Наш дом-Россия
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель МБОУ СОШ №28 посёлка Мостовского Краснодарского края Балашова Татьяна Ивановна.
Основы Православной культуры.4 класс.
Урок № 1.
Тема урока: «Наш дом – Россия».
Цель урока – сформировать представление детей о России - общей Родине всех ее граждан, развивать интерес к познанию прошлого своих предков, воспитывать уважительное отношение к наследию предков, учить видеть в настоящем продолжение опыта и традиций предыдущих поколений.
Задачи:
Образовательная: Познакомить со значением слов традиции, ценность, духовные традиции. Сформировать значения слов Отец, Отечество, Отчизна, Родина, род, родные.
Развивающая: развивать наблюдательность, умения обобщать, сравнивать, учить делать выводы, правильный выбор в жизненной ситуации.
Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, собственного достоинства, гордость за свою страну, уважительное отношение к православным семейным традициям.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
Форма урока: рассказ, компьютерная презентация: «Наш дом - Россия», беседа.
Продолжительность урока - 40 мин.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний. Введение в тему урока.
- Беседа по вопросам.
- Изучение нового материала (с использованием презентации и материалов учебника).
- Подведение итогов урока.
- Объяснение домашнего задания.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, послушайте внимательно музыку хорошо знакомой всем взрослым песни И. Дунаевского, просмотрите слайды и выскажите свои предположения о том, какова тема урока, о чём мы будем говорить в течение 40 минут. Вы совершенно правы, мы будем говорить о нашей Стране. О своей большой Родине мы говорили в 3 классе на уроках «Окружающего мира», о малой родине Кубани – на уроках «Кубановедения». А сегодня мы поговорим о нашем Отечестве на совершенно новом для всех учеников России предмете, который называется «Основы православной культуры». С этим предметом вместе с Вами сегодня познакомятся многие четвероклассники нашей необъятной Родины. Именно Вам доверило правительство и президент изучить новую науку, для Вас напечатали прекрасные учебники рабочие, тексты написали ученые, служители Церкви. Давайте аккуратно откроем и полистаем эти замечательные книги. На уроках нам предстоит познакомиться с православной культурой, раскрыть её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Сейчас мы посмотрим второй слайд, а после просмотра я попрошу Вас, используя уже имеющиеся знания, рассказать о стране, в которой мы живём.
Слайд 2. (Карта России. Московский Кремль. Дом Правительства.)
Рассказ учителя.
Мы живем в самой большой стране с территорией около 18 млн. кв. км и населением 145 млн. человек. Официальный язык – русский. Кроме русских, в стране проживает 100 разных народов. Большинство верующих – христиане, в основном православные, а также мусульмане, буддисты и др.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции...
С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна. Ребята, сейчас мальчики придумают и запишут в своих рабочих тетрадях однокоренные слова к слову «отец», а девочки - к слову «род». Прочтите, пожалуйста, свои цепочки однокоренных слов.
А теперь посмотрим слайд 3(родственники, члены семьи).
Отец Род
Отчий (дом) родной
Отечество родились
Отчизна Родина
Давайте хором прочитаем слова первого столбика. Как теперь Вы понимаете прекрасное слово «Отчизна»? Хором читаем слова второго столбика. Что же такое «Родина»?
(Ответы детей, чтение стихотворения З. Александровой «Родина», подготовленными заранее учащимися).
Если скажут слово «родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах белые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!
Итак, ребята, что мы называем Родиной? А какие слова – синонимы к этому слову Вы назовете?
(Родина – Отчизна, Отечество, Страна)
Послушайте, что написал ещё в 19 веке К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель.
(Читает учитель)
Наше Отечество.
Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
А теперь вспомните, как Россию называли при князе Владимире – Ясное Солнышко, об этом мы читали в учебнике 3 класса? (Русь). Кто знает, как родились эти имена собственные?
«В лесах, у непроходимых рек и болот жили русичи... Сей народ - отважен, храбр и силен. Идут они на врага со щитами и дротиками в руках, без панцирей…иные сражаются без рубашек и плащей,» - писали враги о воинах племени россы и русичи.
Откуда родом слова «Русь» и «Россия»? Запишем в тетрадь: «Русь» - от названия племени «русичи», « Россия» – от названия племени «россы».
Слайд 4. (Древние селения, города, храмы России).
Беседа.
- Назовите старинные русские города. (Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Псков).
- Какие архитектурные сооружения находятся в центре каждого города? ( Храмы, соборы, монастыри).
- Почему люди всем миром строили эти сооружения? (Потому что верили в Бога).
Работа по учебнику.
Беседа по вопросам учебника и содержанию текста.
Слово учителя.
Много войн, стихийных бедствий, разрушений и унижений перенесла наша страна за свою историю, но во все времена народ любил свою родину и молил Бога спасти и сохранить землю русскую для потомков.
Г. Гладков.
О Господи! Спаси и сохрани
Россию, Родину, Отчизну!
Я с нею связан всей моею жизнью-
О Господи! Спаси и сохрани
Я без неё не проживу и дня.
Она печаль, моя отрада.
Мне без России ничего не надо-
Я без неё не проживу и дня!
О Господи! Какая красота:
Прожилки рек и синие озера,
Надежда, вера и любовь во взоре-
О Господи! Какая красота!
Спаси и сохрани её , Господь,
Мою Россию, Родину, Отчизну.
Как матери, я ей обязан жизнью.
Спаси и сохрани её, Господь!
(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик).
Беседа.
- Кто передал нам такую прекрасную Родину?
- Каким именем назвали её наши предки?
- Представители, каких национальностей, проживающих в нашей стране, называют Россию своей Родиной?
- Как называют граждане страны русский язык? (Язык межнационального общения, государственный).
- Как должны жить народы России? (В мире и дружбе)
Слайд 5 (.Под песню «Я, ты, он, она - вместе целая страна» просмотр слайдов о счастливом детстве).
Физминутка.
-Ребята, отгадайте ребус – 7я. Да, речь пойдет о самом сокровенном и дорогом для каждого человека, о семье. Какое лексическое значение у этого слова? (Семь «я»)
Почему именно семь «я»? (Семьи были большие: мама, папа и не менее 5 детей). Это одна версия, а вторая - семья – от слова «Семя». Родители посеяли семя, и из него вырос новый человек, сын или дочь, – продолжатель рода.
Главной ценностью в России были люди, их семьи, особенно дети. Семья растила для страны защитников Отечества, тружеников, купцов, моряков … Отец и мать были хранителями традиций предков, на своем личном примере они учили детей жить правильно, соблюдать обычаи русского народа. Вспомните народные обычаи и традиции, о которых мы уже знаем из уроков «Окружающего мира « и «Кубановедения». ( Дети рассказывают: встречать гостя добрым словом и хлебом – солью, строить сообща дома, делить горе и радость, отмечать вместе православные праздники…) Традиции – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений.
Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье.
Чтение в рабочей тетради понятий «Традиции. Духовные (культурные) традиции».
Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон - знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.
Отношение между людьми, отношение к миру, знания, содержащиеся в книгах, составляют духовный мир человека, который ещё называют миром культуры.
Народная мудрость хранится в пословицах и поговорках. Давайте, восстановим их смысл:
Старших почитай, она - кормилица.
На землю не плюй, не погань свой рот
Не говори худое слово, младшим помогай.
Чтение в рабочей тетради понятия «Ценность».
Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Какие ценности лежат в основе семейных традиций? Вера, любовь, справедливость, милосердие, честность, достоинство, трудолюбие, доброта, чуткость. Нужно всегда поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать вместе праздники.
Подведение итога урока:
- Как называется новый учебный предмет?
- Как Вы понимаете выражение «Наш дом – Россия»?
- Назовите синонимы к слову Россия.
- Что такое духовные традиции?
- Что такое культурные традиции?
- Перечислите семейные традиции.
Домашнее задание.
В качестве домашнего задания предложить подобрать пословицы о семье.
Выучить понятия. Ответить на вопросы.
Посоветоваться с родителями, с другими взрослыми и назвать несколько традиций, принятых в вашей семье, в других семьях, нарисовать рисунки на тему «Наш дом – Россия».
Всем спасибо за урок. Запись домашнего задания.
Список использованных материалов:
Вечный календарь - Костенко А.Ю., учитель МОУ СОШ№ 54 «Воскресение»
г. Самары
http://pravolimp.ru. Методические рекомендации к урокам ОПК - Кураев А.В.
Учебник «Кубановедение» , 3-4 класс. Авторы: М.В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, Т. А. Науменко, Н.Я.Паскевич. 2011 год.
Учебник «Окружающий мир» , 3 класс. Автор О.Т. Поглазова. 2011год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"
Красочная презентация по теме урока делает изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"
Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...
Сценарий «Россия - всё, чем я живу» (геральдика России)
Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну....
Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей
Цели урока: 1.Познакомить учащихся со значением личности Петра 1 в истории...
«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»
Предназначена для работы с учащимися 9-1...
Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...