луг -природное сообщество 4 класс
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)
презентация может быть использована на уроке окружающего мира в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подумайте: 1. Чем луг отличается от леса? 2. Почему луг называются природным сообществом? Каждый из вас бывал на лугу. Луга радуют нас летом богатством травянистой растительности, множеством насекомых. В Челябинской области луга занимают северную часть степной зоны и чередуются с берёзовыми и осиновыми колками (небольшой участок земли) в лесостепной зоне. Примером луга могут служить лесные поляны и опушки. Многие луга в нашем крае объявлены памятниками природы и взяты под охрану. Задание: 1. Разделитесь на 4 группы: ботаники, зоологи, этмологи , экологи. 2. Выполните задания для каждой группы и подготовьте отчёт о своей работе.
Задание ботаникам: 1. Рассмотрите гербарии растений луга. Опишите их по плану: - Какое название растения? - Какие у растения корни? - Какие у растения стебли? - Какие у растения листья? - Когда растение зацветает? - Какие у него цветы (крупные или мелкие, яркие или невзрачные, есть ли у них запах)? - Когда у растения созревают семена? - Как распространяются семена? 2. Разделите растения на три группы: лекарственные, кормовые, ядовитые. Расскажите о представителях каждой группы. 3. По каким признакам можно узнать луговые растения?
Доп. материал в помощь ботаникам Наиболее распространённые лекарственные растения Челябинской области № п/п Название растения Иллюстрация Распространение, место обитания 1. Адонис весенний (горицвет, стародубка) Лесостепная, северная часть степной зоны, опушки. Лесные поляны, редколесья, склоны холмов. 2. Душица обыкновенная По всей области на лесных опушках и полянах, в кустарниках. 3. Зверобой продырявленный В горно-лесной и лесостепной зонах, на полянах, опушках, лугах.
№ п/п Название растения Иллюстрация Распространение, место обитания 4. Клубника (земляника) лесная зелёная По всей области на светлых полянах, вырубкам. 5. Кровохлёбка лекарственная По всей области на влажных лугах, полянах, по берегам рек. 6. Мать-и-мачеха Во всех зонах по берегам водоёмов, в оврагах.
№ п/п Название растения Иллюстрация Распространение, место обитания 4. Клубника (земляника) лесная зелёная По всей области на светлых полянах, вырубкам. 5. Кровохлёбка лекарственная По всей области на влажных лугах, полянах, по берегам рек. 6. Мать-и-мачеха Во всех зонах по берегам водоёмов, в оврагах.
№ п/п Название растения Иллюстрация Распространение, место обитания 7. Одуванчик обыкновенный Растёт повсюду. 8. Подорожник большой Встречается по всей области. 9. Тысячелистник обыкновенный Встречается по всей области.
Болиголов пятнистый Это одно из самых ядовитых растений нашей области. По внешнему виду оно напоминает укроп. Плоды мелкие, похожие на плоды тмина, укропа. Отличается тем, что имеют пять очень выпуклых волнообразных светлых ребрышек. Стебли и черешки покрыты сизым налетом и пурпурными пятнами. Произрастает болиголов у оврагов, дорог, вокруг высыхающих водоемов. Ядовиты все части растения, но особенно плоды. Уже через несколько минут после отравления появляются боли в желудке, головокружение, слабость. Растение опасно все лето.
Одуванчик По склонам, лугам, обочинам дорог весело желтеют одуванчики. Пройдёт немного времени – и жёлтые цветы сменятся нежной пушистой шапочкой: созревают семена – парашютики. Это простые милые цветы всем нравятся. Но не всем известно, что одуванчик – очень полезное растение. Сорви его листок и попробуй на язык. Сразу почувствуешь особый, горьковатый вкус. Горечь его не вредная. Не зря коровы и козы выискивают его на пастбищах, пропуская «сладкие» травы. Из нежных весенних листьев одуванчика можно приготовить вкусный салат. Одуванчик не только салатное, но и лекарственное растение. Учёные нашли в его блестящих длинных листьях, которые собраны в розетку, много витаминов.
Тысячелистник На лугах и лесных опушках часто встречается тысячелистник обыкновенный. Посмотрите на его лист, и вам станет ясно, откуда пошло такое название растения. Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая долька имеет ещё и ажурные края. Это одно из древнейших лекарственных растений. Человек издавна применял эту траву, которая оказалась полезной при лечении ран, останавливая кровотечение.
Лекарственные растения Подорожник Эта трава всегда на виду. В местах безлюдных, глухих подорожника почти нет, зато в обжитых, хоженых – его много. Ведь подорожник распространяется с помощью людей. Осенью, когда тугие полоски подорожника вытряхивают из коробочек клейкие семена, мы, сами того не замечая, зацепляем их с кусочками грязи на обуви. Помогают нам в этом и домашние животные. Соком листьев подорожника люди с давних времён заживляли раны, избавлялись от ожогов и нарывов. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.
Болиголов пятнистый Это одно из самых ядовитых растений нашей области. По внешнему виду оно напоминает укроп. Плоды мелкие, похожие на плоды тмина, укропа. Отличается тем, что имеют пять очень выпуклых волнообразных светлых ребрышек. Стебли и черешки покрыты сизым налетом и пурпурными пятнами. Произрастает болиголов у оврагов, дорог, вокруг высыхающих водоемов. Ядовиты все части растения, но особенно плоды. Уже через несколько минут после отравления появляются боли в желудке, головокружение, слабость. Растение опасно все лето.
Лютик едкий В нашей области несколько видов лютиков и все они ядовиты. Произрастают во всех районах, в самых разных местах. Ядовитые виды лютиковых содержат летучие вещества, резко пахнущие и жгучие на вкус. Яд раздражает слизистую оболочку глаз (временная потеря зрения), гортани, носа, что вызывает кашель. Сок растения, попав на кожу, вызывает нарывы. При употреблении растения внутрь поражаются почки и желудок.
Болиголов пятнистый Это одно из самых ядовитых растений нашей области. По внешнему виду оно напоминает укроп. Плоды мелкие, похожие на плоды тмина, укропа. Отличаются тем, что имеют пять очень выпуклых волнообразных светлых рёбрышек. Стебли и черешки покрыты сизым налётом и пурпурными пятнами, что и отличает его от других подобных растений. Всё растение издаёт неприятный мышиный запах. Произрастает болиголов у оврагов, дорог, вокруг высыхающих водоёмов. Ядовиты все части растения, но особенно плоды. Уже через несколько минут после отравления появляются боли в желудке, сильная слабость, головокружение. Походка становится шаткой, зрачок расширен, резко падает температура тела. Растение опасно всё лето.
Лютики (куриная слепота) В нашей области несколько видов лютиков и все они – ядовиты. Произрастают во всех районах, в самых разных местах. Ядовитые виды лютиковых содержат летучие вещества, резко пахнущие и жгучие на вкус. Яд раздражает слизистую оболочку глаз (временная потеря зрения), гортани, носа, что вызывает кашель. Сок растения, попав на кожу, вызывает нарывы. При употреблении растения внутрь поражаются почки и желудок.
Кормовые растения луга В зависимости от места нахождения луга на нём могут расти различные кормовые культуры. В долинах рек расположены заливные луга. На них растут ценные кормовые культуры: мятлик луговой и обыкновенный , которые образуют прохладный изумрудный ковёр. Зелёные или лиловые его колоски украшают луга. На заливных лугах растут и такие ценные кормовые травы, как: тимофеевка, безостый костёр, лисохвост, клевер, мышиный горошек, чина и многие другие. Они дают не только ценное сено, но и являются удобрением, когда перегнивают. На холмах и склонах речных долин располагаются суходольные луга. Запас влаги на них невелик, так как они увлажняются только дождевыми водами. На суходольных лугах растут бобовые и злаковые кормовые травы.
Клевер Здесь, у рощицы берёзовой. Где к лугам сбегает рожь, Кашки белой, кашки розовой, Кашки алой не сочтёшь! С колокольчиком, с ромашкою Клевер весело цветёт, И его «пчелиной кашкою» Называет наш народ. Где ни глянешь – ульи новые На лужайке у села, А над кашками пунцовыми Тихо кружится пчела. Косят клевер. Пахнет росами Нежно, сладко, как в саду. Свежий воздух над покосами Весь настоян на меду.
Ядовитые растения В Челябинской области насчитывается более 30 видов ядовитых растений. Вот некоторые из них: белена чёрная, болиголов пятнистый, дурман обыкновенный, лютик едкий, молочай лозный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...
конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"
Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....
Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс
Урок с использованием мультимедийных технологий по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс + презентация...
Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,...

Мастер-класс по окружающему миру. 3 класс. "Природные сообщества «луг», «озеро», «поле», «лес», «тундра».
В мастер-классе представлены наиболее результативные элементы организации групповой работы, методические приемы, педагогические действия, обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных...
«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».
План-конспект урока с презентацией....

Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»
Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»...