Технологическая карта урока «Деревья лиственные и хвойные»
план-конспект урока по окружающему миру

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 15.11.24

Школа: МБОУ «Чечеульская СОШ»

Класс: 2А_

Урок: 4

Время: 10:40-11:29  Кабинет: _1

Студент: Нечипурук А.В.

Группа: 401НК_____

Учитель: Нечипурук Н.Н._

Методист: _______________________

Тема урока «Деревья лиственные и хвойные»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формировать о обучающихся знания о деревьях лиственных и хвойных.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся с хвойными и лиственными деревьями
  2. Обобщить знания о хвойных и лиственных деревьях

Предметные:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства
  2. •        уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Развивающие:

  1. развивать умение анализировать
  2. развивать умение сравнивать и обобщать изученные факты

Личностные:

  1. осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,

бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Воспитательные:

1 ) воспитывать бережное отношение к природе.

2)формировать интерес к изучаемому языку и окружающему миру;2

УМК: «Школа России» Учебник Окружающий мир. 2 класс. Плешаков А.А., Атлас-определитель «от земли до неба»  Плешаков А.А.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-

тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов :беседа

Группа наглядных методов Изображение

Внешний контроль

Самоконтроль

- Здравствуйте, ребята, Посмотрите, а что это за необычное послание у меня на столе? Кто хотел бы нам помочь его прочитать?

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех.

Разгадать лесные тайны

Приглашаю к себе всех.

Я люблю гулять по лесу,

в лесу хожу я каждый день.

Всё в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок, Старичок-…….!»   (показываю изображение Старичка- Лесовичка  на доске)

-  Ну, что, ребята, примем приглашение веселого Старичка-Лесовичка? 

- А разгадывать лесные тайны мы будем в командах. Давайте повторим правила работы в команде (на слайде появляются правила с пропуском слов, ребята досказывают словечко)

  1. Уважай мнение ……
  2.  Быть …..
  3.  Соблюдай …..

Участвовать ….      !

Слушают учителя, один из учеников зачитывает послание Старичка- Лесовичка

-Да

товарища

внимательным

тишину

всем

К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к

собеседнику;

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов беседа

Группа наглядных методов изображения

Внешний контроль

Самоконтроль

- Скажите ребята, какое сейчас время года?

- Какие признаки осени вы знаете?

- Посмотрите на доску и скажите, какое время года в лесу, куда пригласил нас Старичок- Лесовичок? Как вы это поняли?

- Конечно, ребята, молодцы! Действительно, в нашем лесу тоже наступила осень.  

- Ранее на уроках мы с вами говорили о растениях, давайте вспомним на какие группы делятся все растения?

- У какой группы есть только один

 ствол?

-Осень

-Солнце реже появляется на небе, небо затянуто тучами, часто льют дожди, холодная погода, листья облетают с деревьев( листопад), птицы улетают в теплые края

-Осень

- Деревья, кустарники и травы

-Деревья

П: на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и

зависимости между объектами;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные

объекты;

К: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно

высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты;

Р: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению

учебной задачи;

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов беседа

Внешний контроль

Самоконтроль

- Обратите внимание, что у каких-то  деревьев с приходом осени осталась листва, а у других нет. Почему так происходит, как вы думаете?

- Как вы думаете какова тема нашего урока   (на доске Деревья …. и ….)

- Но в  нашем лесу был сильный ветер, он  разбросал не только листья, но и слова. Как вы думаете, что нам сейчас нужно сделать? Конечно! Составить из слов предложения! А не заметили здесь ничего необычного? Конечно, надписи на листочках наших слов разного цвета. Давайте начнем с зеленого цвета.  Отлично!

- Теперь синий цвет!

- И последний цвет – красный!

- Какие Вы молодцы!

- Давайте теперь проговорим цели нашего урока

  1. Познакомиться с хвойными и лиственными деревьями
  2. Учиться распознавать хвойные и лиственные деревья
  3. Воспитывать бережное отношение к природе

- Ну что ж, зная цели, предлагаю познакомиться с  хвойными  и лиственными деревьями нашего леса

-Потому что хвойные деревья листву не сбрасывают, а лиственные сбрасывают

-Деревья лиственные и хвойные

Составляют из слов предложения

П: сравнивать

объекты

окружающего

устанавливать аналогии;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе

предложенного учителем способа еѐ проверки;

К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления

участников;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно

высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты;

Р: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению

учебной задачи;

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов беседа

Группа практических методов самостоятельная работа

Внешний контроль

Самоконтроль

А для этого Старичок - Лесовичок предлагает нам отгадать загадку.

Стоит красавица –
Косы зеленые,
Платье белое,
Кора горючая,
Ветка плакучая,
Семя летучее

- Что вы знаете о березе?

- Символом чего является береза?

-Как вы отличите березу от других деревьев?

- Есть ли еще деревья в нашей стране с такой же корой, как у березы?

Ответ на этот вопрос вы прочитаете в атласе-определителе, там где у вас закладка. На это задание у вас 1 минута.

- Время истекло, команды вы готовы?

- Тогда ответьте на вопрос, есть ли еще деревья в нашей стране с такой же корой  как у березы.

-Прочитайте ответ.

Учитель дополняет информацию

А известно ли Вам, что берёза не только красива, но очень полезна своей древесиной, корой, берёзовым соком. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Весной за сутки берёза может дать чуть больше ведра сока. Только не спеши собирать его, ведь без сока береза зачахнет и погибнет.

- Отгадайте следующую загадку 

Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей
Много-много желудей.

- Найдите в атласе-определителе информацию о дубе. Прочитайте.

 - Рассмотрите иллюстрацию на соседней страничке в атласе и найдите дуб.

- Как вы думаете, а у нас на доске  в лесу растет дуб?

- Какие листочки упали с этого дерева, давайте определим.  

-Как вы думаете, как называются деревья, у которых листья в виде пластинок?

- Только ли в лесу мы можем встретить лиственные деревья? - Где еще мы можем увидеть их?

 - Отгадайте следующую загадку 

Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? 

- Найдите в атласе -  определителе стр. 82  иллюстрацию этого дерева.

- Что вы можете сказать про это дерево?

-Посмотрите на доску и скажите, в  нашем  лесу растет ель?

- Где у нас в городе мы можем увидеть растущую ель?

Учитель дополняет информацию

Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления скрипок, гитар, пианино...

Так же ель используют в  лекарственных целях,  из еловой хвои получают витамин С.

- Отгадайте следующую загадку 

Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица…..  

- Посмотрите на доску и найдите у нас это дерево.

Учитель дополняет информацию

Сосна – прекрасное витаминное дерево. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. В сосновых лесах много ягод и грибов.

-Как вы думаете, как называются деревья, у которых листья в виде иголок или по другому хвоинок?

  Правильно! Умницы!

- Итак, ребята, над достижением какой цели мы сейчас с вами работали?

Отгадывают загадку

-Береза

Высказывают свое мнение

-Символом нашей страны

-По белой коре

Высказывают предположения

Открывают атлас-определитель на нужной странице и читают информацию

-Да

- Нет, деревьев с белой корой как у березы в России нет.

Отгадывают загадку

-Дуб

Находят информацию  в атласе-определителе  и зачитывают.

Находят иллюстрацию

-Да

Из листочков на доске находят и крепят на дерево

- Лиственные, появляется табличка на доске

-Парк, школьный двор, возле дома

Отгадывают загадку  

-Ель

Находят иллюстрацию  в атласе-определителе  и рассматривают.

Высказывают свои знания о дереве

-В парке, возле здания почты, возле здания администрации.

Отгадывают загадку  

-Сосна.

Слушают учителя

-Хвойные, появляется табличка на доске

-Познакомиться с хвойными и лиственными деревьями

П: сравнивать

объекты

окружающего

устанавливать аналогии;

находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно

заданному алгоритму;

К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления

участников;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно

высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты;

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к

собеседнику;

Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов беседа

Группа наглядных методов раздаточный материал

Группа практических методов самостоятельная работа

Внешний контроль

Самоконтроль

На столах у вас лежат рабочие листы, посмотрите на них. Достаньте всё содержимое из конверта.

- Итак, какую группу растений мы с вами сегодня изучаем?

- Прикрепите карточку по середине со словом «Деревья»

Теперь мы с вами знаем, что деревья бывают лиственные и хвойные.

Старичок - Лесовичок собрал опавшие листочки, давайте рассмотрим их.

- У каждого листочка есть свой номер, возьмите листочек  № 1,  рассмотрите его?

-Определите, с какого дерева этот лист?  

- К какой группе деревьев относится береза?

-Прикрепите листик в нужную колонку и прикрепите название дерева. В корзинке у вас лежат настоящие листики, найдите и определите лист березы. Рассмотрите его.

- Давайте сейчас немного отдохнем

Прикрепляют карточки

Рассматривают

-Береза

-Лиственные деревья

Рассматривают лист

П: сравнивать

объекты

окружающего

устанавливать аналогии;

находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно

заданному алгоритму;

К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления

участников;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно

высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты;

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к

собеседнику;

Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Физкультминутка (1 мин)

Елочки зеленые на ветру качаются  (качают из стороны в строну руками)

На ветру качаются (качают из стороны в строну руками, кистями потрясли)

Низко наклоняются (выполняют наклоны)

Сколько елочек зеленых, столько сделайте прыжков ( прыгают по количеству елочек)

Приседайте столько раз, сколько веточек у нас (приседают по количеству листиков)

Ох и острые иголки у красивой нашей елке.(присели за парты)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Группа словесных методов беседа

Группа наглядных методов раздаточный материал

Группа практических методов самостоятельная работа

Внешний контроль

Самоконтроль

- Рассмотрим лист под №2

-Определите,  с какого дерева он упал?

- К какой группе деревьев относится дуб?

- Прикрепите этот листочек в нужную  колонку рабочего листа и прикрепите название дерева.

В корзинке у вас лежат настоящие листики, найдите и определите лист дуба. Рассмотрите его.

- Итак, рассмотрите эти листья и скажите, что общего у них?

- Деревья, на котором растут листья – называются …

- Что происходит с лиственными деревьями в отличии от хвойных деревьев с приходом осени или зимы?

- Посмотрите на листочек из конверта под №3.

- С какого дерева этот листок?

-  Скажите, есть ли у ели листочки?

-Да, это листочки, но они особенные, как по – другому мы  их называем?

-  Молодцы, ребята! Правильно!

- Как вы думаете, к  какой группе деревьев нужно отнести ель?

- Прикрепите хвою в нужную колонку и прикрепите название дерева.

- Найдите и определите в корзинке веточку ели. Рассмотрите её.

- Посмотрите на веточку под №4.  

- С какого дерева эта веточка?

- Как вы думаете, к  какой группе деревьев нужно отнести сосну?

-Прикрепите веточку в нужную колонку и прикрепите название дерева.

- Найдите и определите в корзинке веточку сосны. Рассмотрите её.

- Итак, как называются деревья у которых вместо листочков - иголки?

-Правильно, ребята! Деревья на которых растет хвоя, называются хвойные деревья.

- Что происходит с хвойными деревьями в отличии от лиственных деревьев с приходом осени или зимы?

 - В конвертах остались еще карточки с названиями деревьев, ваша задача прочитать названия, подумать к какой группе стоит отнести эти деревья. (Клен, тополь, осина, пихта, сосна кедровая, лиственница). Для этой работы можно использовать атлас-определитель.

-Для проверки этой работы, прошу команды поменяться рабочими листами для взаимопроверки.

- Были ли у вас затруднения, при распределении деревьев по группам?

-На какие две группы вы разделили эти деревья?

- В какую группу вы определили лиственницу?

- Для того, чтобы ответить на вопрос в какую группу определить лиственницу, предлагаю посмотреть небольшой видеоролик об этом дереве.

- Итак, в какую группу мы определим лиственницу?

- Теперь проверьте рабочие листы по эталону (появляется слайд)

- Оцените работу команды. Если нет ошибок ставим + в нижнем левом углу, если есть недочеты ставим !

- Итак, ребята, над достижением какой цели мы сейчас с вами работали?

-Дуб

-Лиственные деревья

Рассматривают

- Листочки в виде пластинок

-Лиственные деревья.

- Лиственные деревья сбрасывают осенью листву

Рассматривают

- Ель

- У ели иголки

 - Иголки, хвоя

-Хвойные деревья

Прикрепляют карточку и рассматривают лист

- Сосна

 - Хвойные деревья

Прикрепляют  карточку и рассматривают веточку

- Хвойные деревья

- Хвойные деревья свою хвою не сбрасывают с приходом осени. Эти деревья круглый год зеленые.

Дети в командах работают самостоятельно

Команды меняются рабочими листами

Высказывают свои затруднения

Просмотр видеоролика

Проверяют по эталону на слайде

Оценивают

- Учиться распознавать хвойные и лиственные деревья

П: сравнивать

объекты

окружающего

устанавливать аналогии;

находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно

заданному алгоритму;

К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления

участников;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно

высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты;

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к

собеседнику;

Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов беседа

Внешний контроль

- Ребята, вы многие слышали, что существует Международный день защиты детей, Международный день театра или Международный день шахматистов.

А как вы думаете, есть день, например,  защиты лесов?

-Конечно, молодцы!

 21 марта во всем мире отмечается Международный день лесов или Всемирный день защиты лесов.

Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород
В нем еще живут зверята
Разных видов и пород
По утру поют нам птицы
А листва укроет в зной
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры
Благодарны будут звери
И деревья, и кусты.

- Итак, ребята, скажите, мы достигли сегодня на уроке целей, которые ставили перед собой?

- Да

- Да, есть

Подготовленный ученик читает стихотворение

Дети делают вывод о достижении цели

К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления

участников;

Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Рефлексия деятельности  (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Группа словесных методов беседа

Внешний контроль

Самоконтроль

-А теперь нам пора оценить свою работу. На доске есть дерево, ваша задача подойти к доске взять листочек нужного по вашему мнению цвета и поместить на дерево.

Желтые листочки  – у меня все получилось. Было интересно!

Зеленые листочки  – у меня были ошибки. Есть над чем еще поработать.

Домашнее задание будет нарисовать дерево, хвойное или лиственное, о котором вы узнали на уроке и подписать работу.

Большое спасибо за урок, Вы большие молодцы!

Оценивают свою деятельность (индивидуально).

К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления

участников;

Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой

учителя;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

Технологическая карта урока "Деревья, кустарники, травы" 1 класс

Технологическая карта урока по учебнику "Окружающий мир" Планета Знаний...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»

Методическая разработка урока литературного чтения  во 2 классе в виде технологической карты...

презентация: "Деревья лиственные и хвойные"

Познакомимся с наиболее часто встречающимися деревьями на территории нашего города....

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета»- ритм ручьёв, деревьев 2 класс Неменский Б. М.

Цель урока: формирование условий для ознакомления с понятием «ритм линий», для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урокаДидакти...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края. Что такое хвоинки?"

Данный урок был разработан по УМК "Школа России" и представлен на городской конкурс для учителей начальной школы "Новое качество урока. Работаем по ФГОС" в Санкт-Петербурге.По резу...