мы родились и живём в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории;
  3. Развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи;
  4. Сплочение детского коллектива.

Тип урока: комбинированный

Необходимое оборудование: проектор,  фонограмма  стихотворения «Родина»,  презентация «Наша Родина – Россия», рассказ «Рыцарь» В.К. Железняк, ноутбуки.

Основные понятия: Россия, Отечество, Родина, патриот, столица, президент, государственные символы, духовный мир,культурные традиции.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

2

Мотивация

- Послушайте стихотворение.

- О чём это стихотворение?

 

Закройте глаза и прислушайтесь… Попытайтесь представить, что мы Родиной зовём?

- Это лишь немного из того, что можно назвать большим и емким словом «Родина». Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

Дети слушают стихотворение. Уч – ся читает стихотворение наизусть.

. Слышишь песенку ручья?

    Это - Родина твоя.

  Слышишь голос соловья:

  Это – Родина твоя.

  Видишь звёздочки Кремля?

  Это – Родина твоя.

  Школа, где твои друзья

 Это Родина твоя.

  Руки матери твоей,

  Звон дождей,

 Шум ветвей,

 А в саду – смородина –

 Это тоже Родина.

Ответы детей

Ответы детей

Личностные: адекватная школьная мотивация

3

Целеполагание

- Как называется то место, где вы родились и выросли?

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

-  Как  называется наша  Родина?

Сегодня на уроке мы увидим, как велика и обширна наша Родина – Россия, почувствуем гордость за нашу великую державу.

(учитель включает фонограмму стихотворения)

-Какая тема нашего урока?

(учитель включает слайд 1)

-Наша Родина – Россия. Посмотрите на карту.  Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске Камчатском наступает полночь.

Да, широка и велика наша Россия! Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Россия – единое многонациональное государство. Много народов живет в нашей стране: русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы – все они составляют единую дружную семью. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

- Как по-другому называется Родина?    

    - Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина?  

-  Что общего в этих словах?  

- Итак, давайте еще раз прочитаем тему нашего урока.

-  Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

- За что мы любим нашу Родину?

     (Учитель читает стихотворение С. Васильева)

....Люблю тебя, моя Россия,                          

    За ясный свет твоих очей,                                    

  За ум, за подвиги святые,                                            

  За голос звонкий, как ручей...                              

 Люблю твои луга и нивы,                                          

 Прозрачный звон твоих равнин,                                        

   К воде склонившиеся ивы,                                            

  Верха пылающих рябин.                                              

 Люблю тебя с твоей тайгой,                                  

  С воспетым трижды камышом,                                          

    С великой Волгою-рекою.                                            

 С могучим быстрым Иртышом.                                  

 Люблю, глубоко понимаю                                      

       Степи задумчивую грусть.                    

  Люблю все то, что называю                              

   Одним широким словом «Русь»!                                  

 (С. Васильев)

- Посмотрите на стр. 4  , что вы узнаете на уроке?

-Давайте сформулируем цель и задачи урока.

Ответы детей

- Россия

Слушание фонограммы

--Наша Родина -  Россия.

-  Отечество.

 -Родились, родители, родственники

- Род

Ответы уч –ся

-  Мы узнаем: что такое духовный мир человека и что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Высказывания детей

4

Актуализация знаний

-У всякой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о какой стране идет речь.  Что это за символы?

- Да, это – герб, флаг и гимн (на экране появляются изображения герба, флага и гимна, слайд 3).

- Флаг, герб и гимн - государственные символы - это внешние отличительные признаки, знаки государства, объявляющие всем другим государствам мира о самобытности данного государства, отличии его от других государств и, главное, о его суверенитете. Именно поэтому государственные символы определяются высшими законодательными органами суверенных государств.

. (Слайд 3)

-Что вы знаете о цветах нашего флага?

(слайд 4)

- Главный символ любого государства - его герб.  (слайд 5)

- Где мы можем увидеть изображение герба?

- Третьим символом нашего государства является …. Да, это гимн. (Слайд 6)

-- А кто является главой нашего государства?

(слайд 7)

-Какой город является столицей нашей Родины?

-К Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. Давайте найдем Москву на карте.

(Слайд 8)

- А как называется наш родной город, в котором мы родились и живем?

(слайд 9)

- Это – герб, флаг и гимн.

 - Флаг. Слово "флаг" - греческого происхождения, от слова "флего", что означало "сжигать, озарять, гореть". С глубокой древности восточные славяне – русы имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее - стяг. Государственный флаг является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают почести и чтят его, как святыню. По решению Государственной думы и президента Россия вступила в 19 век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом. Знаменем Вооруженных Сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были и русские щиты.

(Выслушиваются предположения детей)

- Есть разные версии. По одной из них, это единство моря, земли и неба. Подругой - это содружество трех славянских народов. По третьей - цвета флага символизировали: белый - веру,  чистоту; синий - небо, благородство, верность; красный - героизм, отвагу, смелость.  Есть и такая версия: белый - это вера, синий -надежда, а красный – любовь.

- Герб России - двуглавый золотой орел, более четырехсот лет олицетворяет нашу державу. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился он в 1497 году. Впервые ввел его царь Иван - третий - великий князь всея Руси. Это был вначале герб Московского княжества, затем Русского государства, Российской Империи, а теперь всей России. Двуглавый орел - символ вечности России, символ сохранения в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные одной лентой, символизирующей кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов - русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как собирательницу и защитницу Земель Русских.

Ответы учащихся.

. Гимн - торжественная песнь, прославляет историю государства, его народа, красоту и богатство природы, традиции народа. В истории России их было несколько. Не случайно первым гимном России стала Молитва. Шли годы, менялись слова и музыка гимнов. С 1 января 2001 г. государственным гимном нашей страны стало произведение с современным текстом С. Михалкова на музыку В. Александрова. Текст утвержден Государственной думой и президентом. Государственный гимн страны исполняется при подъеме государственного флага, вручении наград, на официальных встречах представителей других государств. Во время  торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя.

- Президент, В. В. Путин.

- Город Москва.

- Череповец.

Познавательные:

  • Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе  сообщений

5

Изучение нового материала.

1)Проблемная ситуация

(дискуссия)

2) Работа с текстом

3) Чтение рассказа «Рыцарь» В. К. Железняков

- Напомните мне тему нашего урока.

- Какие задачи мы поставили?

- Мы знаем материальный мир. Это то, что нас окружает: предметы, вещи,  явления природы. А книги, кино, картины – что это?

- Найдите ответ на этот вопрос в третьем абзаце нашей статьи сегодняшнего урока.

- Да, это духовный мир, который по-другому называют миром культуры.

Большой вклад в мир культуры внесли такие известные всем нам люди как Александр Васильевич Суворов, великий русский полководец, Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, Михаил Васильевич Ломоносов – историк, математик, Александр Васильевич Александров - композитор.  (слайд 11. 12, 13, 14)

- К какому миру духовному или материальному  отнесём  чувства, настроение, которые мы испытываем глядя на этот мир? Почему? Докажите.

- Мнения ваши разделились. Что же это такое, как можно это назвать. Давайте найдём ответ в учебнике  в 4 абзаце. Найдите точный ответ на поставленный вопрос.

- Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или печалиться, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. Отчего это зависит?

- Всё зависит от того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь свои отношения с другими людьми. Каждый человек стоит перед выбором, а перед каким вы узнаете из 6 абзаца.

- А сейчас я предлагаю вам  поработать в парах, прочитать рассказ «Рыцарь»  автор В. К. Железняков и подумать, перед каким выбором стоял Саша. Что чувствовал Саша? Что почувствовал шофёр?  Какие чувства были на сердце у бабушки? Что помогло Саше сделать правильный выбор?

(Учитель контролирует выполнение работы)

- А как сделать правильный выбор? Что поможет?

- Предлагаю вам снова поработать в парах и найти ответ в 7 абзаце статьи.

- Что поможет сделать выбор?

(слайд 14)

- Наша Родина – Россия.

Ответы детей

Высказывания детей

Дети находят ответ на вопрос и комментируют.

Высказывания детей, доказательства.

Дети читают 4 абзац, формулируют ответ.

Высказывают свои предположения.

Дети читают 6 абзац и комментируют.

Дети читают рассказ, работая в парах, анализируют и  находят ответы на вопросы.

Дети высказывают свои предположения.

Дети  работают в парах, читают, делают вывод.

- Традиции, морально – этические нормы, вечные ценности, вера.

Личностные:

* Ценить и принимать ценности;

* Уважение к своему народу,

к своей родине

Познавательные:

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию в виде сообщений.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Личностные:

*Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения  ценностей гражданина России.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

6

Первичное закрепление.

 

-Приведите пример из жизни или порассуждайте над ситуацией.

(Учитель предлагает несколько ситуаций, побуждает детей к высказыванию своего мнения) (Слайд 16)

1 группа

Ситуация. На школьном празднике ты  случайно задел стол и разбил чашку. Никто этого не заметил, но все услышали звон и обернулись с вопросом:

-Ой, а кто разбил чашку?

Как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком?

2 группа

Ситуация. В магазине, выбирая продукты, ты случайно увидел, как у девушки выпала перчатка, а она не заметила. Как ты поступишь в этой ситуации?

3 группа

Ситуация. Вспомните ситуации из жизни, в которых человеку необходимо сделать выбор: как поступить?

Дети работают в группах, объясняют свой выбор.

Личностные:

Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения

7

Закрепление

(работа с ноутбуками)

- В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Россией.

- Проведём небольшой тренинг, проверим, как вы усвоили новый материал.

(Учитель осуществляет индивидуальный контроль)

Дети работают с ноутбуками, выполняют задания тренажёра                           (самопроверка)

8

Рефлексия

– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

-Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели выяснить?

- Что нового узнали?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Что было трудно?

- Что бы вы рассказали своей семье из того, что узнали на уроке?

Дети формулируют конечный результат своей работы на уроке, осуществляют самооценку,

Личностные:

* Рефлексивная адекватная самооценка

9

Домашнее задание

  1. Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
  2. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
  3. Подбери пословицы разных народов России на любую тему, которая поможет тебе доказать общность духовных ценностей и идеалов у людей разных национальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Наша Родина - Россия" УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку "Наша Родина - Россия" УМК "Начальная школа 21 века" 1класс....

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Что такое Родина?" с презентацией.

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Что такое Родина?" с презентацией....

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Что такое Родина?" с презентацией.

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Что такое Родина?" с презентацией....

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Что такое Родина?" с презентацией.

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Что такое Родина?" с презентацией....

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Что такое Родина?" с презентацией.

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Что такое Родина?" с презентацией....

Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией

Проект   урока   литературного   чтения   по  теме  "Стихи  Есенина  о  Родине"   с  презентацией.  На  уроке...

Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией

Проект   урока   литературного   чтения   по  теме  "Стихи  Есенина  о  Родине"   с  презентацией.  На  уроке...