Технологическая карта урока «Деревья лиственные и хвойные»
план-конспект урока по окружающему миру
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 15.11.24 Школа: МБОУ «Чечеульская СОШ» Класс: 2А_ Урок: 4 Время: 10:40-11:29 Кабинет: _1 | Студент: Нечипурук А.В. Группа: 401НК_____ Учитель: Нечипурук Н.Н._ Методист: _______________________ |
Тема урока «Деревья лиственные и хвойные»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формировать о обучающихся знания о деревьях лиственных и хвойных.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. |
Воспитательные: 1 ) воспитывать бережное отношение к природе. 2)формировать интерес к изучаемому языку и окружающему миру;2 |
УМК: «Школа России» Учебник Окружающий мир. 2 класс. Плешаков А.А., Атлас-определитель «от земли до неба» Плешаков А.А.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова- тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов :беседа Группа наглядных методов Изображение Внешний контроль Самоконтроль | - Здравствуйте, ребята, Посмотрите, а что это за необычное послание у меня на столе? Кто хотел бы нам помочь его прочитать? Знаю лес и лес люблю, В гости вас к себе зову. Пусть на солнечной опушке Раздается звонкий смех. Разгадать лесные тайны Приглашаю к себе всех. Я люблю гулять по лесу, в лесу хожу я каждый день. Всё в лесу мне интересно: Каждый куст и каждый пень. Я веселый старичок, Старичок-…….!» (показываю изображение Старичка- Лесовичка на доске) - Ну, что, ребята, примем приглашение веселого Старичка-Лесовичка? - А разгадывать лесные тайны мы будем в командах. Давайте повторим правила работы в команде (на слайде появляются правила с пропуском слов, ребята досказывают словечко)
Участвовать …. ! | Слушают учителя, один из учеников зачитывает послание Старичка- Лесовичка -Да товарища внимательным тишину всем | К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов беседа Группа наглядных методов изображения Внешний контроль Самоконтроль | - Скажите ребята, какое сейчас время года? - Какие признаки осени вы знаете? - Посмотрите на доску и скажите, какое время года в лесу, куда пригласил нас Старичок- Лесовичок? Как вы это поняли? - Конечно, ребята, молодцы! Действительно, в нашем лесу тоже наступила осень. - Ранее на уроках мы с вами говорили о растениях, давайте вспомним на какие группы делятся все растения? - У какой группы есть только один ствол? | -Осень -Солнце реже появляется на небе, небо затянуто тучами, часто льют дожди, холодная погода, листья облетают с деревьев( листопад), птицы улетают в теплые края -Осень - Деревья, кустарники и травы -Деревья | П: на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; К: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; Р: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов беседа Внешний контроль Самоконтроль | - Обратите внимание, что у каких-то деревьев с приходом осени осталась листва, а у других нет. Почему так происходит, как вы думаете? - Как вы думаете какова тема нашего урока (на доске Деревья …. и ….) - Но в нашем лесу был сильный ветер, он разбросал не только листья, но и слова. Как вы думаете, что нам сейчас нужно сделать? Конечно! Составить из слов предложения! А не заметили здесь ничего необычного? Конечно, надписи на листочках наших слов разного цвета. Давайте начнем с зеленого цвета. Отлично! - Теперь синий цвет! - И последний цвет – красный! - Какие Вы молодцы! - Давайте теперь проговорим цели нашего урока
- Ну что ж, зная цели, предлагаю познакомиться с хвойными и лиственными деревьями нашего леса | -Потому что хвойные деревья листву не сбрасывают, а лиственные сбрасывают -Деревья лиственные и хвойные Составляют из слов предложения | П: сравнивать объекты окружающего устанавливать аналогии; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ проверки; К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; Р: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов беседа Группа практических методов самостоятельная работа Внешний контроль Самоконтроль | А для этого Старичок - Лесовичок предлагает нам отгадать загадку. Стоит красавица – - Что вы знаете о березе? - Символом чего является береза? -Как вы отличите березу от других деревьев? - Есть ли еще деревья в нашей стране с такой же корой, как у березы? Ответ на этот вопрос вы прочитаете в атласе-определителе, там где у вас закладка. На это задание у вас 1 минута. - Время истекло, команды вы готовы? - Тогда ответьте на вопрос, есть ли еще деревья в нашей стране с такой же корой как у березы. -Прочитайте ответ. Учитель дополняет информацию А известно ли Вам, что берёза не только красива, но очень полезна своей древесиной, корой, берёзовым соком. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Весной за сутки берёза может дать чуть больше ведра сока. Только не спеши собирать его, ведь без сока береза зачахнет и погибнет. - Отгадайте следующую загадку Темной он покрыт корой, - Найдите в атласе-определителе информацию о дубе. Прочитайте. - Рассмотрите иллюстрацию на соседней страничке в атласе и найдите дуб. - Как вы думаете, а у нас на доске в лесу растет дуб? - Какие листочки упали с этого дерева, давайте определим. -Как вы думаете, как называются деревья, у которых листья в виде пластинок? - Только ли в лесу мы можем встретить лиственные деревья? - Где еще мы можем увидеть их? - Отгадайте следующую загадку Что же это за девица - - Найдите в атласе - определителе стр. 82 иллюстрацию этого дерева. - Что вы можете сказать про это дерево? -Посмотрите на доску и скажите, в нашем лесу растет ель? - Где у нас в городе мы можем увидеть растущую ель? Учитель дополняет информацию Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления скрипок, гитар, пианино... Так же ель используют в лекарственных целях, из еловой хвои получают витамин С. - Отгадайте следующую загадку Хоть колюча, а не Ёлка, - Посмотрите на доску и найдите у нас это дерево. Учитель дополняет информацию Сосна – прекрасное витаминное дерево. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. В сосновых лесах много ягод и грибов. -Как вы думаете, как называются деревья, у которых листья в виде иголок или по другому хвоинок? Правильно! Умницы! - Итак, ребята, над достижением какой цели мы сейчас с вами работали? | Отгадывают загадку -Береза Высказывают свое мнение -Символом нашей страны -По белой коре Высказывают предположения Открывают атлас-определитель на нужной странице и читают информацию -Да - Нет, деревьев с белой корой как у березы в России нет. Отгадывают загадку -Дуб Находят информацию в атласе-определителе и зачитывают. Находят иллюстрацию -Да Из листочков на доске находят и крепят на дерево - Лиственные, появляется табличка на доске -Парк, школьный двор, возле дома Отгадывают загадку -Ель Находят иллюстрацию в атласе-определителе и рассматривают. Высказывают свои знания о дереве -В парке, возле здания почты, возле здания администрации. Отгадывают загадку -Сосна. Слушают учителя -Хвойные, появляется табличка на доске -Познакомиться с хвойными и лиственными деревьями | П: сравнивать объекты окружающего устанавливать аналогии; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов беседа Группа наглядных методов раздаточный материал Группа практических методов самостоятельная работа Внешний контроль Самоконтроль | На столах у вас лежат рабочие листы, посмотрите на них. Достаньте всё содержимое из конверта. - Итак, какую группу растений мы с вами сегодня изучаем? - Прикрепите карточку по середине со словом «Деревья» Теперь мы с вами знаем, что деревья бывают лиственные и хвойные. Старичок - Лесовичок собрал опавшие листочки, давайте рассмотрим их. - У каждого листочка есть свой номер, возьмите листочек № 1, рассмотрите его? -Определите, с какого дерева этот лист? - К какой группе деревьев относится береза? -Прикрепите листик в нужную колонку и прикрепите название дерева. В корзинке у вас лежат настоящие листики, найдите и определите лист березы. Рассмотрите его. - Давайте сейчас немного отдохнем | Прикрепляют карточки Рассматривают -Береза -Лиственные деревья Рассматривают лист | П: сравнивать объекты окружающего устанавливать аналогии; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | |
Физкультминутка (1 мин) Елочки зеленые на ветру качаются (качают из стороны в строну руками) На ветру качаются (качают из стороны в строну руками, кистями потрясли) Низко наклоняются (выполняют наклоны) Сколько елочек зеленых, столько сделайте прыжков ( прыгают по количеству елочек) Приседайте столько раз, сколько веточек у нас (приседают по количеству листиков) Ох и острые иголки у красивой нашей елке.(присели за парты) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная Группа словесных методов беседа Группа наглядных методов раздаточный материал Группа практических методов самостоятельная работа Внешний контроль Самоконтроль | - Рассмотрим лист под №2 -Определите, с какого дерева он упал? - К какой группе деревьев относится дуб? - Прикрепите этот листочек в нужную колонку рабочего листа и прикрепите название дерева. В корзинке у вас лежат настоящие листики, найдите и определите лист дуба. Рассмотрите его. - Итак, рассмотрите эти листья и скажите, что общего у них? - Деревья, на котором растут листья – называются … - Что происходит с лиственными деревьями в отличии от хвойных деревьев с приходом осени или зимы? - Посмотрите на листочек из конверта под №3. - С какого дерева этот листок? - Скажите, есть ли у ели листочки? -Да, это листочки, но они особенные, как по – другому мы их называем? - Молодцы, ребята! Правильно! - Как вы думаете, к какой группе деревьев нужно отнести ель? - Прикрепите хвою в нужную колонку и прикрепите название дерева. - Найдите и определите в корзинке веточку ели. Рассмотрите её. - Посмотрите на веточку под №4. - С какого дерева эта веточка? - Как вы думаете, к какой группе деревьев нужно отнести сосну? -Прикрепите веточку в нужную колонку и прикрепите название дерева. - Найдите и определите в корзинке веточку сосны. Рассмотрите её. - Итак, как называются деревья у которых вместо листочков - иголки? -Правильно, ребята! Деревья на которых растет хвоя, называются хвойные деревья. - Что происходит с хвойными деревьями в отличии от лиственных деревьев с приходом осени или зимы? - В конвертах остались еще карточки с названиями деревьев, ваша задача прочитать названия, подумать к какой группе стоит отнести эти деревья. (Клен, тополь, осина, пихта, сосна кедровая, лиственница). Для этой работы можно использовать атлас-определитель. -Для проверки этой работы, прошу команды поменяться рабочими листами для взаимопроверки. - Были ли у вас затруднения, при распределении деревьев по группам? -На какие две группы вы разделили эти деревья? - В какую группу вы определили лиственницу? - Для того, чтобы ответить на вопрос в какую группу определить лиственницу, предлагаю посмотреть небольшой видеоролик об этом дереве. - Итак, в какую группу мы определим лиственницу? - Теперь проверьте рабочие листы по эталону (появляется слайд) - Оцените работу команды. Если нет ошибок ставим + в нижнем левом углу, если есть недочеты ставим ! - Итак, ребята, над достижением какой цели мы сейчас с вами работали? | -Дуб -Лиственные деревья Рассматривают - Листочки в виде пластинок -Лиственные деревья. - Лиственные деревья сбрасывают осенью листву Рассматривают - Ель - У ели иголки - Иголки, хвоя -Хвойные деревья Прикрепляют карточку и рассматривают лист - Сосна - Хвойные деревья Прикрепляют карточку и рассматривают веточку - Хвойные деревья - Хвойные деревья свою хвою не сбрасывают с приходом осени. Эти деревья круглый год зеленые. Дети в командах работают самостоятельно Команды меняются рабочими листами Высказывают свои затруднения Просмотр видеоролика Проверяют по эталону на слайде Оценивают - Учиться распознавать хвойные и лиственные деревья | П: сравнивать объекты окружающего устанавливать аналогии; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов беседа Внешний контроль | - Ребята, вы многие слышали, что существует Международный день защиты детей, Международный день театра или Международный день шахматистов. А как вы думаете, есть день, например, защиты лесов? -Конечно, молодцы! 21 марта во всем мире отмечается Международный день лесов или Всемирный день защиты лесов. Берегите лес, ребята! - Итак, ребята, скажите, мы достигли сегодня на уроке целей, которые ставили перед собой? | - Да - Да, есть Подготовленный ученик читает стихотворение Дети делают вывод о достижении цели | К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная Группа словесных методов беседа Внешний контроль Самоконтроль | -А теперь нам пора оценить свою работу. На доске есть дерево, ваша задача подойти к доске взять листочек нужного по вашему мнению цвета и поместить на дерево. Желтые листочки – у меня все получилось. Было интересно! Зеленые листочки – у меня были ошибки. Есть над чем еще поработать. Домашнее задание будет нарисовать дерево, хвойное или лиственное, о котором вы узнали на уроке и подписать работу. Большое спасибо за урок, Вы большие молодцы! | Оценивают свою деятельность (индивидуально). | К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края
Урок рзработан для уточнения и закрепления знаний учащихся о лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...
Технологическая карта урока "Деревья, кустарники, травы" 1 класс
Технологическая карта урока по учебнику "Окружающий мир" Планета Знаний...
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе в виде технологической карты...
презентация: "Деревья лиственные и хвойные"
Познакомимся с наиболее часто встречающимися деревьями на территории нашего города....
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета»- ритм ручьёв, деревьев 2 класс Неменский Б. М.
Цель урока: формирование условий для ознакомления с понятием «ритм линий», для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урокаДидакти...
Конспект урока окружающего мира "Деревья лиственные и хвойные" ( 2 класс)
Конспект урока окружающего мира во 2 классе...
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края. Что такое хвоинки?"
Данный урок был разработан по УМК "Школа России" и представлен на городской конкурс для учителей начальной школы "Новое качество урока. Работаем по ФГОС" в Санкт-Петербурге.По резу...