Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Откуда берутся снег и лёд» УМК Плешакова А.А. («Школа России»)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Трунина Марина Викторовна

Тема: Откуда берутся снег и лёд

Цели: познакомить учащихся со свойствами снега и льда; развивать наблюдательность, воображение, творческие способности учащихся; воспитывать любовь к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_1a.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 1 классе по теме «Откуда берутся снег и лёд» УМК Плешакова А.А. («Школа России»)

Тема: Откуда берутся снег и лёд

Цели: познакомить учащихся со свойствами снега и льда; развивать наблюдательность, воображение, творческие способности учащихся; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: снег, лёд тонкий и кусочками; стаканы, блюдца; набор цветной бумаги, цветные карандаши; карточки для каждого ученика; презентация к уроку.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие учителя:

Прозвенел, дружок, звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

II. Введение в тему урока.

Учитель:

-Сегодня мы с вами работаем под девизом….

- Ребята, перед вами картина известного русского художника А.А. Пластова 

- Какое время года изобразил художник на картине?

- По каким признакам можно догадаться, что это зима?

                                   Снег пушистый стелется

                                   Улица бела

                                   И метёт метелица

                                   К нам пришла… (зима)

- Глядя на картину,  хочется  вспомнить стихотворение И.З.Сурикова «Белый снег пушистый»

(читает ученик)

- Картина А.А.Пластова называется «Первый снег». Какое чувство вызывает у ребят приход зимы? А кто из вас любит зиму? За что?

- Мы все любим сказочную зиму. Её описывали и композиторы, и художники, и поэты.

- У А.С.Пушкина есть замечательные строки  из стихотворения «Зимнее утро»

                                 Под голубыми небесами

                                 Великолепными коврами,

                                 Блестя на солнце, снег лежит,

                                 Прозрачный лес один чернеет

                                 И ель сквозь иней зеленеет

                                 И речка подо льдом блестит

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Прочитайте тему урока на с.68 учебника (Откуда берутся снег и лёд?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

 (Будем изучать свойства снега и льда и узнаем как образуются снег и лёд)

Отгадайте загадку:

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.  (Снег)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло.  (Лёд)

 (Учитель выставляет на доску карточки со словами-отгадками)

(под музыку появляется Снежинка и Льдинка - две ученицы, исполняющие их роль)

- Ребята, у нас гости. Знакомьтесь. Это Снежинка. А это Льдинка.

Снежинка: В небе зародилась из капельки воды,

Я звёздочка резная дивной красоты.

Хрусталиком искристым с неба прилечу,

Сяду и растаю, если захочу.

Льдинка: И я тоже капелькой чистенькой была.

А когда замёрзла, словно замерла.

Тоже я искристая, ростом невеличка.

Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!

Снежинка: А вот и нет!

Я – из солнца, серебра!

Ты же – мутная вода!

Просто замарашка!

Тоже мне, близняшка.

Льдинка: Да опомнись! Вот так да!
Всё же я твоя сестра!

Учитель: Ребята, а вы как думаете? Льдинка и Снежинка - родные сёстры или нет? Проблемный вопрос попробуем разрешить с помощью опытов. Выполним лабораторную работу и попробуем доказать родство снега и льда.

III. Изучение нового материала

  1. Практическая работа.

Опыт 1. Сравнение снега и льда по цвету

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листы цветной бумаги. Покажите квадрат, по цвету соответствующий цвету снега. Какой цвет у снега? (Белый)

         Учитель берёт комочек снега и белую бумагу. Дети убеждаются, что они правы в определении цвета.

- На свете  нет ничего белее свежевыпавшего снега. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные облака. Попробуйте продолжить. (Белоснежное платье невесты, лепестки лилии…)

 - А какого цвета лёд? Найдите квадрат, по цвету соответствующий цвету льда.

          Помогая учащимся овладеть понятием «бесцветный», можно показать бумагу любого цвета.

Дети сравнивают её цвет и цвет льда, отвергая такие определения цвета. Наконец учитель берёт кусочек стекла и предлагает сравнить цвет стекла и цвет льда. Дети приходят к выводу, что лёд и стекло не имеют цвета, то есть бесцветные.

- Сделаем вывод: Снег белый, а лёд не имеет цвета, то есть бесцветный

Опыт 2. Сравнение снега и льда по прозрачности

Учитель: Возьмите газету. Положите на неё тонкий слой снега, а рядом – пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Через пластинку льда виден текст, а через снег – нет. Как можно назвать это свойство льда и снега?

Вывод: Снег – непрозрачный,  лёд – прозрачный.

Опыт 3. Сравнение снега и льда по плотности

Учитель: Рассмотрите снег и лёд. Попробуйте из снега сделать горку или ямку. А теперь то же самое сделайте изо льда. Что вы заметили?

Учитель: Установим ещё одно свойство льда. (Учитель ударяет молоточком)

- Что произошло? Как бы вы назвали это свойство льда? (Лёд -  хрупкий)

- Можно ли точно так же поступить со снегом? Почему? (Нет. Снег – рыхлый, мягкий. Он не расколется)

Вывод: Снег – рыхлый, а  лёд – хрупкий.

Опыт 4. Снег и лёд превращается в воду.

 На учительском столе стоят 2 стакана с тёплой водой.

Льдинка и Снежинка подходят к столу и на ощупь определяют температурное различие воды в стакане, снега и льда.

Учитель: Что произойдёт со снегом и льдом, если они попадут в тёплую воду? (Они растают)

- Проверим ваше предположение

Льдинка и Снежинка кладут в стаканы по кусочку снега и льда и, держа в руках, показывает детям. Снег и лёд быстро тают.

-Во что превратились снег и лёд? ( В воду)

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: В тепле снег и лёд тают, т.е. превращаются в воду

Обобщение знаний о свойствах снега и льда по таблице

-Чем похожи снег и лёд?

Чем отличаются друг от друга?

 (На доске Снег - рыхлый, белый, непрозрачный, в тепле тает.

Лёд - хрупкий, бесцветный, прозрачный, в тепле тает)

-Ребята, доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка – родные сёстры?

 (Да, доказали)

- Отметьте свойства снега и льда на своих карточках

Физминутка

Дует, дует ветерок

(руки вверх, качают в разные стороны)

И летит, летит снежок

 (показывают фонарики, опускают руки сверху вниз)

Закружился, заблестел. (кружатся)

Над полями полетел.     (бег на носочках)

Ветер стих, упал снежок. (приседают)

- Продолжаем наш урок

Снежинка: В природе мы царим везде

                     На благо матушке-земле.

Льдинка: Услышать мы хотим сейчас

                  Где вы ещё встречали нас?

Учитель: Снег и лёд наблюдаются в природе в разных видах.

- Ребята  подготовили загадки о зимних явлениях природы

            1) Он всё время занят делом.

                     Он не может зря идти.

                     Он идёт и красит белым

                     Всё, что видит на пути.    (Снег)

                       

                  2) Пристроилась на крыше ловко

                      Леденящая морковка.

                                                          (сосулька)

                  3) Снег с берёзы повалился

                      На Ванюшу комом  - хлоп!

                      Из Ванюши получился

                      Рыхлый беленький … (сугроб)

                   4) И не снег, и не лёд,

                       А серебром деревья уберёт

                                                                   (иней)

                    5) Кручу, бурчу

                         Знать никого не хочу

                                                                (метель)

 

                     6) Рыбам в зиму жить тепло:

                         Крыша - толстое стекло (лёд)

(Ответы находят в карточке. Получилась снежинка)

Учитель: А как образуется снег? (Посмотрим видео)

- Как вы поняли материал?

Тайна снежинок.

Ученик:                               

- Вода бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Газообразное - это водяной пар и из водяного пара и образуются снежинки.

Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ёщё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую…

Учитель: попробуйте лучики превратить в красивую звёздочку-снежинку

 (Дети рисуют снежинку)

 Учитель: А что такое лёд? Найдите самостоятельно ответ в учебнике стр.69 (Лёд - замёрзшая вода)

- Можно ли получить лёд в домашних условиях? (заморозить в холодильнике)

- Как образуется лёд в природе? (при замерзании рек и озёр)

Учитель: Лёд-это замёрзшая вода. В природе лёд образуется при замерзании рек и озёр в зимнее время.

           В очень холодных местах лёд может образоваться также из снега, который слёживается и становится твёрдым. Места скопления такого льда называются ледниками. Ледники есть высоко в горах. Летом они подтаивают и тем самым питают горные реки водой.

           Также есть ледники в местах, где круглый год холодно. Это, например, полярные области нашей планеты: Арктика и Антарктида.

В Арктике среди льдов живут известные вам белые медведи, а в Антарктиде – пингвины.

            В наших краях мы со льдом сталкиваемся зимой, когда льдом покрываются озёра и реки. Зимой на льду любят кататься и взрослые, и дети на коньках. Это здорово и полезно для здоровья, но надо помнить, что зимой лёд на озере и реке - это зона повышенного риска. Зимой в этих местах часто происходят несчастные случаи.

           Поэтому на коньках лучше кататься в специально залитых льдом местах или площадках.

IV. Обобщение.

 

Учитель: Какую пользу приносит снег и лёд?

          Снег и лёд – это надёжное укрытие животных и растений от стужи, это досыта напоенная влагой земля весной, это весёлые забавы детей, спорт, отдых, это удивительные и неповторимые явления природы…

          Приближаются новогодние каникулы. Вас ждут зимние забавы на свежем воздухе, играйте в снежки, катайтесь на санках, лыжах, коньках, но будьте осторожны на льду и в местах скопления сосулек.

V. Подведение итогов урока:

Учитель: Ребята, что нового вы узнали, побывав в нашем царстве снега и льда?

- Выразите своё отношение к уроку при помощи снежинки.

  -Подарите снежинку Снеговику.

(песня «Серебристые снежинки»)

Учитель: Спасибо, дети за урок!  Всем хорошего предновогоднего настроения!

Дополнительный материал

Загадка: С метёлкой в шляпе из ведра -

Директор зимнего двора       (Снеговик)

иней

сосулька                                                      снегопад

                                                                                 

сугроб                                                      метель

лёд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

УМК "Школа России". Окружающий мир. 1-й класс. Урок 27. ТЕМА: « ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»

УМК "Школа России". Урок разработан с требованиями ФГОС. Задействован электронный ресурс. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная и фронтальная работы....

Урок окружающего мира 1 класс на тему: Откуда берутся снег и лед?

Цель:·        формирование представлений о свойстве снега и льда;·        проведение практических исследований природных объектов ...

Конспект рока по окружающем миру, 1 класс, «Школа России", Тема: «Откуда берутся снег и лед»

Конспект рока по окружающем миру, 1 класс,  «Школа России,  Тема: «Откуда берутся снег и лед». Урок построен в соответствии с ФГОС, используются  информационно-коммуникативные техн...