Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Откуда берутся снег и лёд» УМК Плешакова А.А. («Школа России»)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тема: Откуда берутся снег и лёд
Цели: познакомить учащихся со свойствами снега и льда; развивать наблюдательность, воображение, творческие способности учащихся; воспитывать любовь к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_1a.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Откуда берутся снег и лёд» УМК Плешакова А.А. («Школа России»)
Тема: Откуда берутся снег и лёд
Цели: познакомить учащихся со свойствами снега и льда; развивать наблюдательность, воображение, творческие способности учащихся; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: снег, лёд тонкий и кусочками; стаканы, блюдца; набор цветной бумаги, цветные карандаши; карточки для каждого ученика; презентация к уроку.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие учителя:
Прозвенел, дружок, звонок.
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
II. Введение в тему урока.
Учитель:
-Сегодня мы с вами работаем под девизом….
- Ребята, перед вами картина известного русского художника А.А. Пластова
- Какое время года изобразил художник на картине?
- По каким признакам можно догадаться, что это зима?
Снег пушистый стелется
Улица бела
И метёт метелица
К нам пришла… (зима)
- Глядя на картину, хочется вспомнить стихотворение И.З.Сурикова «Белый снег пушистый»
(читает ученик)
- Картина А.А.Пластова называется «Первый снег». Какое чувство вызывает у ребят приход зимы? А кто из вас любит зиму? За что?
- Мы все любим сказочную зиму. Её описывали и композиторы, и художники, и поэты.
- У А.С.Пушкина есть замечательные строки из стихотворения «Зимнее утро»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит
- Догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Прочитайте тему урока на с.68 учебника (Откуда берутся снег и лёд?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
(Будем изучать свойства снега и льда и узнаем как образуются снег и лёд)
Отгадайте загадку:
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
(Учитель выставляет на доску карточки со словами-отгадками)
(под музыку появляется Снежинка и Льдинка - две ученицы, исполняющие их роль)
- Ребята, у нас гости. Знакомьтесь. Это Снежинка. А это Льдинка.
Снежинка: В небе зародилась из капельки воды,
Я звёздочка резная дивной красоты.
Хрусталиком искристым с неба прилечу,
Сяду и растаю, если захочу.
Льдинка: И я тоже капелькой чистенькой была.
А когда замёрзла, словно замерла.
Тоже я искристая, ростом невеличка.
Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!
Снежинка: А вот и нет!
Я – из солнца, серебра!
Ты же – мутная вода!
Просто замарашка!
Тоже мне, близняшка.
Льдинка: Да опомнись! Вот так да!
Всё же я твоя сестра!
Учитель: Ребята, а вы как думаете? Льдинка и Снежинка - родные сёстры или нет? Проблемный вопрос попробуем разрешить с помощью опытов. Выполним лабораторную работу и попробуем доказать родство снега и льда.
III. Изучение нового материала
- Практическая работа.
Опыт 1. Сравнение снега и льда по цвету
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листы цветной бумаги. Покажите квадрат, по цвету соответствующий цвету снега. Какой цвет у снега? (Белый)
Учитель берёт комочек снега и белую бумагу. Дети убеждаются, что они правы в определении цвета.
- На свете нет ничего белее свежевыпавшего снега. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные облака. Попробуйте продолжить. (Белоснежное платье невесты, лепестки лилии…)
- А какого цвета лёд? Найдите квадрат, по цвету соответствующий цвету льда.
Помогая учащимся овладеть понятием «бесцветный», можно показать бумагу любого цвета.
Дети сравнивают её цвет и цвет льда, отвергая такие определения цвета. Наконец учитель берёт кусочек стекла и предлагает сравнить цвет стекла и цвет льда. Дети приходят к выводу, что лёд и стекло не имеют цвета, то есть бесцветные.
- Сделаем вывод: Снег белый, а лёд не имеет цвета, то есть бесцветный
Опыт 2. Сравнение снега и льда по прозрачности
Учитель: Возьмите газету. Положите на неё тонкий слой снега, а рядом – пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Через пластинку льда виден текст, а через снег – нет. Как можно назвать это свойство льда и снега?
Вывод: Снег – непрозрачный, лёд – прозрачный.
Опыт 3. Сравнение снега и льда по плотности
Учитель: Рассмотрите снег и лёд. Попробуйте из снега сделать горку или ямку. А теперь то же самое сделайте изо льда. Что вы заметили?
Учитель: Установим ещё одно свойство льда. (Учитель ударяет молоточком)
- Что произошло? Как бы вы назвали это свойство льда? (Лёд - хрупкий)
- Можно ли точно так же поступить со снегом? Почему? (Нет. Снег – рыхлый, мягкий. Он не расколется)
Вывод: Снег – рыхлый, а лёд – хрупкий.
Опыт 4. Снег и лёд превращается в воду.
На учительском столе стоят 2 стакана с тёплой водой.
Льдинка и Снежинка подходят к столу и на ощупь определяют температурное различие воды в стакане, снега и льда.
Учитель: Что произойдёт со снегом и льдом, если они попадут в тёплую воду? (Они растают)
- Проверим ваше предположение
Льдинка и Снежинка кладут в стаканы по кусочку снега и льда и, держа в руках, показывает детям. Снег и лёд быстро тают.
-Во что превратились снег и лёд? ( В воду)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: В тепле снег и лёд тают, т.е. превращаются в воду
Обобщение знаний о свойствах снега и льда по таблице
-Чем похожи снег и лёд?
Чем отличаются друг от друга?
(На доске Снег - рыхлый, белый, непрозрачный, в тепле тает.
Лёд - хрупкий, бесцветный, прозрачный, в тепле тает)
-Ребята, доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка – родные сёстры?
(Да, доказали)
- Отметьте свойства снега и льда на своих карточках
Физминутка
Дует, дует ветерок
(руки вверх, качают в разные стороны)
И летит, летит снежок
(показывают фонарики, опускают руки сверху вниз)
Закружился, заблестел. (кружатся)
Над полями полетел. (бег на носочках)
Ветер стих, упал снежок. (приседают)
- Продолжаем наш урок
Снежинка: В природе мы царим везде
На благо матушке-земле.
Льдинка: Услышать мы хотим сейчас
Где вы ещё встречали нас?
Учитель: Снег и лёд наблюдаются в природе в разных видах.
- Ребята подготовили загадки о зимних явлениях природы
1) Он всё время занят делом.
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)
2) Пристроилась на крыше ловко
Леденящая морковка.
(сосулька)
3) Снег с берёзы повалился
На Ванюшу комом - хлоп!
Из Ванюши получился
Рыхлый беленький … (сугроб)
4) И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт
(иней)
5) Кручу, бурчу
Знать никого не хочу
(метель)
6) Рыбам в зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло (лёд)
(Ответы находят в карточке. Получилась снежинка)
Учитель: А как образуется снег? (Посмотрим видео)
- Как вы поняли материал?
Тайна снежинок.
Ученик:
- Вода бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Газообразное - это водяной пар и из водяного пара и образуются снежинки.
Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ёщё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую…
Учитель: попробуйте лучики превратить в красивую звёздочку-снежинку
(Дети рисуют снежинку)
Учитель: А что такое лёд? Найдите самостоятельно ответ в учебнике стр.69 (Лёд - замёрзшая вода)
- Можно ли получить лёд в домашних условиях? (заморозить в холодильнике)
- Как образуется лёд в природе? (при замерзании рек и озёр)
Учитель: Лёд-это замёрзшая вода. В природе лёд образуется при замерзании рек и озёр в зимнее время.
В очень холодных местах лёд может образоваться также из снега, который слёживается и становится твёрдым. Места скопления такого льда называются ледниками. Ледники есть высоко в горах. Летом они подтаивают и тем самым питают горные реки водой.
Также есть ледники в местах, где круглый год холодно. Это, например, полярные области нашей планеты: Арктика и Антарктида.
В Арктике среди льдов живут известные вам белые медведи, а в Антарктиде – пингвины.
В наших краях мы со льдом сталкиваемся зимой, когда льдом покрываются озёра и реки. Зимой на льду любят кататься и взрослые, и дети на коньках. Это здорово и полезно для здоровья, но надо помнить, что зимой лёд на озере и реке - это зона повышенного риска. Зимой в этих местах часто происходят несчастные случаи.
Поэтому на коньках лучше кататься в специально залитых льдом местах или площадках.
IV. Обобщение.
Учитель: Какую пользу приносит снег и лёд?
Снег и лёд – это надёжное укрытие животных и растений от стужи, это досыта напоенная влагой земля весной, это весёлые забавы детей, спорт, отдых, это удивительные и неповторимые явления природы…
Приближаются новогодние каникулы. Вас ждут зимние забавы на свежем воздухе, играйте в снежки, катайтесь на санках, лыжах, коньках, но будьте осторожны на льду и в местах скопления сосулек.
V. Подведение итогов урока:
Учитель: Ребята, что нового вы узнали, побывав в нашем царстве снега и льда?
- Выразите своё отношение к уроку при помощи снежинки.
-Подарите снежинку Снеговику.
(песня «Серебристые снежинки»)
Учитель: Спасибо, дети за урок! Всем хорошего предновогоднего настроения!
Дополнительный материал
Загадка: С метёлкой в шляпе из ведра -
Директор зимнего двора (Снеговик)
иней
сосулька снегопад
сугроб метель
лёд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...
Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова
Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....
Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова
Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....
УМК "Школа России". Окружающий мир. 1-й класс. Урок 27. ТЕМА: « ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»
УМК "Школа России". Урок разработан с требованиями ФГОС. Задействован электронный ресурс. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная и фронтальная работы....
Урок окружающего мира 1 класс на тему: Откуда берутся снег и лед?
Цель:· формирование представлений о свойстве снега и льда;· проведение практических исследований природных объектов ...
Конспект рока по окружающем миру, 1 класс, «Школа России", Тема: «Откуда берутся снег и лед»
Конспект рока по окружающем миру, 1 класс, «Школа России, Тема: «Откуда берутся снег и лед». Урок построен в соответствии с ФГОС, используются информационно-коммуникативные техн...
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Откуда берутся снег и лёд"
Урок-иследование....