Мастер-класс на тему: ,,День славянской письменности".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Никифорова Валентина Петровна

Привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам.

Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых. 

Сохранение и развитие традиций Православия.

Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 24 мая - День славянской письменности

Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам.

Задачи:

1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых.

2. Сохранение и развитие традиций Православия.

3. Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций.

Методы: поисковый, наглядный, словесный, творческий, анализ.

Эпиграф. (наглядный метод)

Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

                                                      Ход урока.

I. Актуализация знаний.

  • вариант. (поисковый метод)

Учитель показывает изображение святых Кирилла и Мефодия и спрашивает у детей:

- Узнали ли вы этих святых?

- Что знаете о них?

                            2 вариант.  (словесный метод)

Учитель сам называет имена этих святых и сообщает тему и цель урока.    

  • Вариант.

Показать фильм (5 мин.) (наглядный).

II. Постановка учебной задачи.

Святые равноапостольные.

ΙΙΙ. Открытие новых знаний.

Учитель: Откуда мы знаем о просветительной деятельности братьев Кирилла и Мефодия и о начале славянской письменности?

   Современниками и учениками первоучителей славян были составлены их жития на церковнославянском языке. Эти жизнеописания прошли многовековую проверку на прочность и до сего дня славистами всех стран признают важнейшими источниками по истории славянской письменности и культуры.

Два человека, о которых пойдет речь, никогда в своих  странствиях не попадали в земли Древней Руси, но именно они передали русскому народу кириллическую азбуку, которая стала кровью и плотью его культуры, которая жива и сейчас. И это величайший дар людям человека-подвижника.

Кирилл и Мефодий — родные братья, греки. Они родились в городе Фессалоники (Салоники) в Македонии (теперь территория Греции) в семье знатного военачальника.  Согласно житийному канону, семья была доброго рода, благочестивой и многодетной.

Мефодий, старший из восьми братьев, был усерден в учении. Он служил около десяти лет воеводой в славянской провинции Византии, но, оставив карьеру военного ушел на гору Олимп в монастырь Полихрон, где занимался изучением священных книг.

Когда Константину (Кириллу) было семь лет, он видел сон, в котором воевода предложил ему выбрать невесту из девушек города, и он выбрал красивейшую, по имени София. Родители поняли, что спутницей в его жизни будет Премудрость.

2. О жизни братьев рассказывают заранее подготовленные ученики.

1 ученик. «Житие» святителя свидетельствует, что он хорошо знал иврит, славянский, греческий, латинский и арабский языки. Отказавшись от выгодного брака, Кирилл стал патриаршим библиотекарем в соборе Святой Софии, а вскоре  тайно удалился на полгода в монастырь, а по возвращении преподавал в придворной школе — высшем учебном заведении Византии — философию (внешнюю — эллинскую и внутреннюю — христианскую). Тогда он и получил прозвище «Философ», оставшееся за ним навсегда.

2 ученик В 840-х годах Кирилл успешно состязался в диспутах, отстаивая иконопочитание и догмат о Святой Троице. Он предстает человеком, которому открыта Истина. Он тонко чувствует слово Библии и цитатами из нее умело аргументирует свою мысль.

1 ученик. В 858 году (или около 860 г.) Кирилл и Мефодий совершили поездку к хазарам. Окрестив около 200 хазар и взяв с собой отпущенных на свободу пленных греков, они возвратились. Старший брат стал игуменствовать в Полихронием монастыре, а младший вернулся в Константинополь.

2 ученик Здесь, в тиши одной из константинопольских обителей и была зачата славянская письменность: Кирилл создает славянскую азбуку по образу и подобию греческой, которая, в свою очередь, была заимствована из финикийской письменности, относящейся к VII в. до н. э.

Учитель. Жертвенный подвиг учёных братьев на ниве просвещения заложил основы письменной славянской культуры и способствовал установлению многоликой восточной христианской цивилизации. Начало славянской миссии святых Кирилла и Мефодия относится к 863 году.

IV. Первичное закрепление. (поисковый метод)

Практическая часть урока. Выполнение творческих заданий.

1. Знаете ли вы, какие книги были первыми на Руси?

Какие книги первыми были переведены на славянский язык?

Это книги Священного Писания – Апостол, Евангелие и Псалтирь.

Первой книгой, переведенной братьями было Евангелие. За ней последовали Апостол, Псалтирь, и постепенно весь чин церковного богослужения облачился в новый наряд – славянский. В процессе переводов был создан первый общеславянский литературный язык, который обычно называется старославянским. Это язык славянских переводов греческих церковных книг, выполненных Кириллом, Мефодием и их учениками во второй половине IX века. Рукописи той далекой эпохи не дошли до нашего времени, но сохранились их более поздние списки X–XI веков.

2. Работа в группах. (поисковый метод)

Учитель. На доске вы видите изображение старинных книг. В старину буквы в книгах тщательно выписывались, особенно заглавие и первые строки в книге. Они выписывались красной краской, а иногда и золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке появилось понятие «красная строка». Она была именно красная или красивая.

Помните:

Письма  славянского  узорчатая  вязь

Орнаментом  цветочным  оплелась.

А  силуэты лесных  зверей  и  птиц        

Цветами,  травами  и  стеблями  вились.

Задание №1          

1. На доске вы видите старинную и современную азбуку. Подумайте, какие буквы похожи на современные, а какие отличаются.

Задание №2

В современных книгах можно встретить такие старинные слова, которые могут показаться нам необычными. Раньше эти слова были понятны каждому, их использовали и в простой речи и в разных книгах. Сейчас такие слова живут в книгах, которыми пользуется Православная церковь.

Среди них есть слова, которые обозначают части нашего тела.

  • А сейчас мы поиграем. Запоминайте, как называются по – славянски части нашего тела.

Повторяйте и показывайте за мной.

Глава (голова), чело (лоб), очи (глаза), вежди (веки), ланиты (щеки), уста (рот), выя (шея), рамена (плечи), длань (ладонь), десница (правая рука), шуйца (левая рука), персты(пальцы).

3. Игра «Снежный ком».

Первый ученик называет слово – например: азбука.

Второй ученик – повторяет слово первого и добавляет своё  слово – азбука, Кирилл.

Третий ученик – повторяет предыдущие слова и добавляет своё слово – азбука, Кирилл, первопечатники

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из учеников не ошибётся. На этом игра заканчивается и побеждает тот ученик, который был последним недопустивший ошибку.

Учитель: Предложенный Кириллом славянский алфавит называют глаголицей.Он был насыщен символами. Пользуясь глаголицей, Кирилл перевел на церковнославянский отрывки из Евангелия, а позже, с помощью Мефодия, византийские богослужебные книги.

Игра «переведи слово».

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, благодаря чему мы сейчас знаем, как говорили славяне много веков назад. О значении многих из этих слов мы можем сейчас догадаться, некоторые же слова сейчас приобрели совсем другой смысл. Эти и другие старославянские слова сейчас в основном употребляются в богослужениях православной церкви. Некоторые слова мы слышим не только в церкви, но не всегда знаем точное их значение.

Давайте сейчас поиграем в игру «переведи слово». Я буду говорить слово по-старославянски, а вы будете переводить его на современный русский язык.

  • Хытрость – мастерство, умение
  •  Позор – зрелище
  • Присно – вечно, всегда
  • Глава – голова
  • Глаголати – говорить
  • Година – час
  • Господь – хозяин
  • Чадо – ребёнок
  • Варити – обманывать
  • Вечеря – пир, угощение
  • Вспять – назад
  • Благо – добро
  • Благ – добрый, хороший
  • Брань – война

Это только некоторые слова. Остальные старославянские слова можно прочитать в словаре.

«Я познал буквы:

Письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным

людям – постигайте мироздание! Несите слово убежденно: знание – дар божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»

4. Работа в группах. « Типография». (творческий метод)

Сейчас мы с вами представим себя в первой типографии и попробуем воссоздать один из листов русской азбуки.

У вас на столах имеется несколько листов. На одном из них вы видите старославянскую букву. На другом листе бумаги – рисунки.

Задание 1. Вам надо выбрать только те рисунки, которые по вашему мнению могли ли находиться на этой страничке.

После выполнения этого задания, группы  передают свои листы друг другу.

Задание 2.  Раскрасить рисунки.

Задание 3. Записать слова с буквой  о.

Викторина (поисковый метод).

1. Как сегодня называется город, в котором родились и провели детство Святой Кирилл и Святой Мефодий?      (Салоники)                                                                             

2. Чем занимался Св. Мефодий до того, как ушел в монахи на гору Олимп?   (Служил в военном звании)                                                                   

3. Как звали Святого Кирилла в миру, до пострига в монахи (в схиму)?   (Константин)  

4. Что обычно держит в руке изображаемый на православных иконах Святой равноап. Кирилл?  ( Славянскую азбуку)                                                                         

5. Как называется часть облачения Святого Мефодия в архиепископском сане, изображаемого на иконе.    (Омофор )                                                                                                                                                                            6. Назовите первую богослужебную книгу, переведенную святыми братьями с греческого на славянский.  (Апостол)                                                                                 

7. Какие народы пользуются церковнославянским языком?        

(Русские, болгары, сербы, украинцы)

24 мая – День славянской письменности.

День славянской культуры и письменности – праздник известный как день памяти первоучителей славянских народов – братьев Кирилла и Мефодия.

Празднование памяти святых братьев ещё в старые времена имело место у всех славянских народов, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия.

5. Соберите пословицы. (поисковый метод)

Книги читать                                               да и своим умом двигай

Книга книгой,                                             век не тужить.  

Кто знает аз да буки,                                  растит человека

С книгою жить                                            день без солнца.

Дом без книги                                             не в ладушки играть.

Испокон века книга                                    тому и книги в руки.  

Заключительное слово. 

Вывод: Изучив азбуку с самых «азов», мы можем прийти к выводу, что Константин и Мефодий оставили своим потомкам главную ценность – творение, которое призывает нас стремиться к самосовершенствованию, учению, мудрости и любви, поминая тёмные тропинки злобы. Зависти и вражды.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

Использованные источники:

  • Azbukivedi-istoria.ru/zagadki_istorii
  • www.pravmir.ru
  • www.redstar.ru
  • С.Х. Караславов «Кирилл и Мефодий. Москва. Издательство «Правда». 1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "День славянской письменности" и олимпиада по русскому языку

Занятие познавательно,т.к. знакомит с историей славянской письменности.Была проведена подготовительная работа:каждую букву дети рисовали,готовилось музыкальное сопровождение,подбиралисьвысказывания о ...

Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"

Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....

Серия родительских собраний в детском саду и начальной школе на день славянской письменности и культуры: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто смотрит телевизор»

Серия родительских собраний  в детском саду и начальной школе  Организация учебного процесса.     Название работы: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто см...

Классный час. Тема: « День славянской письменности и культуры.»

Цель: повышать уровень творческих способностей учащихся. Задачи:- создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность...

Классный час на тему "День славянской письменности"

Мы живем в стране, которая называется…/Россия/Россияне, русские, русичи…Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки....

Внеклассное мероприятие на тему "День славянской письменности"

24 мая - День Славянской культуры и письменности — праздник, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей Словенски...

конспект классного часа на тему "День славянской письменности"

Классный час на тему "День славянской письменности" предназначен для детей 4-го класса, его целью является создание условий для формирования у младших школьников знаний о дне славянской...