Технологическая карта урока окружающего мира с применением технологии развития критического мышления «Дикорастущие и культурные растения» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Данный урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно-деятельностного подхода с использованием технологии развития критического мышления (приемы «Верите ли вы, что …, «Синквейн», «Инсерт», приём «Толстых и тонких» вопросов») и здоровьесберегающей технологий. Применение технологии развития критического мышления позволило оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира
«Дикорастущие и культурные растения»
Класс: 2
Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: формировать представления о способах определения дикорастущих и культурных растений; расширить представление о разнообразии культурных растений; познакомить с легендами о растениях
Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы);
-рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию;
-отвечать на вопросы и оценивать свои знания;
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
-работать в паре и в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;
познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.
Оборудование: А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс (1 часть), рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, набор растений.
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||||||||||||||||||
1 стадия «Вызов» Цель: заинтересовать темой урока, активизировать учащихся. 1. Мотивация к учебной деятельности Цель: создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность 2. Актуализация знаний и мотивация Цель: активизировать мыслительные и познавательные процессы (синтез, анализ, обобщение, классификацию и т.д.)
Приём ТРКМ «КЛАСТЕР» Приём ТРКМ «Верите ли вы...» |
Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. – Проверим готовность к уроку
аккуратность, нетерпеливость, старательность, тактичность, отзывчивость, лень, рассудительность, внимательность, трудолюбие. -Что объединяет все эти слова? -Какие качества пригодятся нам сегодня на уроке? За правильные ответы вы будете получать листики дерева, а потом посмотрим, какое дерево у нас вырастит к концу урока. Прежде, чем узнавать, что – то новое, нужно обязательно вспомнить то, что мы уже знаем о растениях. -На какие группы делятся растения?
Самостоятельная работа 1) Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым. (карточки для проверки домашнего задания)
Поменяйтесь карточками с соседом по парте.
Проверяем. -Там, где правильно подчёркнуто, ставим плюс, там, где неправильно –минус. -У кого всё правильно? -Кому есть, над чем подумать? Как назвать одним словом названия этих предметов? 5. Ребята, определить тему урока вам поможет ещё одна загадка: Дышит, растёт, а ходить не может (растения). (В центре доски учитель записывает слово: РАСТЕНИЯ) Это начало нашего КЛАСТЕРА. Давайте запишем, что они делятся на деревья, кустарники и травы. Молодцы!
согласны. Вторая строка пока останется пустой.
- Верите ли вы, что – дикорастущие растения - это растения, которые человек посадил и ухаживал за ними? - Верите ли вы, что культурные растения - это растения, которые человек научил культуре поведения? - Верите ли вы, что люди стали выращивать культурные растения для своей пользы? - Верите ли вы, что культурные растения отличаются от дикорастущих? - Верите ли вы, что человек может помочь дикорастущим растениям тем, что не будет срывать цветы на лугу и ломать ветки деревьев в лесу Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы. Давайте попробуем поставить цели на сегодняшний урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Учащиеся выбирают ответы, делая акцент на положительные качества: аккуратность, старательность, тактичность, отзывчивость, рассудительность, внимательность, трудолюбие. Учащиеся дополняют предложения. Дети дарят друг- другу улыбки и настраиваются на позитивное сотрудничество. Выполняют самостоятельную работу. Проверяют работу (взаимопроверка) Дают свои варианты ответов для КЛАСТЕРА: (деревья, кустарники, травы.)
У каждого из детей на парте лежит таблица. в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. В первой строке ставят «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Познакомиться … Узнать… Поделиться… | Коммуникативные УУД: 1) развитие умения слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) создавать положительный эмоциональный настрой; 4) включение в учебную деятельность, проверяя готовность к уроку. Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, звукозаписи; 2) выявлять сущность, особенности объектов; 3) на основе анализа делать выводы; 4) обобщать и классифицировать по признакам; Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме. | ||||||||||||||||||||||||||
2.СТАДИЯ «Осмысление содержания» Цель этапа: работать с новой информацией и систематизировать ее сравнивая с теми знаниями, которые уже имеются; 3. Выявление места и причины затруднения Постановка учебной задачи. Цель: зафиксировать проблемную операцию, определить какого умения не хватает Физминутка
| Создание проблемной ситуации - Ребята, перед вами облако. 1. Здесь перечислены разные растения. Вам нужно зачеркнуть растения, которые растут на лугу, в лесу, у водоёмов. -Какие растения остались? (Яблоня, крыжовник, помидор, огурец, груша, лук, пшеница, картофель, лук, петрушка, роза) -Как вы думаете, почему остались именно эти растения? - Чем они отличаются от тех, что вы зачеркнули? -О каких растениях мы будем говорить? 2. Тема урока -Догадались, как звучит тема сегодняшнего урока? (Дикорастущие и культурные растения) -Какие цели стоят перед нами? Давайте откроем учебники и ознакомимся с ними. 3. Работа с материалом учебника. 4. Пора отдохнуть. Физминутка. Вот мы по лесу идем (маршируют) Здесь чудес полно кругом! (разводят руками) Елочки пересчитали И наклоны показали (раз, два, три) Там за кустиком лиса Прячет хитрые глаза. Но ее мы обхитрим И тихонько убежим! (бег на носочках) Что успели-посмотрели, А теперь тихонько сели! | Ученики. опираясь на свои знания, утверждают, что есть растения, за которыми никто не ухаживает, и есть растения, за которыми ухаживает человек. Дети распределяют их на группы. Заполнение КЛАСТЕРА. (Дикорастущие и культурные)
Выполняют движения | Личностные результаты: 1) выражать свои мысли в ответах; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | ||||||||||||||||||||||||||
4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: сформулировать задачи деятельности и на их основе выбрать модели и средства их реализации
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой Приём ТРКМ «ИНСЕРТ». | Сейчас вам предстоит изучить материал на этой же странице. Читают ученики. -О чем вы прочитали? Хорошо. Мы выяснили, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть растения, которые человек сажает сам. А как можно назвать такие растения? -- Какие же группы растений существуют? Растения: дикорастущие, культурные - Какие растения называются дикорастущими? - Какие растения называются культурными? 1. Групповая работа с проверкой -Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Вы открываете рабочие тетради на странице 48. Найдите первое задание. Вам предлагается заполнить таблицу, привести примеры. Перед вами наборы растений, которые вы можете взять в руки, тщательно изучить, после чего вам предстоит записать их названия в соответствующий столбик. 2. Проверка. Посмотрим, что у вас получилось. Одни группы называют дикорастущие растения, другие – культурные растения. 3. О каком дереве пойдет речь, вы узнаете, решив анаграмму НАСОС. Прием «ИНСЕРТ». Положите перед собой карточку № 1, слева у вас записаны предложения о сосне, поставьте знак «+» если это вам уже знакомо и «-», если вы этого не знали. -Какое это дерево дикорастущее или культурное7 -У кого больше «+»? Вы получаете по листочку.
. – А теперь поиграем и проверим, успешно ли усвоена тема урока. -Если я называю дикорастущее растение, то вам нужно хлопнуть один раз, если называю дикорастущее растение – топнуть 1 раз. |
Растения: дикорастущие, культурные Работают в группах Проверка. Одни группы называют дикорастущие растения, другие – культурные растения. Это слово СОСНА Самые активные получают листочки. Перечисляют их, дополняя новыми ответами. Делают вывод.
| Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, звукозаписи; 2) выявлять сущность, особенности объектов; 3) на основе анализа делать выводы; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работа с таблицей; 3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других;
Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работа с таблицей; Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | ||||||||||||||||||||||||||
6. Этап включения в систему знаний и повторения Цель: Закрепление способов действий, вызвавших затруднение |
Назовите ключевое слово нашего урока. |
Разгадывают кроссворд. Получают листочки за правильные ответы. Ключевое слово
РАСТЕНИЯ
| Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё мнение на основе работы с материалом; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; | ||||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа и самопроверка Цель: проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов | Заполняем КЛАСТЕР до конца
| Дети работают с кластером на доске и объясняют свой выбор.
| Познавательные УУД: 1) выявлять сущность, особенности объектов; 2) на основе анализа делать выводы; 3) обобщать и классифицировать по признакам
| ||||||||||||||||||||||||||
3. Стадия «Рефлексии» Цель этапа: учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей деятельности, свое состояние, свои эмоции 8.Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка Цель: зафиксировать уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов. Оценить свою работу на уроке. Наметить цели для последующей деятельности. | -Все были молодцы. Давайте прикрепим свои листочки к стволу дерева на доске. Посмотрите какая пушистая крона у нашего дерева! - Что нового узнали на уроке? 1) Домашнее задание: составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока. «Дикорастущие и культурные растения».
2) Самооценивание: Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – зелёный |
Открытия нового знания. Выбирают домашнее задание. Оценивают свою работу на уроке. Спасибо, вам ребята, за урок! | Личностные результаты: 1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 2) выражать свои эмоции; 3) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД 1) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.
Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...
Презентация к уроку окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.
Приложение к уроку....
Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"
Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "Какие бывают растения"
Цели урока:· познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава);· научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать...
Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления
Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления 3 класс...
Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Урок по окружающему миру во 2 классе....
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления. Тема: " Береги лес"!
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления...