Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления
Тема: Грибы
Класс: 3
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель: сформировать преставления о грибах как об особом царстве живой природы.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с многообразием грибов: съедобные, несъедобные, плесневые, шляпочные, с особенностями строения шляпочных грибов;
- сформировать представление о грибах, как части живой природы;
- показать значение грибов для человека.
Развивающие: развивать умение устанавливать связи между природными объектами, развивать экологическое мышление, воображение;
Воспитывающие: воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе, бережное отношение к хлебу
ХОД УРОКА
I Оргмомент.
II Стадия вызова.
- Здравствуйте. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
- Посмотрите на то, что находится у меня на столе.
- Как вы думаете, что объединяет все эти организмы?
- Назовите тему нашего урока (грибы) слайд
Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
-Перед вами на столах лежат таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о грибах и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Обменяйтесь в парах таблицами и допишите то, чего нет у соседа.
- Проверим, что у вас получилось.
- Оказывается, вы много знаете о грибах.
Приём ТРКМ «Верю - не верю»
*А верите ли вы, что грибы могут передвигаться? (слизевики, в виде лепёшек - жёлтого, белого и оранжевого цвета могут передвигаться и даже забираться на пни) слайд
* А верите ли вы, что бледная поганка – самый ядовитый гриб слайд
* А верите ли вы, что есть грибы «подснежники», которые можно собирать в апреле- мае (сморчки) слайд
* А верите ли вы, что есть грибы, которые с помощью запаха привлекают животных (трюфели) слайд
- Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Из ваших высказываний я поняла, что вы хотите узнать как можно больше о грибах. А также выяснить, почему столь непохожие организмы объединены в одно царство, чем грибы отличаются от всех и как они устроены. Это и будет целью нашего урока.
III. Стадия Осмысления
- Я приглашаю вас за грибами.
- Итак в путь слайд
- Все грибы, которые вы видели на экране, можно встретить в лесах Красновишерского района.
- Скажите, а где ещё можно найти грибы?
- Как одним словом, назвать все то, что вы сейчас перечислили? (природа)
-Что такое природа? (это то, что нас окружает, но не создано руками человека)
- Какая бывает природа?
- На какие группы делится природа?
Природа
неживая живая
- Назовите признаки живой природы.
- Как вы думаете, грибы это «живая» или «неживая» природа?
- Почему? (рождается, питается, растёт, размножается, дышит, умирает)
- Какие царства живой природы вы знаете?
Природа
неживая живая
растения животные грибы
бактерии
- Долгое время грибы считали растениями. А теперь пришли к мнению, что грибы - это особое царство живой природы.
- А почему нельзя отнести грибы ни к царству животных ни к царству растений?
Приём ТРКМ «Инсерт»
- Рассмотрим строение гриба. Для этого прочитаем текст на с. 126 и сделаем карандашом следующие пометы:
V- уже знал слайд
+ - новое
-думал иначе
? – есть вопросы
-Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым является для него)
- Какие у вас возникли вопросы?
- Поработайте в парах и ответьте на них своему соседу.
- Какие грибы вы знаете? Почему подберезовик и подосиновик получили такое название? (разбор по составу)
-Почему многие грибы растут под деревьями?
- Все грибы, которые вы назвали, называются шляпочными. А почему?
Кластер (добавить шляпочные)
- Судя по названию грибов, что играет важную роль в жизни гриба? (шляпка) слайд 2 раза
-Что вы о ней узнали? (в шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы)
- Из чего еще состоит надземная часть? (ножка) слайд
-А для чего нужна ножка? (по ней к шляпке продвигаются питательные
вещества, которые гриб берёт из почвы)
-А вместе ножка и шляпка, т.е надземная часть, имеют название «плодовое тело». слайд
-А теперь давайте более внимательно рассмотрим подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутинку)
-Как она называется? (грибница) слайд
- Посмотрите на слайд, сколько грибов вы видите? На самом деле здесь только один гриб, потому что одна грибница, а на ней несколько плодовых тел. Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте.
- Как вы думаете почему? (нити грибницы образуют сложную подземную
паутину, а на её сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело).
-Поэтому, очень важно не повредить грибницу, грибы нужно собирать аккуратно. Какие правила сбора грибов вы знаете? Слайд
-Прочитайте
- Вспомнили правила, а сейчас пойдём собирать грибы.
IV. Физминутка
Свежий воздух мы вдохнем –
За грибами все пойдем:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберем
И в обратный путь пойдем.
-Все ли грибы можно собирать? Почему? кластер
Шляпочные
Съедобные несъедобные
(ядовитые)
Игра «съедобное-несъедобное».
Рыжик, мухомор, белый гриб, бледная поганка, сморчок, ложный опёнок, лисички, сатанинский гриб, сыроежка
-А можно ли грибы найти на кухне? А я нашла.
- Работаем в парах
-Посмотрите на кусочки хлеба у вас на партах.
-Что это? (плесень) слайд
Плесень тоже относится к царству грибов
- Рассмотрите плесень под лупой и докажите, что я права. Из каких частей состоит плесень? (есть грибница и плодовое тело)
-Можно назвать её грибом?
А чего нет у плесени? (шляпки)
-Можно её в таком случае назвать шляпочным грибом? А как бы вы назвали этот вид грибов? Этот вид грибов называют «плесневые» слайд
Кластер (плесневые)
- А плесневые грибы человек как-нибудь использует? (из них получают лекарства) слышали такое слово – антибиотики? Пенициллин? Эти лекарства как раз изготавливают из плесневых грибов. слайд
- На кухне мы встречаем ещё один вид грибов – дрожжи. Посмотрите какие
они? (не образуют нитей грибницы). Слайд
- Они образуют отдельный вид грибов.
- Об их строении вы узнаете на уроках биологии в старших классах
Кластер (дрожжи)
- Как человек использует дрожжи? (тесто, вино, пиво)
- У вас на столах они сухие, чтобы было удобнее использовать.
- Посмотрите, как много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!
- Оказывается, их на Земле очень много: 100 тысяч видов! И все они разные. слайд
-Организмы, которые мы рассматривали вначале урока – это все грибы.
(чайный гриб, кефирный гриб, рисовый, трутовик) слайд
-Есть грибы, занесённые в Красную книгу. Это исчезающие виды. слайд
Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология (микос - гриб, логос- наука) слайд
V. Рефлексия
- Посмотрите на доску, перед вами кластер – схема основных понятий по теме урока. Используя кластер, заполните 3 столбик таблицы «Что нового вы узнали о грибах?»
- Почему грибы выделили в отдельное царство?
-Знания, открытые вами на уроке как могут пригодиться в жизни?
VI. Домашнее задание
Придумайте необычный гриб и нарисуйте его в рабочей тетради .
Благодарность – аплодисменты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.
Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...
Презентация к уроку окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.
Приложение к уроку....
Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"
Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "Какие бывают растения"
Цели урока:· познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава);· научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать...
Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Урок по окружающему миру во 2 классе....
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления. Тема: " Береги лес"!
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления...
«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления
В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах. Сре...