І. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА 1 мин
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу 3 мин
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». 3 мин
| Проверка готовности учеников к уроку. - Возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте себе и другим хорошей успешной работы. Поэтическая минутка. Забайкалье - это за Байкалом Это там, где сопки и тайга Это там, где снег по перевалам, Где зимой беснуется пурга. Забайкалье - резкие морозы В иней, снег закутана земля. В шубах снежных сосны и берёзы. Под покровом снега спят поля. Здесь весна багулом красит сопки. В синем небе дымкой облака, А в тайге чуть видимые тропки Приведут к хрустальным родникам. Богатырской мерой всё здесь взято – Ширь полей, долин, озёр И степей холмистых необъятных. Чистых рек, великолепных гор. Здесь нельзя в природу не влюбиться. Нет прекрасней и суровей края. Раз увидишь - долго будет сниться Забайкалья красота земная.
- Ребята, о чём говорит автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе нашего Забайкалья. -Мы с вами не только жители планеты Земля, мы с вами жители Забайкалья, мы жители своей Малой родины. Кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа. Посмотрите на выставку рисунков .Какая тема ее объединяет? - А что такое природа? - На какие 2 группы можно разделить природу?
- Как отличить живую природу от неживой?
- Как называется наука, которая изучает живую природу? -Кто знает значение слова «Биология»? Откройте словарь, найдите значение этого слова. - На какие царства (группы) ученые-биологи разделили живую природу? -Прежде чем определить тему нашего урока вспомним, в какой природной зоне находится наша Малая родина?
-Расскажите об особенностях неживой природы этой природной зоны. -Учитывая особенности нашей Малой родины, что можно сказать о растениях ?
| Проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку.
Ответы детей.
Это природа нашего Забайкалья.
- Это то, что нас окружает и не сделано руками человека.
- Живая и неживая. - Живые существуют, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
-Биология- работа со словарем.
- Царства растений, животных, грибов, бактерий.
Работа по карте «Природные зоны»
Рассказ учеников о природной зоне степей.
Ответы детей.
|
Слайд № 1
слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
|
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель: - Уточнить и расширить знания учащихся | 1) Сообщение темы и целей урока. Следовательно, тема нашего урока: Растения нашего края - Сегодня на уроке мы узнаем о растениях нашей Малой родины, а чтобы узнать новое , нужно повторить что уже изучили., что узнали. Готовы??? - Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях. Какие бывают растения? Назовите….(Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы;дикорастущие, культурные растения; комнатные растения; части растения; лиственные и хвойные деревья.)
- Почему растения можно разделить на большое количество групп? _ А как вы думаете, почему в разных природных зонах растут разные растения?
2) Знакомство с особенностями растениями нашего края. . Откройте учебники, страница 136-137. Прочитайте текст в учебнике стр.136 1 абзац. И дайте точный ответ на вопрос .Почему в разных природных зонах разные растения? И наша задача узнать, каковы особенные признаки этих растении. -Вспомним тему «Зона степей». Каков климат нашей Малой родины? (прочитайте в учебнике 1 абзац и найдите ответ).
-Рассмотрите гербарии тех растении , которые приспособились к жизни в степной зоне, и степные растения на стр.96-97. Почему на рисунке нет деревьев? -Ранней весной , когда в почве достаточно влаги, северная часть степей напоминает красочный ковер. Здесь зацветают разнообразные травянистые растения. Назовите растения, которые растут у нас?
-Обратите внимание на корневую систему растений степей. Что вы можете сказать о ней? -За короткий срок , пока не наступило жаркое лето, растения спешат отцвести и дать семена. В почве до следующей весны остаются семена или луковицы, клубни, корневища с запасом питательных веществ. В этом и проявляется приспособленность травянистых растений к жизни в степи. 3) работа в группах. - Сейчас вы составите таблицу «Растения нашей Малой родины». Каждая группа заполняет только один столбик растений, и готовит сообщения по своей группе. Первая -«Деревья», вторая «Кустарники» , третья-«Травянистые растения». Четвертая группа будет работать по теме «Растения Красной книги Забайкалья».Вы проведете исследовательскую работу с любыми источниками информации лежащими у вас на столах. Деревья | Кустарники | Травянистые растения |
|
|
|
Практическая работа. Ученики, объединившись в группы по 4–5 человек, получают задание составить список растений (деревьев, кустарников, трав), которые встречаются в природе родного края. Вспомним правила работы в группах..
|
- Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные растения; комнатные растения; лиственные и хвойные деревья.
- Растения очень разные.
-Все зависит от природных условий.
Чтение текста , ответы детей:
-Степи расположены в умеренной зоне нашей страны, где много солнечного света, но мало осадков. Влаги недостаточно. Зима малоснежная.Лето жаркое и сухое, с горячими ветрами.Дожди в степи выпадают редко, обычно ливневые.Почву напитать не успевают. - Влаги в степи хватает только для травянистых растений, поэтому деревья здесь практически не растут.
Работа с учебником, гербариями, представленными текстами, Иллюстрациями.
- Корни в виде луковиц, клубней,большие корневища растении.
Каждая группа готовит сообщение и заполняет в общей таблице свою часть
Учащиеся могут
использовать дополнительные источники знаний: гербарий растений, справочники, Красную книгу России, Красную книгу края, краеведческую литературу , по своим наблюдениям .
Закончив работу, ученики зачитывают и дополняют свои списки..
- · Изучают новый материал.
·
|
Слайд № 5
Учебник, с.136
стр .95
Просмотр отрывка видеофильма «Зона степей»
Табличка у каждого
|
Физкульт минутка для глаз. | 4)Выступление групп.
- Вы изучили группырастений,встречающиеся в нашем крае, и теперь можете проанализировать и обобщить знания. Каждой группе было дано задание, подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем.
- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?
-Деревья ….Потому что они менее приспособлены к условиям нашего края…А что можно сказать о численности травянистых растении? -Их большее количество , т.к. они более приспособлены к природным условиям. -Четвертая группа приготовила для нас сообщения на тему «Растения Красной книги». -Ребята, а почему растения попали в Красную книгу? -Ачто можем мы с вами сделать для того, чтобы как можно меньше растении попадало в Красную книгу? Какие правила мы должны знать и соблюдать при выездах на природу? -А теперь оцените работу каждой группы. -Какие удивительные превращения происходят в степи? Могут ли растения бегать по степи? Интересные вопросы?.. Чтобы узнать ответ вы поработаете с хрестоматией по окружающему миру. Стр .170-172. 5) Следующая часть урока посвящается культурным растениям края. _Откроите учебники на стр.137. Чтение текста по цепочке. - На доске названия отраслейрастениеводства. Обратите внимание на слова. Как называются такие слова? Из скольких слов они составлены • Полеводство — выращивание полевых культур. Главными полевыми культурами являются зерновые. Это пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, гречиха, просо. К полевым культурам относят также технические культуры — картофель, лен, подсолнечник. • Овощеводство — выращивание овощных культур. Например, капусты, лука, огурцов, томатов, моркови и др. • Плодоводство — выращивание плодово-ягодных культур. В зависимости от природной зоны в крае могут расти яблони, груши, абрикосы, персики, смородина, малина, крыжовник и др. • Цветоводство — выращивание цветочных культур: роз, гвоздик, георгинов, тюльпанов и др. -От чего зависит отрасли растениеводства нашей Малой родины?
| Каждая группа выступает. Заполняют таблицу «Растения нашего края» на доске.
Ответы детей
Сообщения о растениях Красной книги.
Ответы детей. Дети оценивают выступающих каждой группы группу.
Дают ответы после прочтения дополнительной литературы.
Ученики вслух по цепочке читают текст учебника на с. 137. Сложные слова из двух слов.
От климатических условии. |
Слайд № 7
Слайд №8
Слайд № 9
Слайд № 10 |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
| А теперь закрепим пройденный материал. Я вам показываю иллюстрацию культурных растении, вы записываете название и отрасль.
- Творческая работа для учащихся (дополнительно): написать синквейн. Коллективное составление синквейна Синквейн: Растения. Красивые, незащищённые. Восхищают, радуют, помогают. Прекрасный наряд планеты. Жизнь! | Школьники составляют список культурных растений, которые выращиваются в их крае, называют отрасль растениеводства. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). |
|