урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Колосова Людмила Сергеевна

урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc290 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение



«Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Ачкасова



Белгородского района Белгородской области»

















Открытый урок



по учебному предмету «Окружающий мир»



в 3 «В» классе



Тема: «Охрана растений»



 





Выполнила:



Неделяева Л.С.

















2012-2013 учебный год


Урок
Тема: «Охрана растений».

Цель: обобщить знания учащихся об охране растений, познакомить к содержание и значением Красной книги, о правилах бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитофон, доклады учеников о Красной книге, иллюстрации растений, занесенных в красную книгу.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»

- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня на уроке мы обсудим проблему «Охрана растений». Послушайте небольшой рассказ.

Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде дело доброе, а воспитательница стала их ругать.

– Зачем, – сердится, – ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики – нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и …

– Но почему? – чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые.

– Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит – всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.

– А ромашку рвать можно? – спросила одна девочка.

– Пока можно, да и то осторожно, – услышала она в ответ справедливые слова.

– Ребята, скажите, какие бы вы цветы выбрали на месте детей – большие и яркие или маленькие и чахлые. (Большие и яркие).

– Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения так потомство дать и не успевают – в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое красивое, крупное, яркое, душистое, мы в результате себя же и грабим.

Этот незатейливый случай показывает, как люди, не задумываясь о последствиях для природы, при таком, казалось бы, безобидном приятном занятии, как сбор цветов, наносят огромный вред окружающему нас миру.

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня на уроке мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, совершим путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока: “ Охрана растений ”.

Известный писатель  М.Пришвина сказал “ Охранять природу – значит, охранять Родину ”. И мы это сегодня докажем.

- Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле!

- Какое значение имеют растения для людей?

Топливо        Бумага           Кислород          Пища        Лекарства

              Ткани           Строительный материал

(Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них.  Делают ткани, бумагу. Многие  растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал.)

- Какое значение имеют растения для животных?

( Для животных растения – это и “ Дом ” и “ Пища ”.

 Обобщение: несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от растений. К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений. Тысячи гектаров леса сгорают  в России по вине человека. Причиной тому не потушенный костер. Выпиливая леса, люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток.

– Как вы думаете, что ожидает эти леса в дальнейшем?

– Повлияет ли это на жизнь животных?

– Что возможно сделать в ваших силах, чтобы не нанести вреда природе?

– Что делает государство по охране природы?

2. Знакомство с Красной книгой.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. ( показ книги )

- Красная книга! Почему она красная? ( Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно. )

- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.

(Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “ переселение ” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир).

Поговорим о растениях, растущих в Белгородской области, которые занесены к красную книгу.

БАРВИНОК ТРАВЯНИСТЫЙ – вид, находящийся под угрозой исчезновения.

Многолетник 15—35 см высоты. Цветет в апреле-мае. По кустарникам и склонам. Размножается семенами.

Распространение и встречаемость. В Белгородской области встречаются в: Ровеньском, Вейделевском, Корочанском, Новооскольском, Яковлевском  районах.

ПРОСТРЕЛ ЛУГОВОЙ

Многолетнее растение от 7 до 45 см высотой. Цветет в апреле-мае, плоды созревают в мае-июне. Размножается семенами и вегетативно.

Распространение и встречаемость. В Белгородской области: Белгородский (Шопино), Борисовский (Острасьевы яры), Прохоровский (ур. Гремучий). Шебекинский (Бекарюковский бор - поляны, Ново-Таволжанка, Ржевка, хут. Партизанский), Новооскольский районы. - Боры, песчаные степи, на песках.

РЯБЧИК РУССКИЙ

Многолетник. 15-30 см высотой. Цветет в апреле-мае. Плодоносит в конце мая-начале июня и вскоре заканчивает вегетацию; эфемероид. Размножается семенами и вегетативно. Произрастает в светлых лесах, на лугах, остепненных полянах и опушках.

Распространение и встречаемость. В Белгородской области: Белгородский (окр. с. Нелидовка), Корочанский («Кручка»), Новооскольский (балка Ханова), Губкинский («Лысые Горы», «Ямская степь»), Прохоровский (окр. Беленихино), Яковлевский (Шопино) районы.

Мы познакомились с растениями только нашей области, а по всей России таких редких растений намного больше.

3. Беседа.

- Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?

На доске:

Человек наносит вред растениям:

- хозяйственной деятельностью

- сбором букетов

- неумеренным сбором лекарственных растений

- вытаптыванием

- Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!

- Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячелистник, калган.

- Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого- вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “ Гринпис ”. В России таких людей называют “ зелёными ”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни. Недаром народная мудрость гласит: “ Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево ”. Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!

Физкультминутка

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

ΙΙΙ. Первичное закрепление изученного материала.

Отрицательное воздействие человека на мир растений.

Прочитайте параграф учебника с.55-57.

- От кого нужно в первую очередь охранять растения?

- Рассмотрите иллюстрацию на с.56 и расскажите, что губительно действует на растения.

- Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны составить запрещающие знаки, которыми  вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится клей.

( дети составляют аппликацию  под музыку).

  1. Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  2. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  3. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
  4. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  5. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

- Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.

ΙV. Итог урока.

- Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

- Что люди могут сделать для охраны растений? ( Сажать больше деревьев и кустарников).

- Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?

(Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, птиц).

- Ну а хотела бы я завершить  наш урок песней. На столах у вас лежит текст  песни, и под музыку мы попробуем её спеть. Песня “ Не рвите цветы” (Дети поют песню)

Как светла Земля на заре

И распахнута вся для сказок,

В жемчугах она, в серебре,

В изумрудах она, в алмазах.

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля!

Птиц разбуженных голоса

Завораживают и манят,

Может, прячутся чудеса,

Как табун лошадей в тумане?

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля!

Расколдована тишина

С самым первым лучом рассвета,

Значит, кончилось время сна,

Все цветы ждут слова привета.

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля!

- На этом наш урок закончен, всем гостям большое спасибо, за то, что вы пришли к нам.

VΙ. Домашнее задание

Уч. с. 54-57 чит.и пересказывать, задания к параграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Охрана растений"

Данный урок является 11 уроком в блоке «Растительный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащи...

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира  1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...

урок окружающего мира "Разнообразие растений"

Урок - исследование. Учитель - сотрудник, дети - исследователи....

Урок окружающего мира "Комнатные растения" 2 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока "Окружающий мир" для 2 класса по теме "Комнатные растения" Оборудование: живые комнатные растения, предметы для ухода за ними, мультимедийное оборудование,компьютерная п...

урок окружающего мира "Культурные растения моего края" УМК "ПНШ"

Урок окружающего мира.2-ая четверть 2-го класса.«Культурные растения нашего края»                Задачи урока: 1. Назвать признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных. Познакомить учащихся...

Урок окружающего мира "Охрана растений" 3 класс

Урок «Охрана растений» направлен на обобщение знаний учащихся о значении растений в жизни животных и человека. Урок интегрированный. Используются элементы уроков русского языка (словообразовател...

Урок окружающего мира "Комнатные растения"

Конспект урока по окружающему миру. Есть презентация. Пишите, если надо: soloveva_elena_0@mail.ru...