Методическая разработка урока на тему "Экскурсия в храм" (4 класс).
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Эту экскурсию целесообразно проводить при изучении курса ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия в храм. | 42.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Экскурсия в храм».
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
- Познакомить с понятием «православный храм».
- Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
- Формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
- Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Ориенти-ровочно-мотивацион-ный этап | Храм Божий на горе мелькнул | Мотивация учащихся к изучению темы урока. Словарная работа. Усвоение новых знаний. |
II. Операцион-ноисполни-тельный этап. | - Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм. - Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. - В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни. Беседа: - Что такое храм? - Что такое церковь? Что она означает? - Вот поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья. - Сегодня на уроке во время экскурсии мы подробно разберём с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме». 1. Внешние особенности храма. Экскурсия по территории храма. Беседа. - Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. - Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? - Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. - Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? - Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. - Как вы думаете, зачем нужны колокола? - Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 2. Изучение устройства храма. - Часто ли вы бываете в храме? - Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? - Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм. Мальчику и девочке: Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись. Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай. Не гляди по сторонам — Неполезно это нам... Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица, Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти. Учитель: И скажу я от души: Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. Приложись потом к кресту, Обещание дай Христу, Что исправиться намерен, Слову своему будь верен. Даром время не губи, Службу Божию полюби. Воскресенья подожди, На молитву приходи. Беседа: - О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? - Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь? - Как мы заходим в храм? - Как мы стоим во время богослужения? - Как оканчивается божественная литургия? Экскурсия. - Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарём на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящён какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. - Как называется храм находящийся в нашем городе? - Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм. Раздаю схемы-памятки. Схема храма - Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Православный храм делится на три части:
- В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлучённые от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. - Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра). Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. - Алтарь отделяется от храма иконостасом -перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращённые ликами к молящим- ся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящён храм. В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Да рах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря. Самое важное место в алтаре — престол - особо освящённый четырёхугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. | - Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом». - Церковь — означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. - Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. - Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. Выслушиваем предположения детей. Словарная работа. Выслушиваем предположения детей. Учащиеся читают стихотворение по ролям. Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они... Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Выслушиваем ответы детей. Храм в нашем городе посвящён преподобному Андрею Рублёву. Выслушиваем ответы детей. Такая схема есть у каждого учащегося. |
III. Рефлексивно-оценочный этап. | - Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения? Прихожане в Божий храм Рефлексия. - Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Любите, дети, старину С её былинными веками, С её старинными церквами, К величию ведшие страну… Любите. Дети, старину!.. С.С. Бехтеев | Личностная значимость новых знаний. Выслушиваем ответы детей. Выслушиваем ответы детей. |
IY. Домашнее задание. | Общее: - рассказать родителям о том, что запомнили на уроке во время экскурсии; - узнать, историю и особенности храмов нашего города. Индивидуальное: - нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты; - подобрать и выучить стихотворение о храме; - самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Методическая разработка урока английского языка в 3 классе на тему "Урок в зеленой школе" УМК Биболетовой М.З.
Материал представляет конспект урока № 3 в 3 классе по УМК Биболетовой М.З. Урок содержит ролевую игру с участием ученика 6 класса....
«Современный урок иностранного языка в свете требований ФГОС» Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме « Семья»
Изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении начинается со 2 класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать...
Методическая разработка урока английского языка во 2 классе. Технологическая карта урока "Окружающий мир. Вкусовые ощущения."
Технологическая карта урока "Окружающий мир. Вкусовые ощущения."...