Урок окружающего мира в 3 классе. Тема" Размножение растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_raznoobrazie_rasteniy.doc | 84.5 КБ |
raznoobrazie_rasteniy_3_kl.ppt | 839 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Коноваловская СОШ
Конспект открытого урока окружающего мира в 3 классе (ФГОС) для районного методического объединения учителей начальных классов
Тема: «Разнообразие растений»
Составила и провела:
учитель начальных классов
Крашенинникова А.А.
2022 – 2023 учебный год
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе.
Тема: Разнообразие растений.
Тип урока: Урок-поиск
Технологии обучения: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.
Продолжительность: 40 минут
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- умение различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
- умение составлять план работы;
- умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать с информацией в малых группах;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в - умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
совместной деятельности.
Методы обучения на уроке: методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Описание урока
- Обоснование выбора формы проведения урока
Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть ». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.
2.Форма организации деятельности учащихся.
На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 5 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.
- Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.
На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:
- Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
- Стимулирование учащихся к высказываниям;
- Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
- Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения
Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
- своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
- чёткая организация учебного труда;
- групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.
Использование ИКТ на данном уроке способствует:
- решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
- повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
- увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения
Ход урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии |
1.Актуализация знаний. Мотивация |
Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим, И тихонечко сидим. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать. - Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся с вами в удивительное Царство- это Царство растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствуют нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны. А чтобы попасть нам в это царство нам богиня Флора задала вот такое задание: Отгадайте загадки: 1) Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? ( осина). 2) Последняя улыбка осени. Звезда на клумбе. (астра) - Молодцы, Что общего между отгадками?(царство растений) Как вы думаете о чём у на сегодня пойдёт речь на уроке?( Слайд 1) Царство растений пришли вы познать, Их тайны и загадки придется отгадать. - Каких представителей этого царства вы видите? (Слайд 2) - К какой группе растений их можно отнести? (Слайд 2)( Травы, деревья, кустарники.) -Ученые делят царство растений на 5 групп. (Слайд 3) - Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет? - Какие утверждения верны, а какие нет? (Слайд , 4, 5, 6, 7,8) - Опять нет единого мнения, что же нам делать, чтобы узнать, где ошибка, неверное представление о растении? - Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование? ?( узнаем, на какие группы учёные делят царство растений, будем учиться классифицировать растения.) Где правде, а где вымысел, легенда, ложь. Без науки о растениях не поймешь Домашнее задание у вас было поработать в разных источниках и найти ответ на вопрос: какая наука изучает растения? БОТАНИКА – ( от греч. слова «ботанэ» зелень, трава, растение ) – наука о растениях. Она изучает их жизнь, внутреннее и внешнее строение, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом. (Слайд 9) - И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать , - цветущие деревья, кустарники, травы , 2-я мхи, 3-я - папоротники, 4- я - хвойные растения, | Шиповник, сосна, тополь, смородина, одуванчик, папоротник. Дети называют соответствующие группы растений и в результате рядом с фотографией появляются названия групп Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия. - Изучить эти группы растений. - Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений - Ботаника | ( на доске располагаются фотографии представителей различных групп) (появляются группы растений) Для создания проблемной ситуации используем прием загадки. На доске фотография растения и информация о нем. |
2. Исследование в малых группах | - На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос? План 1.Прочитать текст 2.Рассмотреть гербарий, фотографии 3.Заполнить таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы. ( Слайд 10) | Высказывают свои предположения | |
3. Физминутка | Игра «Деревья, кустарники, травы». Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза, подберёзовик, зайчик, медведь, черёмуха. | Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие) | Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников. По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия учитель выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты |
4.Обмен информацией | Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица, где отмечено, имеет растение орган или не имеет.(слайд 9,10,11,12,) | Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу. | Дать возможность каждой группе представить информацию. |
5.Организация информации | - Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?. - Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесем к нецветковым? (Слайд 13) | Дети отвечают: имеющие цветы и не имеющие цветов. | (появляется схема) |
6.Связывание информации. Обобщение. | - Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений? Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, папоротники, мхи, хвойные. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путем деления или спорами. Мхи имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист- хвою, не цветут. | Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения. | |
7. Подведение итогов. Рефлексия | - А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор? (Слайд 14) - Ребята, а что на уроке вам запомнилось больше всего? Какое задание показалось интересным .Где наши знания пригодятся в жизни? Подведите итог урока… - Наше путешествие в царство растений не заканчивается на этом, на следующем уроке мы продолжим наше исследование и узнаем как дышат и питаются растения. - Запишем Д/З.( Слайд 16) | Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения. |
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса- М.:Просвещение, 2014.
- Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б.Шумакова- М.:Просвещение,2011.
- Нетрадиционные уроки в начальной школе: практическое пособие.- Ростов н / Д «Учитель»,2002.
- Я познаю мир: дет. энциклопедия: Растения./Багрова Л.А.- М.: ТКО «АСТ»,1995.
5. Васильева Е.В. Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. – 2006. – № 2.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Царство растений На какие группы можно разделить растения? травы кустарники деревья 1 2 3 4 5 6
Разнообразие растений. мхи водоросли папоротники цветковые хвойные
Цветет папоротник огненным цветком, распускаться в глухую ночь накануне дня Ивана Купала(7 июля) под удары грома и раскаты молний. Папоротник
Как прекрасен в период цветения мох- кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы. Мох
Водоросли В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль- грушеносный макроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же ,несъедобны.
Хвойные Лиственница- хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко- зелеными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.
Цветковые Из леса мы вышли к заболоченному водоему. Из воды на нас глядели желтые глазки- цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!
БОТАНИКА – ( от греч. слова «ботанэ» зелень, трава, растение ) – наука о растениях. Она изучает их жизнь, внутреннее и внешнее строение, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом
СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА цветковые хвойные мхи папоротники водоросли
План 1.Прочитать текст 2.Рассмотреть гербарий 3.Заполнить таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.
СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА цветковые + + + + + хвойные + + + мхи + + папоротники + + + водоросли
Растения нецветковые цветковые - водоросли - цветущие травы - мхи - кустарники - папоротники - деревья - хвойные растения
Цветет папоротник огненным цветком, распускаться в глухую ночь накануне дня Ивана Купала(7 июля) под удары грома и раскаты молний . Как прекрасен в период цветения мох- кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы. В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль- грушеносный макроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же ,несъедобны. Лиственница- хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко- зелеными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки. Из леса мы вышли к заболоченному водоему. Из воды на нас глядели желтые глазки- цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!
Спасибо за урок!
Домашнее задание: Учебник : стр.73 № 1,2. Рабочая тетрадь: стр. 39 -41 № 1 – 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"
урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"...
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"
Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок окружающего мира (3 класс) по теме "Лист -орган растения. Растение- единый организм"
Урок по программе "Гармония"для 3 класса. Учащиеся знакомятся состроением листа. Разнообразные формы работы помогают ученикам лучше понять новый материал, способствует развитию интеллектуальных и твор...
Урок окружающего мира 3 класс "Разнообразие растений"
Урок окружающего мира 3 класс "Разнообразие растений"...
Урок окружающего мира 4 класс (ПНШ) "Растения твоего края"
конспект урока...
Проект урока окружающего мира ( 4 класс) «Какие растения растут в лесу».
Проект урока окружающего мира УМК "Планета знаний" .Тема :" Какие растения растут в лесу" ( 4 класс)...