Технологическая карта урока окружающего мира с применением технологии развития критического мышления «Дикорастущие и культурные растения» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Воронова Лидия Аркадьевна

Данный урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно-деятельностного подхода с использованием технологии развития критического мышления (приемы «Верите ли вы, что …, «Синквейн», «Инсерт», приём «Толстых и тонких» вопросов») и здоровьесберегающей технологий. Применение технологии развития критического мышления позволило оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

«Дикорастущие и культурные растения»

Класс: 2

Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: формировать представления о способах определения дикорастущих и культурных растений; расширить представление о разнообразии культурных растений; познакомить с легендами о растениях

Задачи урока:

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                                              

-определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы);

-рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию;

 -отвечать на вопросы и оценивать свои знания;

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

-работать в паре и в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                              

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                                              

- формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.

Оборудование: А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс (1 часть), рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, набор растений.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1 стадия «Вызов»

Цель: заинтересовать темой урока, активизировать учащихся.

1. Мотивация к учебной деятельности  

Цель: создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность

2. Актуализация знаний и мотивация

 Цель: активизировать мыслительные и познавательные процессы (синтез, анализ, обобщение, классификацию и т.д.)

 

Приём ТРКМ «КЛАСТЕР»

Приём ТРКМ                  

«Верите ли вы...»

  1.   Вот звонок нам дал сигнал:

   Он учиться нас позвал,

   А мы время не теряем

   И урок наш начинаем.

– Проверим готовность к уроку

  1. Прочитайте слова, записанные на доске:

аккуратность, нетерпеливость, старательность, тактичность, отзывчивость, лень, рассудительность, внимательность, трудолюбие.

-Что объединяет все эти слова?                        

 -Какие качества пригодятся нам сегодня на уроке?

       За правильные ответы вы будете получать листики дерева, а потом посмотрим, какое дерево у нас вырастит к концу урока.

         Прежде, чем узнавать, что – то новое, нужно обязательно вспомнить то, что мы уже знаем о растениях.                                                                  

 -На какие группы делятся растения?

  1. Теперь обратите внимание на карточки перед вами.  Прочитайте задание и выполните самостоятельно.                                                                        

                Самостоятельная работа                                                        1) Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим,   травы – желтым. (карточки для проверки домашнего задания)

Береза, можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

  Поменяйтесь карточками с соседом по парте.

                       

                          Проверяем.

-Там, где правильно подчёркнуто, ставим плюс, там, где неправильно –минус.

-У кого всё правильно?

-Кому есть, над чем подумать?                                            

      Как назвать одним словом названия этих предметов?   

     5.  Ребята, определить тему урока вам поможет ещё одна загадка: Дышит, растёт, а ходить не может (растения).                                                                    (В центре доски учитель записывает слово:                     РАСТЕНИЯ) 

          Это начало нашего КЛАСТЕРА.

Давайте запишем, что они делятся на деревья, кустарники и травы. Молодцы!

  1.         6. Начнём с игры «Верите ли вы…»                       У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не

 согласны. Вторая строка пока останется пустой.                

1

2

3

4

5

6

7

8

- Верите ли вы, что – дикорастущие растения - это растения, которые человек посадил и ухаживал за ними?

- Верите ли вы, что культурные растения - это растения, которые человек научил культуре поведения?

- Верите ли вы, что люди стали выращивать культурные растения для своей пользы?

- Верите ли вы, что культурные растения отличаются от дикорастущих?

- Верите ли вы, что человек может помочь дикорастущим растениям тем, что не будет срывать цветы на лугу и ломать ветки деревьев в лесу

      Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.

        Давайте попробуем поставить цели на сегодняшний урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 Учащиеся выбирают ответы, делая акцент на положительные качества: аккуратность, старательность, тактичность, отзывчивость, рассудительность, внимательность, трудолюбие.

 Учащиеся дополняют предложения.

 Дети дарят друг- другу улыбки и настраиваются на позитивное сотрудничество.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют работу (взаимопроверка)

Дают свои варианты ответов для КЛАСТЕРА: (деревья, кустарники, травы.)

 

 У каждого из детей на парте лежит таблица.

в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.                

В первой строке ставят «+», если согласны с утверждением, и «-», если не

 согласны.

Познакомиться …

Узнать…

Поделиться…

Коммуникативные УУД:

1) развитие умения слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) создавать положительный эмоциональный настрой;                          4) включение в учебную деятельность, проверяя готовность к уроку.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, звукозаписи;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа делать выводы;

4) обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме.

2.СТАДИЯ «Осмысление содержания»

Цель этапа: работать с новой информацией и систематизировать ее сравнивая с теми знаниями, которые уже имеются;

3. Выявление места и причины затруднения  Постановка учебной задачи.

Цель: зафиксировать проблемную операцию,

определить какого умения не хватает

 Физминутка

 

Создание проблемной ситуации

- Ребята, перед вами облако.

1.  Здесь перечислены разные растения. Вам нужно зачеркнуть растения, которые растут на лугу, в лесу, у водоёмов.                                                              -Какие растения остались?  (Яблоня, крыжовник, помидор, огурец, груша, лук, пшеница, картофель, лук, петрушка, роза)                                                                      -Как вы думаете, почему остались именно эти растения?                                                                            - Чем они отличаются от тех, что вы зачеркнули?

-О каких растениях мы будем говорить?

2. Тема урока

-Догадались, как звучит тема сегодняшнего урока? (Дикорастущие и культурные растения)

-Какие цели стоят перед нами?

Давайте откроем учебники и ознакомимся с ними.  

3. Работа с материалом учебника.

4. Пора отдохнуть. Физминутка.

Вот мы по лесу идем (маршируют)

Здесь чудес полно кругом! (разводят руками)

Елочки пересчитали

И наклоны показали (раз, два, три)

Там за кустиком лиса

Прячет хитрые глаза.

Но ее мы обхитрим

И тихонько убежим! (бег на носочках)

Что успели-посмотрели,

А теперь тихонько сели!

 Ученики. опираясь на свои знания, утверждают, что есть растения, за которыми никто не ухаживает, и есть растения, за которыми ухаживает человек.                                  Дети распределяют их на группы.

Заполнение КЛАСТЕРА.

(Дикорастущие и культурные)

 

Выполняют движения 

Личностные результаты:

1) выражать свои мысли в ответах;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

4.  Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

 Цель: сформулировать задачи деятельности и на их основе выбрать модели и средства их реализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Этап самостоятельной работы с самопроверкой  

Приём ТРКМ

 «ИНСЕРТ».

   Сейчас вам предстоит изучить материал на этой же странице.  Читают ученики.

-О чем вы прочитали?

    Хорошо. Мы выяснили, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть растения, которые человек сажает сам. А как можно назвать такие растения?

-- Какие же группы растений существуют?  Растения:

дикорастущие,  

культурные

- Какие растения называются дикорастущими?

- Какие растения называются культурными?

1. Групповая работа с проверкой                                                                 -Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Вы открываете рабочие тетради на странице 48. Найдите первое задание. Вам предлагается заполнить таблицу, привести примеры. Перед вами наборы растений, которые вы можете взять в руки, тщательно изучить, после чего вам предстоит записать их названия в соответствующий столбик.

2. Проверка.

Посмотрим, что у вас получилось. Одни группы называют дикорастущие растения, другие – культурные растения.                                                                  3.  О каком дереве пойдет речь, вы узнаете, решив анаграмму НАСОС.

Прием «ИНСЕРТ». Положите перед собой карточку № 1, слева у вас записаны предложения о сосне, поставьте знак «+» если это вам уже знакомо и «-», если вы этого не знали.  

-Какое это дерево дикорастущее или культурное7

-У кого больше «+»?                                                       Вы получаете по листочку.  

 

. – А теперь поиграем и проверим, успешно ли усвоена тема урока.

-Если я называю дикорастущее растение, то вам нужно хлопнуть один раз, если называю дикорастущее растение – топнуть 1 раз.

 

Растения:

дикорастущие,  

культурные

Работают в группах

Проверка.

Одни группы называют дикорастущие растения, другие – культурные растения.                                                                  

Это слово СОСНА

  Самые активные получают листочки.

 Перечисляют их, дополняя новыми ответами.

Делают вывод.

 

 

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, звукозаписи;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа делать выводы;

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работа с таблицей;

3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

 

 

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работа с таблицей;

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

6. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: Закрепление способов действий, вызвавших затруднение

Давайте отгадаем кроссворд и найдем ключевое слово нашего урока       

  Picture background

 

 

Назовите ключевое слово нашего урока.

 

 Разгадывают кроссворд.

Получают листочки за правильные ответы.

Ключевое слово

 

 РАСТЕНИЯ

 

  

 

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё мнение на основе работы с материалом;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

7. Самостоятельная работа и самопроверка  

Цель: проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов

Заполняем КЛАСТЕР до конца

        

        

        

Дети работают с кластером на доске и объясняют свой выбор.

 

Познавательные УУД:

1) выявлять сущность, особенности объектов;

2) на основе анализа делать выводы;

3) обобщать и классифицировать по признакам

 

3. Стадия «Рефлексии»

Цель этапа: учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей деятельности, свое состояние, свои эмоции

8.Рефлексия учебной деятельности.  Подведение итогов. Самооценка 

Цель: зафиксировать уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов.

Оценить свою работу на уроке.

 Наметить цели для последующей деятельности.

-Все были молодцы. Давайте прикрепим свои листочки к стволу дерева на доске. Посмотрите какая пушистая крона у нашего дерева!

- Что нового узнали на уроке?            

1) Домашнее задание: составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока. «Дикорастущие и культурные растения».

«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Что…?

Когда…?

Может…?

Зачем…?

Верно ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

Предположим, что будет, если…?

2) Самооценивание: 

 Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый

цвет, если вы были любознательными – зелёный

 

 

 

 

Открытия нового знания.

  Выбирают домашнее задание. Оценивают свою работу на уроке.

Спасибо, вам ребята, за урок!

Picture background

Личностные результаты:

1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) выражать свои эмоции;

3) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

1) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"

Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "Какие бывают растения"

Цели урока:·  познакомить учащихся с разнообразием растений  (дерево, кустарник, трава);·  научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать...

Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления

Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления 3 класс...

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления. Тема: " Береги лес"!

Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления...